• Категория: Криминалистика

Оглавление С Введение…………………………………………………………………….…..4 1. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ………………….7 1.1. Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов..………………………………..……………………………………..13 1.2. Криминалистическая характеристика незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ…………………………..36 2. Особенности возбуждения уголовного дела и первоначальный этап расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 2.1. Возбуждение уголовного дела и обстоятельства, подлежащие установлению……………………………………………………………….…44 2.2. Следственный осмотр по делам о незаконном обороте наркотических средств…………………………………………………………………………58 2.3. Допрос подозреваемых (обвиняемых) по делам исследуемой категории……………..………………………………………………………..63 2.4. Тактика обыска, выемки, назначение и проведение судебной экспертизы по делам незаконного оборота наркотических средств………………………………………………………………………....66 3. Взаимодействие следствия с оперативными подразделениями и практика расследования уголовных дел связанных с незаконным оборотом наркотических средств. 3.1. Взаимодействие следствия с оперативными подразделениями по делам незаконного оборота наркотиков…………………………………………….71 3.2. Практика расследования уголовных дел на примере Федеральной Службы по контролю за оборотом наркотиков по Челябинской области...79 Заключение…………………………………………………………………….87 Библиографический список…………………………………………………..93 Введение В течение последних 10-15 лет в нашей стране проблему наркотиков смело можно отнести к социально приоритетной сфере. Наркобизнес и наркомания активно обсуждаются в средствах массовой информации, ученых кругах, властных структурах и пр. Среди проблем, с которыми пришлось столкнуться человечеству на пороге XXI века, большую тревогу вызывает распространение наркомании. Можно со всей определенностью сказать, что данное явление представляет непосредственную и реальную угрозу здоровью не только отдельной личности, но и нации в целом. Глобальность и опасность этой угрозы отмечалась в Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН) 1988 г. «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», в которой указывается, что незаконное производство, спрос и оборот наркотиков «представляют собой серьезную угрозу для здоровья и благополучия людей и оказывают отрицательное воздействие на экономические, культурные и политические основы общества». Наркомания и связанная с ней преступность приобретает всё более значительные масштабы и сказывается на морально - психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок. Таким образом, проблема наркомании в России приобрела сегодня общенациональное значение. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в России с каждым годом приобретает все более значительные масштабы. Увеличение числа больных наркоманией закономерно влечет за собой рост совершенных преступлений, связанных с наркотиками, а, следовательно, преступных доходов. Установленная уголовная и административная ответственность за нарушение антинаркотического законодательства не способствуют сокращению спроса и предложения на наркотики. Пути их распространения носят все более изощренный характер. Объектом исследования в работе являются уголовно-процессуальные отношения, возникающие в следствие возбуждения и расследования уголовных дел, возбуждаемых в связи с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Предметом исследования – закономерность деятельности Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Челябинской области, направленная на борьбу с незаконным оборотом наркотических веществ. Цель дипломной работы состоит в изучении постоянно обновляющейся нормативной базы, исследовании методики и практической деятельности ФСКН по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В соответствии с поставленной целью следует решить задачи: 1. Изучить методику расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ; 2. Изучить практику работы ФСКН; 3. Исследовать современную нормативно-правовую базу в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств или психотропных веществ, а также проблем, возникающих в этой сфере; 4. Обобщить и провести анализ судебно-следственной практики по делам о незаконной перевозке, пересылке, хранении либо сбыте наркотических средств или психотропных веществ. В работе использована теория и методология, изложенная в монографиях российских и зарубежных ученых, в частности: А.А. Габиани, Р.М. Готлиба, Л.И. Романовой, А.Г. Алехина, Е.Г. Бааль, Э.А. Бабаяна, А.В. Власова. Особое место занял анализ трудов ученых: С.С Алексеева, Д.Н. Бахраха, М.И. Еропкина, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, А.П. Лончакова, В.