• Категория: Литература
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2023
  • Оригинальность: 70 %

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения своеобразия жанра баллад В.А. Жуковского на уроках литературы 8
1.1 Балладный период в творчестве В.А. Жуковского 8
1.2 Жанровая специфика русских баллад В.А. Жуковского 16
Глава 2. Методика изучения баллад В.А.Жуковского на уроках литературы в школе 28
2.1 Анализ примерных рабочих программ по литературе 28
2.2 Особенность изучения баллады В.А. Жуковского «Светлана» на уроках литературы в школе 42
Заключение 51
Список литературы 53



Введение

Работы и творчество В. А. Жуковского являются предметом множества научных исследований, которые в настоящее время рассматривают его с самых разных сторон и изучают абсолютно разные его теории и аспекты. Все ученые беспрекословно подтверждают большое значение деятельности, что делает тему выпускной квалификационной работы актуальной для формирования русского романтизма во всей истории русской литературы.
Подтверждающим фактором огромных успехов Жуковского являются слова В. Г. Белинского: «Заслуги Жуковского неизмеримы, значение его для русской литературы велико! Такое достижение, что наградой ему служит не просто память в истории русской литературы, а вечное почетное имя из семьи в семью.» [32, с. 146]. В. Г. Белинский стал одним из первых популярных русских критиков и академиков изучил работы В.А. Жуковского, он говорил о том, что «именно Жуковский принес романтизм в русскую поэзию <...> через подражание и заимствование, <...> единственно возможный путь для литературы, не имеющей корней в социальной почве и истории своей страны»[25, с. 146].
Исследования, проведенные А.Н. Веселовским, Г.А. Гуковским, В.А. Афанасьевым, М. Семенко, В.И. Коровиным, М. Янушевич и другими были гораздо позднее. Книга А.Н. Веселовского о В. А. Жуковском - это исчерпывающее описание всех сторон жизни поэта, от биографии до творчества. Также при изучении и анализе его произведений, описаний наиболее характерных образов В. А. Жуковского. Дж. Манн отмечает, что А. Н. Веселовский своей работой «...Поэзия чувства и искреннего воображения» стал основоположником поэтического изучения русского романтизм. Далее приведены выводы А. Н. Веселовского после изучения работ В. А. Жуковского: «Поэзия Жуковского — это поэзия эмоционального карамзинского периода, населенная на островах счастливым ожиданием будущего...»[28, с. 35]. Веселовский акцентирует свое внимание на биографии поэта и считает, что становление В. А. Жуковского как личности является одним из ключевых факторов его поэтики. «Так из форм сентиментальности и ранних переживаний сердца возникла пессимистическая, мечтательная, личная поэзия В. А. Жуковского», - пишет он [16, с. 66].
Г. А. Гуковский направляет фокус своего внимания на стиль В. А. Жуковского и видит его как широкий аспект элементов поэтики: и выбор объекта изображения, отношение к моментам процесса, особенности самоанализа. Гуковский писал следующее: «психологический роман Жуковского воспринимает весь мир через проблематику самоанализа» [47, с. 39].
Степень изученности проблемы исследования. В настоящее время работы В. А. Жуковского изучаются многими учеными с самых разных сторон. В большинстве своем, академики подтверждают всю значимость творчества Василия Андреевича для формирования романтизма в русской литературе.
Одним из первых критиков, утверждавших, что именно В. А Жуковский создал романтизм в русской литературе через заимствования, стал В. Г. Белинский. Он считал, что иного пути для литературы и быть не могло, так как романтизм не имел «корней в общественной почве и истории своей страны» [31, c. 87]
Проблема исследования – какая методика изучения жанровой природы баллад В. А. Жуковского наиболее эффективна на уроках литературы?
Проблема исследования определила выбор темы исследования: «Методика изучения жанровой природы баллад В. А. Жуковского на уроках литературы».
Все вышеперечисленное позволяет определить цель данной выпускной квалификационной работы – подробный анализ методик изучения жанровой природы баллад В. А. Жуковского на уроках литературы
Объектом исследования является баллада как литературный жанр.
Предмет исследования – специфика восприятия и методика изучения баллад в школе.
Анализ и изучение проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу: учет жанровой специфики баллады будет способствовать целостному восприятию данных текстов, а также эстетическому и творческому развитию школьников.
Определив цель и гипотезу, следует установить задачи выпускной квалификационной работы:
 определить жанрообразующие признаки баллады и выявить её специфику в творчестве отдельных авторов русской и зарубежной литературы;
 проанализировать программную и учебную литературу и обобщить методический опыт по изучению баллады в школе;
 разработать методические рекомендации по изучению произведений данного жанра в школе с опорой на программу В.Я. Коровиной;
Для реализации поставленных выше задач можно использовать следующие методы:
 теоретические методы: анализ источников, методологических и теоретических;
 эмпирические методы: анализ учебного процесса и работы педагогов, беседа с ними.
Методологической основа. Были исследованы труды следующих академиков: А.К. Толстого, К. В. Мальцевой, А. Н. Веселовсого, Н. И. Либиана, содержащие в себе особенности жанра баллады. Для создания базы методологических рекомендаций были взяты за основу работы А. С. Орлова, И.И. Аркина, Л. М. Поляк, Л. А. Соколовой и др.
