• Категория: История политических и правовых учений
  • Вид работы: Эссе

Автор: Тамакаев А.А.

Изменение содержания образования невозможно без изменения форм организации учебного процесса, деятельности учителя. Наиболее актуальными становятся такие методы организации обучения, которые способствуют формированию универсальных умений, свободному самовыражению, способности по-новому реагировать на происходящее и созданию собственного продукта творчества. Реализовать эти идеи во многом помогают новые, современные методы обучения, где на первое место выдвинута содержательная задача построения целостной картины мира, а на второе поиск места своего «Я» в этом мире, что и подтверждает актуальность темы курсовой  работы.

В последнее время развернулись широкие исследования, посвященные работе по изучению средств обучения школьника, в которых выявляется сущность основных понятий теории дидактики и педагогической психологии, указываются способы совершенствования принципов, содержания, форм, методов работы в этом направлении (Белова Н.И., Бухаркина М. Ю., Дормаш С.В., Заводова Т.Е.  и др).

Однако, на наш взгляд, работа по анализу понятия и сущности современных технологий обучения далека от совершенства.

В связи с вышеизложенным рассмотрим возможности применения игровых технологий на уроках истории и обществознания при  изучении нормативно-правовых актов, что и стало целью его написания.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялся следующий метод исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

Основная цель работы учителя - научить ребенка самостоятельно мыслить, чтобы знания стали для него не скучным сводом правил, а радостным открытием[1]. Для этого необходимо создать условия, обеспечивающие успех в учебной работе, ощущение радости на пути к знаниям и умениям.

Нестандартное задание на уроках обществознания и истории – понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки:

– самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

– необычные условия работы;

– активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Работа в командах, группах способствует воспитанию взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу, товарищества, чувства локтя.

Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

- формирование у учащихся интереса и уважения к предмету

- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;

- развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика[2].

Действие принципов избирательности, научной углубленности, практической направленности, занимательности, органичного сочетания коллективной, индивидуальной, групповой учебной деятельности позволяет отобрать не столь часто используемые методы (исследовательский, эвристический, коммуникативный) и приемы обучения (конструирование; реконструкция; сопоставительный анализ и т.п.)[3].

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, исторические сказки, загадки, «расследования»).

Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом.

Методика проведения уроков истории в школе позволяет применять различные виды нестандартных заданий. Рассмотрим их подробнее.

Урок-семинар еще не стал традиционной формой проведения уроков в школе, поэтому следует выделить его основные особенности. Вот как они определены Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевой Л.А.: «Специфика семинара заключается, во-первых, в самостоятельной подготовке учащихся по определенной частной теме, во-вторых, в сообщениях школьников по этим темам, в-третьих, в обсуждении всеми присутствующими заслушанного, в-четвертых, в подведении итогов обсуждения темы преподавателем»[4]. Это же относится и к уроку истории и обществознания.

Семинар приобретает творческий характер, когда для более глубокого рассмотрения проблемы учащиеся подбирают материалы газет, радио- и телепередач, научных журналов, научно-популярных книг. Например, ребятам предлагается следующее домашнее задание, которое потом обсуждается на уроке – семинаре: найдите в прессе ситуации, где нарушается Конвенция о правах ребенка.

При подготовке к семинару учитель должен продумать систему вопросов (репродуктивного и проблемного характера) для самостоятельной подготовки учащихся, индивидуальные задания для самостоятельного выполнения.

Подготовка к семинару организуется таким образом, чтобы в ней приняли участие все учащиеся. Например при изучении Конституции РФ часть школьников готовит выступления (учитель помогает им подобрать дополнительную литературу, если это необходимо – оказывает помощь в подготовке плана выступления, иногда просматривает его текст), остальные же получают задание повторить основные вопросы по учебнику (лекционным записям), а также выполнить задания практического характера, которые затем обсуждаются на семинаре, например: если бы вы были государственным деятелем какие бы еще статьи Конституции вы добавили.

В ходе подготовки семинара возможна организация групповой работы учащихся. В этом случае доклад (реферат, сообщение) готовится сообща. Работу организует руководитель группы, который назначается учителем или выбирается учениками. Одному из членов группы поручается выступить с коллективно подготовленным сообщением на семинаре. Групповая подготовка обеспечивает посильное участие в работе каждого ученика, повышает интерес к ней и ответственность за ее выполнение.

Как правило, на семинаре предлагается к обсуждению несколько докладов (сообщений), поэтому важно, чтобы все они были связаны между собой: при переходе от одного доклада к другому учитель с помощью нескольких фраз, минимального комментария помогает учащимся увидеть логику развертывания общей темы семинара.