И. Серегина. Теоретической основой дипломной работы послужили труды отечественных специалистов, законодательные акты Российской Федерации, материалы судебной практики по делам, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В первой главе дипломной работы рассмотрены уголовно-правовые меры с незаконными перевозкой, пересылкой, хранением либо сбытом наркотических средств или психотропных веществ, осуществлен анализ положение статьи 228-1 Уголовного Кодекса Российской Федерации (УК РФ) «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов» и статьи 228-2 УК РФ «Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ». Во второй главе раскрыта методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, проанализирован федеральный закон №114-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В третьей главе рассмотрены задачи и функции ФСКН по Челябинской области, предложены рекомендации в целях совершенствования государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Заключение На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы. Среди проблем, с которыми пришлось столкнуться человечеству на пороге XXI века, большую тревогу вызывает распространение наркомании. Можно со всей определенностью сказать, что данное явление представляет непосредственную и реальную угрозу здоровью не только отдельной личности, но и нации в целом. Глобальность и опасность этой угрозы отмечалась в Конвенции ООН 1988 г. «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», в которой указывается, что незаконное производство, спрос и оборот наркотиков «представляют собой серьезную угрозу для здоровья и благополучия людей и оказывают отрицательное воздействие на экономические, культурные и политические основы общества». В структуре преступлений, связанных с наркотическими средствами, 77,7% занимают незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотиков без цели сбыта, с целью сбыта – 13,3 %. Проблема распространения и употребления наркотиков в России является общенациональной проблемой, которая требует незамедлительных действий со стороны государства, поскольку по своим долгосрочным последствиям она должна быть отнесена в категорию прямых угроз национальной безопасности России. Причем признание это должно быть сделано на высшем уровне. При этом необходимо осознать, что Россия сегодня находится в уникальном положении – она принадлежит к тому небольшому количеству государств, которые являются одновременно и потребителями, и производителями, и зонами транзита наркотических средств. В российском обществе до сих пор не сложилось должного понимания этой угрозы как социальной стабильности общества, так и угрозы здоровью нации как таковой. Проблема наркомании не всегда вычленяется как самостоятельная, зачастую рассматриваясь в общем контексте преступности. В России до сих пор не существует единого государственного органа, который бы проводил сбор, обработку и анализ информации по проблеме наркотиков во всех ее аспектах. Его создание - одна из наиболее актуальных задач, так как без этого невозможно эффективное планирование действий государства и общества. Проблемы распространения наркотиков и борьбы с наркоманией должны быть рассмотрены на уровне руководителей стран СHГ с учетом именно того, что на территорию России основной поток наркотических средств поступает, прежде всего, с Украины, из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, а также из Азербайджана и Грузии. Совершенно очевидно, что борьба с наркотиками требует активизации и развития международного сотрудничества. Проблема борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, является весьма актуальной. На сегодняшний день наблюдается развитие нелегального производства наркотиков, увеличиваются площади незаконных посевов наркосодержащих растений, быстрыми темпами растет число лиц, прибегающих к немедицинскому потреблению наркотиков, возрастает их смертность. Правительство России уделяет первоочередное внимание необходимости принятия адекватных мер, поскольку наркотики представляют существенную угрозу не только здоровью населения, но и оказывают негативное влияние на состояние правопорядка, политическую, экономическую и социальную стабильность. В Российской Федерации принята Концепция государственной политики по контролю за наркотиками. Она утверждена Президентом Российской Федерации 22 июля 1993 года. В этом документе наряду с вопросами предупреждения злоупотребления наркотиков, лечение и социальная реабилитации больных наркоманией, поставлена задача совершенствования антинаркотического законодательства. В частности предписано урегулировать порядок законного оборота наркотиков, используемых в медицинских и научных целях, пересмотреть действующее уголовное и административное законодательство об ответственности правонарушения, связанные с наркотиками. Предусмотренное введение принудительного лечения как меры, заменяющей уголовные наказания за совершение преступных деяний, не представляющих большой общественной опасности. С учетом данной концепции были разработаны статьи нового уголовного кодекса Российской Федерации, который был введен в действие 1 января 1997 года, предусматривающие ответственность за участие в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, а также появился Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Правительство России сталкивается со значительными трудностями в эффективном противодействии быстро ухудшающейся наркоситуации и возрастающей в связи с этим преступности. Для решения этой проблемы следует закрепить распространение на законодательном уровне и ни в коем случае не следует допускать легализации немедицинского потребления наркотиков. В настоящее время в России введена норма административного права, предусматривающая запрещение их потребления. Это не уменьшит числа потребителей, необходимо ужесточение наказания на уровне административного права и привлечение к уголовной ответственности за повторное