При обсуждении каждого сообщения следует использовать практические задания, которые помогают учащимся убедиться в справедливости высказанных положений. Для этого можно обратиться и к тем заданиям, которые школьники выполняли дома при подготовке к семинару. Например, дома у учащихся было групповое задание придумать и инсценировать ситуации, где нарушается Конституция.

Еще одним видом нестандартных уроков может выступать урок – лекция, которую можно проводить в разных формах.

Примером может служить лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. Например, в начале лекции по теме «Семейное законодательство» учащимся даются следующие вопросы, на которые они должны найти ответы в ходе лекции:

  1. Каким документом регулировались семейные отношения в допетровской России?
  2. Место регистрации брака
  3. Является ли обязательным медицинское обследование лиц, вступающих в брак.
  4. Какая разница в возрасте должна быть между усыновителем и усыновляемым?
  5. В каком случае супруг не может развестись с женой?
  6. Обязана ли жена брать фамилию мужа?
  7. Брачный возраст, по общему правилу, в Российской Федерации.
  8. Какая мировая религия допускает многоженство?
  9. Лицо, имеющее право и обязанность воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном воспитании, если ребенок по каким – либо причинам лишен родителей
  10. Соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить[5]. Например, на лекции по теме «Семейное законодательство» можно предложить решить следующие ситуации:

1. С. В.Петров – 45 лет, предприниматель. “Обращаюсь в суд с иском о разделе имущества: пианино, мебельного гарнитура, видеоаппаратуры, библиотеки. Прошу выделить мне большую часть из состава названого имущества, так как мой заработок в течение последних трех лет составлял 25 тысяч рублей, а заработок жены – 9 тысяч рублей, притом на протяжении двадцатилетнего совместного проживания она работала всего 5 лет, а остальное время вела хозяйство и воспитывала детей. Прошу суд удовлетворить мою просьбу”!

Удовлетворит ли суд просьбу Петрова?

  1. К.В.Семенов – 30 лет, водитель. “Мы с женой разошлись 2 года назад, в настоящее время мой сын – Семенов Вова и его мать проживают отдельно от меня. Я решил увидеться с сыном в школе и расспросить учителей о том, как у него обстоят дела. В школе мне ответили, что не сообщат никакой информации о мальчике, так как я не проживаю совместно с ребенком.

Может ли родитель, проживающий не совместно с ребенком, получить о нем какую либо информацию из учебного заведения?”

Школьная лекция целесообразна: при прохождении нового материала, не связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного учебного материала; в конце изучения темы; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей; при выводе

сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера; при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи[6].

Условиями эффективного проведения лекции являются:

- четкое продумывание и сообщение обучаемым плана лекции;

- логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана с заключениями и выводами после каждого из них;

- логичность связей при переходе к следующему разделу;

- доступность, ясность излагаемого;

- использование разнообразных средств наглядности и ТСО;

- обучение учащихся фиксирующим записям, умению выделять главное, подчеркивать основные мысли, делать резюме и т.д.;

- итоговая беседа по теме лекции.

Одной из основных проблем обучения в среднем и старшем звене является снижение мотивации учения, что влияет на развитие познавательного интереса. Формирование учебной деятельности часто не совпадает с личностными потребностями ребёнка и очень болезненно воспринимается им.

Для повышения мотивации учения подростков можно использовать возможности дидактических игр.

Игра всегда занимает значительное место в обучении детей в школе. Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать  в игре. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

В ситуации дидактической игры знания усва­иваются лучше. Дидактическую игру и урок про­тивопоставлять нельзя. Самое главное — и это необходимо еще раз подчеркнуть — дидактичес­кая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще все­го непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педа­гогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог — участники одной игры. Нарушается это условие — и педагог становится на путь прямого обучения[7].

Исходя из вышесказанного, дидактическая игра — это игра только для ребенка. Для взрослого она — способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидакти­ческих игр и игровых приемов обучения — облег­чить переход к учебным задачам, сделать его пос­тепенным[8]. Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:

  • функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному ре­жиму;
  • функция формирования психических новообра­зований;
  • функция формирования собственно учебной деятельности;
  • функции формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
  • функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
  • функция формирования адекватных взаимоот­ношений и освоения социальных ролей[9].

Итак, дидактическая игра — это сложное, мно­гогранное явление. В дидактических играх проис­ходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое ис­пользование дидактической игры в учебном про­цессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием четко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов', игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.

Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся в процессе игры. Они разрабатываются с учетом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.

Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др[10].

Дидактическая игра имеет определенный результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры[11].

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока[12].

Урок  "Каждый правый имеет право"

Цель:

  • повышение социально - правовой компетентности старшеклассников посредством обучения практическим навыкам реализации и защиты своих прав.

Ожидаемый результат в субъекте:

  • осознание социальной ценности права как средства защиты личности и общества;
  • усвоение совокупности конкретных правил поведения в семье, в школе, на улице, в учреждениях культуры, местах отдыха, ориентированных на уважение к правам и свободам других граждан;
  • приобретение практического опыта применения прав человека, самостоятельного решения конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав подростка.
  • Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ “О занятости населения”;
  • Жилищный Кодекс;
  • Кодекс об Административных правонарушениях;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;
  • Семейный Кодекс;
  • Уголовный Кодекс РФ;
  • Ф. Закон “Об образовании”;
  • Закон РФ “О защите прав потребителей”;
  • Федеральный Закон РФ “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”;
  • Закон РФ “Об общественных объединениях”, Правила дорожного движения;
  • Правила поведения в общественных местах.

Урок  проводится в несколько этапов

Предварительная работа.

Исследовательская работа с Законами РФ и подготовка пакета документов – выдержек из Федеральных Законов и нормативных актов:

Разработка хода деловой игры (I).

Проведение деловой игры (классный час)

В ходе игры:

  • определение социальных ролей подростков;
  • определение круга взаимодействия в рамках этих социальных ролей;
  • определение законов и нормативных документов, регламентирующих эти взаимоотношения;
  • знакомство с выдержками из законов и нормативных документов;
  • разработка и проигрывание ситуаций согласно правилам “Этики делового общения”.

Взаимодействие с правозащитными организациями города.

  • Управление образования, начальник.
  • Управление образования, инспектор по охране детства .
  • Управление внутренних дел ГИБДД.
  • Военкомат.
  • Комитет по защите прав потребителей.
  • Молодежная биржа труда.
  • Управление по делам молодежи и спорта.

Цель взаимодействия:

  • определение прав и обязанностей в конкретной социальной роли;
  • выявление механизмов защиты прав подростков;
  • выявление и составление статистики реализации прав и нарушения прав в отношении подростков и самими подростками в городе

Оформление полученной информации:

  • механизм защиты прав: куда и к кому непосредственно обращаться в случае нарушения прав подростка, адрес организации и телефоны должностных лиц, образцы заявлений;
  • оформление в таблицах и графиках статистики нарушения прав и обязанностей подростками и в отношении подростков.

Сценарий проведения деловой игры (этап II).

1. (Звучит запись первого крика ребенка. Ведущие – старшеклассники.)

- Человек родился?

- Человек родился .

- Человек!

- Получит свой первый документ – свидетельство о рождении. Станет полноправным гражданином своей страны.

- Человек растет. Общается с окружающим его обществом (социумом).

- А общество живет по правилам.

- А для чего люди придумывают правила?

- Да чтобы не было ссор, обид. Правил много. В каждом случае свои.

- Затем эти правила превратились в Законы, в которых прописаны права и обязанности. Эти законы охраняют права всех граждан и должны соблюдаться всеми. Если этого не происходит, то появляются конфликты между людьми и даже между государствами.

- Но как же узнать, в каком случае, какой закон защищает ваши права?

Учитель. Каждый человек в своей жизни выполняет множество различных социальных ролей. Например: сейчас мы с вами в школе, где моя социальная роль – учитель, ваша – учащиеся. После школы мы идем домой. Наши социальные роли меняются. Ваша социальная роль – сын (или дочь), внук (внучка). Я в свой семье - мама и жена.

Сейчас я вам предлагаю вспомнить и назвать все социальные роли, которые вы выполняли в своей жизни или те, которые вам предстоит выполнять.

(Все предложенные варианты записываются на доске, объединяются по направлениям. На доске чертится таблица )

Вариант записи на доске.

Социальные роли С кем взаимодействует в данной социальной роли Правила Законы Кто охраняет?
Сын, дочь – член семьи С другими членами семьи Правила поведения в обществе, правила этикета Семейный кодекс Инспектор по охране детства
И т.д.

 

2. Класс делится на микрогруппы по 3-5 человек. Каждой группе предлагаются выдержки из правовых документов для изучения. Дается время на изучение документов. Затем представитель каждой группы озвучивает на весь класс информацию из документа (кратко).

3. Каждой группе предлагаются ролевые ситуации взаимодействия с чиновниками (написаны на перевернутых листах). Команде необходимо инсценировать ситуацию и проиграть правильное поведение.

Варианты анкет по итогам проведения всех этапов классного часа.