нарушение данного запрета. Прежде всего, важно чтобы проблема наркомании постоянно оставалась в поле внимания, как государственных органов власти, так и населения. Опыт зарубежных стран показывает, что средства, вложенные в борьбу с наркоманией, предупреждение незаконного оборота наркотиков окупаются сторицей по сравнению с теми суммами, которые требуются на преодоление последствий распространение наркотиков. Важно предусмотреть в бюджете Российской Федерации выделение необходимых средств для противодействия злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту, а также обеспечения деятельности органов по их противодействию. Помимо этого необходимо создание Федерального внебюджетного фонда противодействия незаконному обороту наркотиков в соответствии со статьей 42 Федерального закона « О наркотических средствах и психотропных веществах». Среди причин, способствующих проявлениям наркомании, являются недостатки в деятельности органов внутренних дел, так как они обладают специфическим набором прав и обязанностей в данной сфере и являются на сегодня основным составным звеном аппарата государственного управления, непосредственно осуществляющим реализацию антинаркотического законодательства. Эти причины выражаются в несовершенстве способов выявления и учета лиц, совершающих различные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств, отсутствии должного и систематического контроля за их образом жизни, слабом взаимодействии органов внутренних дел с другими государственными органами и общественными организациями, деятельность которых связана с предупреждением и пресечением наркомании. Важная роль в предупреждении и пресечении незаконного оборота наркотических средств, устранении причин и условий, способствующих распространению этого явления, принадлежит административно-правовым средствам. Необходимость усиления борьбы с незаконным оборотом наркотиков требует совершенствования административно-правовых средств, используемых в этой борьбе. Совершенствование должно осуществляться по следующим направлениям: 1. Повышение роли законодательства в установлении административно-правовых средств; 2. Создании наиболее эффективной системы административно-правовых средств борьбы с незаконным оборотом наркотиков путем введения в нее новых, наиболее эффективных средств, дополняющих арсенал имеющихся. В целях предупреждения распространению наркомании следует уделить особое внимание созданию реабилитационных центров по лечению лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, при этом целесообразно учесть международный опыт создания и работы данных центров. Одно из решающих условий преодоления незаконного оборота наркотиков – ликвидация источников незаконной добычи наркотиков. Наименее защищенные из них в настоящее время – плантации конопли. В специфических условиях Дальневосточного региона, где в больших количествах произрастают наркосодержащие растения, недостаточное внимание обращается на их уничтожение, что способствует, более стремительному распространению наркомании и ее незаконному обороту. Необходимо решить вопрос об ограждении территорий агропромышленных комплексов, взятии под вневедомственную охрану. Также на объектах химфармпредприятий следует уделять внимание всем этапам технологии, хранению и реализации лекарственных средств, репутации тех, кто допущен к работе с наркотиками. Борьба с незаконным оборотом ведется неэффективно. Именно поэтому число наркоманов растет из года в год. Дела по незаконному обороту ограничиваются, главным образом, делами по приобретению наркотиков. Что же касается преступных организаций, связанных с оборотом наркотиков, то дел на них очень мало. Репрессивные методы борьбы с наркоманией неэффективны. Это доказывает мировой опыт. Поставленные цели и задачи в дипломной работе были выполнены. Были выявлены недостатки существующего антинаркотического законодательства и предложены рекомендации по улучшению борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Библиографический список Нормативно-правовые акты: 1. Бюллетень Верховного Суда РСФСР. - 1990. - №7. 2. Письмо Государственного таможенного комитета РФ от 5 августа 1998 г. № 01-15/16386 «Об утверждении правил провоза наркотических средств или психотропных веществ в лечебных целях больными, следующими транзитом через территорию Российской Федерации». 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000 г. № 577 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с этой деятельностью», вместе с Положением о представлении юридическими лицами отчетов и Правилами хранения специальных журналов. 4. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 сентября 2000 г., № 46 «О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с этой деятельностью». 5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 388, Министерства экономики Российской федерации № 472, Государственного таможенного комитета Российской Федерации № 726, Федеральной службы безопасности Российской Федерации № 530 и ФПС Российской Федерации № 585 от 9 ноября 1999 г.«Об утверждении инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под их специальным контролем, и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения». 6. Приказ МВД РФ от 17 января 2006г. №19 «О деятельности ОВД по предупреждению преступлений» 7. Протокол заседания Постоянного комитета по контролю наркотиков 9 октября 1996 года № 51/7-96 // Новые лекарственные препараты. – 1998. 8. Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 2. – С. 319. 9. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: «Экзамен», 2007. – 192с. 10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. – М.: «Экзамен», 2007. – 543с. 11. Федеральный закон от 12 августа 1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». 12. Федеральный закон от 8 января 1998года «О наркотических средствах и психотропных веществах» 13. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Книги: 1. Авербух В. Большинство преступников – наркоманы // Российская газета. - 03.07.2002. - № 352. – С.36. 2. Александров А.И., Айнбиндер М.Я., Афанасьев В.В.: Наркотики в России: преступления и расследование // Научное издание. – СПб, 2003. – С.125. 3. Багаутдинов Ф. Наркопреступность: нужны новые подходы // Законность. 2005. № 10. – С.38. 4. Баев О.Я. Тактика следственных действий. Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и испр. – Воронеж: Модэк, 2005. – 224с. 5. Баяхчев В.Г., Курылев А.П. Расследование преступлений, связанных с изготовлением и распространением синтетических наркотических средств организованными группами.- М., 1995. – 243с. 6. Белкин Р.С. Криминалистика. Учебный словарь-справочник. - М.: Юрист, 1999. – 286с. 7. Бурлаков В.Н., Кропачев Н.М. Криминология. - Спб.: Питер, 2005. – 264с. 8. Ветров Н.И. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов. - М.: Просвещение, 2000. – 690 с. 9. Драган Г.Н. Калачев Б.Ф. Наркомания и наркобизнес: Выявление и пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ М.: Новый Юрист, 2003. – 253с. 10. Емельянов Т. Анатомия всемирной наркоимперии. // РФ сегодня.- 10.05.2002.- № 13. – С.25. 11. Журман О. Наркотики ввозят тоннами // Российская газета. - 02.07. 2003. - № 58. – С.37. 12. Зудин В.Ф. Криминологическая профилактика преступлений. - Воронеж: 1999. – 95с. 13. Иванов В.Д. Уголовное право. Особенная часть: Учебник. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 289с. 14. Кивич Ю.В., Лебедев С Л. Предупреждение преступности органами внутренних дел М., 2003. – 178с. 15. Клименко И.И. Проблемы расследования и предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков – уч. Пособие. – Барнаул. Изд-во ААЭП 2002. - 132 с. 16. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Расширенный уголовно-правовой анализ /Под общ. Ред. В.В.Мозякова.- 2-е изд.-М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 549с. 17. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева и Ю.И. Скуратова. - М.: Юрист, 2004. – 1200 с. 18. Криминология: Учебник. /Под ред. Н.Ф.Кузнецовой, Г.М. Миньковского. - М.:БЕК, 1998. – 383с. 19. Криминология: Учебник под ред. А.И. Долговой. - М.: Криминологическая Ассоциация, 1997. – 317с. 20. Курченко В.Н. Противодействие незаконному обороту наркотических веществ и психотропных веществ: Уголовно-правовой и уголовно-процессуальные аспекты. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003 г. 21. Максимов Ю. Незаконный оборот наркотиков.// Законность. 2004. № 8. – С.34. 22. Наумов А. Ответственность за незаконный оборот наркотиков: вопросы правотворчества и правоприменения // Российская юстиция – 2000. - № 7. – С.28. 23. Научно-практический комментарий к ст. 228 УК РФ / Под ред. В. Ю. Кузовлева. - М.: Юрист, 2004. – 522с. 24. Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. //Собрание законодательства Российской Федерации.-2000.- № 33. - Ст. 3397. 25. Петрова В.И., Ревяко Т.И. Наркотики и яды: психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения. – Минск: Литература, 1996. – 95с. 26. Прудников Б.П., Солодовников С.И., Тищенко М.Д. Криминальные свойства наркомании. Лекции. - М.: ЮИ МВД РФ, 1999. – 87с. 27. Результаты деятельности МВД, ГУВД, УВД в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. – Ф. 126 р. 7. – ноябрь 2002г. – 157с. 28. Российское уголовное право. Особенная часть. Альбом схем. Под редакцией Яцеленко Б.В. – М.: МЮИ МВД России, Издательство «Щит-М», 1998. – 256 с. 29. Сбирунов П.Н. Криминологическая характеристика лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков. // Известия Методического центра профессионального образования и координации научных исследований ГУК МВД РФ, 1996. - №4. - С.38. 30. Симонова И. Н. Перевозка и хранение наркотических средств и психотропных веществ: спорные вопросы квалификации. // Российский юридический журнал, 2001 г., №4. – С.17. 31. Смирнова Н.Н. Уголовное право: Учебник. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 269с. 32. Ткаченко В. «О наркотических средствах и психотропных веществах: уголовно-правовое обеспечение закона» // Юридическая газета. –1998. - № 11. – С.29. 33. Уголовное право. Часть общая. Учебник. /Под ред. С.Я. Сарухова. – СПб., 2001. – 263с. 34. Уголовное право России. Учебник для ВУЗов. В 2-х томах. Т. 2. Особенная часть. Отв. ред. и рук. авт. коллектива – д.ю.н., проф. А.Н. Игнатов и д.ю.н., проф. Ю.А. Красиков. – М.: Изд. НОРМА, 2000. – 465с. 35. Уголовное право России. Общая часть: Учебник под редакцией проф. А.И. Рарога. — М.: ИМПЭ, 2002. – 396с. 36. Уголовное право РФ. Особенная часть», под редакцией профессора Б.В. Здравомыслова, «Юристъ», Москва, 1999 г. – 453с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.