вопрос Варианты ответов
1 Полезна ли встреча и общение с представителями правозащитных служб? 1.Да 2.Нет 3.не знаю
2 Узнали ли Вы что-то новое о своих правах и обязанностях? 1.Да 2.Нет 3.Затрудняюсь ответить
3 Помогут ли Вам знания механизма защиты прав подростка в решении проблемных жизненных ситуаций? 1.Да 2.Нет 3.Затрудняюсь ответить
4 Сможете ли Вы самостоятельно составить текст заявления, доверенности и т.п.? 1.Да 2. Нет 3. Затрудняюсь ответить
5 Надо ли продолжать работу по повышению правовой компетентности подростков? Ваши предложения: 1.Да 2. Нет 3. Затрудняюсь ответить
6 Интересна ли тебе тема защиты прав подростков? 1. Да 2. Нет 3. Не задумывался
7 Приходилось ли тебе сталкиваться с проблемой нарушения прав? 1. Да 2. Нет 3. Затрудняюсь ответить
8 Сможешь ли ты воспользоваться ею? 1. Думаю, что смогу 2. Наверное, нет 3. Затрудняюсь ответить
9 Если в твоем присутствии нарушили права подростка, твои действия: 1. Пройду мимо, меня это не касается 2. Посоветую как защитить права 3. Я не знаю, как помочь.

Итоговый вывод

Таким образом, подводя итог, можно отметить, в мировом сообществе сегодня происходят процессы, которые связаны с изменением представлений о сущности и целях образования. Эти процессы вызывают к жизни потребность в поиске иных подходов к организации учебно-воспитательного процесса, способных обеспечить возможность саморазвития и самореализации личности. Современное общество, как никогда, нуждается в активном, творческом человеке, внутренне свободном и умеющем жить в условиях свободы, сориентированном на общечеловеческие ценности и осознающем свою самоценность, уникальность и ощущающем взаимосвязь с миром в целом.

В свете сказанного наблюдается огромный незадействованный потенциал теории и практики нового, альтернативного обучения и воспитания. Самоценность личности, самоценность детства, свобода и свободоспособность, природосообразность воспитания и развития человека как такового – именно эти идеи педагогики свободы жизненны и актуальны, несмотря на всю сложность их реализации.

Действительность такова, что в связи с кризисными явлениями переходного периода возникают острые противоречия между процессом саморазвития личности и системой традиционного обучения; между потребностью развития творческих способностей индивида и снижением общей культуры; наличием интеллектуальных потенций молодежи и их невостребованностью обществом; общим ростом развития общества и консерватизмом подходов в воспитании. Данные противоречия и многие другие можно, как нам представляется, разрешить посредством использования нетрадиционных форм урока, а также игровой технологии обучения.

 

Список используемых источников

  1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории. - М.: Владос-Пресс, 2001  - 160с
  2. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М.: Просвещение, 1983. – 208 с.
  3. Горбунова Л.Н., Цвелюх И.П. Поддержка профессиональных инициатив педагога в процессе повышения квалификации. - М.: Изд-во АПКиППРО, 2006 – 186с
  4. Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Семинар по русскому языку. – М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
  5. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. - М.: Просвещение, 1966. - 438 с.
  6. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. —  М.: Педагогическое общество России, 2004 – 384с
  7. Караваев А. Игровые уроки в старших классах. // Учитель. 2006, № 1, с. 3-6.
  8. Климкина Ю.Е. Уроки-семинары по русскому языку в старших классах. // Русский язык в школе. 2001, № 4, с. 27-29
  9. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М. : Владос-пресс, 2001. – 245 с
  10. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории. // Преподавание истории в школе №4, 1989
  11. Оленев С.А., Зубович М.М.Подготовка и проведение лекционного занятия // Сибирский юридический вестник. – 2002. - №1
  12. Развитие интереса к предмету через нестандартные уроки с использованием информационных технологий: Из опыта работы Лесковой Марии Григорьевны,учителя русского языка и литературы МОУ СОШ с. Екатерино-Никольского. – Биробиджан: ОблИУУ, 2009 – 36с

[1] Горбунова Л.Н., Цвелюх И.П. Поддержка профессиональных инициатив педагога в процессе повышения квалификации. - М.: Изд-во АПКиППРО, 2006 – с. 27
[2] Развитие интереса к предмету через нестандартные уроки с использованием информационных технологий: Из опыта работы Лесковой Марии Григорьевны,учителя русского языка и литературы МОУ СОШ с. Екатерино-Никольского. – Биробиджан: ОблИУУ, 2009 – с. 6
[3] Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Семинар по русскому языку. – М., 1988 - с. 26
[4] Климкина Ю.Е. Уроки-семинары по русскому языку в старших классах. // Русский язык в школе. 2001, № 4, с. 27-29
[5] Оленев С.А., Зубович М.М.Подготовка и проведение лекционного занятия // Сибирский юридический вестник. – 2002. - №1
[6] Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. - М.: Просвещение, 1986
[7] Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2003 г – с. 23
[8] Борзова Л.П. Игры на уроке истории. М., 2001 г
[9] Караваев А. Игровые уроки в старших классах. // Учитель. 2006, № 1, с. 3-6.
[10] Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории. // Преподавание истории в школе №4, 1989
[11] Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983

[12] Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. —  М.: Педагогическое общество России, 2004


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.