Практическая значимость. Исследования, проведенные в данной квалификационной работе могут помочь педагогу в преподавании литературы на новом, углубленном и более понятном уровне для учеников старших классов, а также для студентов в высших учебных заведениях.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 117» имени М.В. Стрельникова, город Сорочинск, Оренбургская область.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, первой главы и двух параграфов, второй главы и двух параграфов, заключения, списка используемой литературы, насчитывающий шестьдесят источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В дипломной работе, в первую очередь, дается определение баллады из толкового словаря Даля: «Баллада — это лирико-эпический жанр, дающий лирическую эмоциональную оценку персонажей на основе повествования об исторических событиях, личных драмах или фантастических явлениях» [43, c. 54].
Были изучены работы следующих академиков: М. Л. Гаспарова, М. П. Алексеева, и Д. М. Балашова. Благодаря их трудам удалось изучить возникновение, зарождение, историю и ключевые характеристики жанра баллады. Им удалось собрать макет баллады и описать его максимально подробно. Речь идет о протекании диалога, концепции драмы и лирики, наличие недосказанности, о таинственности и загадочности.
Все вышеперечисленное важно включать в школьные программы по изучению жанровой специфике баллад и творчестве Жуковского.
Следует помнить, что творчество писателя напрямую связано с временными ветвями, всего ветки три: «прошлое-будущее», «настоящее-будущее» и «настоящее-прошлое».
Из Жуковского в прошлое, из прошлого в это странное будущее. Это единство прошлого и будущего особенно ярко проявляется в историческом времени Жуковского. Вообще, прошлое и будущее предстают у Жуковского не в противопоставлении друг другу, а в переплетенном сочетании единства, которое замыкает круг жизни: из небытия человек приходит, переходит в бытие: из вечности в вечность. На наш взгляд, оппозицию «прошлое - будущее» в творчестве Жуковского следует рассматривать именно в этом контексте. Что касается оппозиции «настоящее-прошлое», то она характерна для выбора Жуковским счастливого прошлого в противовес трагическому и безнадежному настоящему [11]. Это, по-видимому, определяется в его поэзии только личными мотивами, в частности, неудовлетворенной любовью к Машеньке Протасовой. Таким образом, в творчестве Жуковского каждое из трех времен - прошлое, настоящее и будущее - имеет ярко выраженное индивидуальное лицо.
Прошлое считается центром духовных ценностей, будущее - вечным, и только настоящее, как правило, считается негативным. Прошлому присуще счастье; будущее вечно; и только настоящее - гнездо печали и несчастья, которое - парадокс! - счастье настоящего. В результате все времена Жуковского, несмотря на очевидный трагизм его творчества, подразумевают счастье, но не в местечковом смысле этого слова, а в более глубоком, диалектическом восприятии счастья не как радости, а как некоего состояния духовной наполненности: память о радостных минутах; покой небесного блаженства; тернии настоящего, где познается счастье с его несчастьями. Здесь кроется тайна не безнадежной печали, а сияющей печали творения [22].
Анализируя изображение Жуковским исторического времени, следует подчеркнуть, что оно определяется, во-первых, интересом самого Жуковского к истории, во-вторых, его чувством патриотизма, в-третьих, концепцией романтизма, при которой в произведениях поэта часто присутствует романтический ореол эпохи при игнорировании некоторых исторических реалий. Такое обращение к прошлым эпохам соответствует общей направленности эстетики романтизма.
Большое значение для творчества В. А. Жуковского имеют обращения к истории России, особенно к истокам «русской земли», к мифо-славянскому наследию. Для Жуковского идея исторического времени гораздо важнее, чем историческая достоверность. В результате получается сочетание искренности и точности выражения поэтом своих чувств к славной истории Родины и романтизации исторического времени конкретного произведения. Понимание патриотического долга В. А. Жуковским отражается в переплетении исторического времени русского перевода «Одиссеи» и современных поэту политических реалий. Историческое время действия «Одиссеи» в переводе В. А. Жуковского тесно переплетается с современной картиной того времени. Это было время революций, которые сам Жуковский искренне ненавидел и видел в них лишь стабилизирующий фактор сохранения твердой, «патриархальной» руки самодержавия [55].
Подробное изучение учебников под редакцией Коровиной показало, насколько мало внимания уделяется теме баллад. Количество авторов невелико, история, сюжетные особенности и разнообразие балладного мира практически не раскрыто. Вопросы в учебнике не позволяют всецело раскрыть весь потенциал данной темы. Проведение уроков остается на прежнем, весьма низком, уровне: беседа, анализ по главам, краткий анализ темы баллады. Особенно важны недостатком является полное отсутствие творческой и исследовательской методики преподавания.
В выпускной квалификационной работе был проведен анализ учебных программ по изучению баллад в 9 классе. Были предложены методы, наиболее эффективные, преподавания и изложения материала по данной теме. За основу была взята баллада «Светлана», которую изучают в школе в 9 классе, в работе предлагается использовать творческий подох к изучению данной темы, а также более углубленный. Предлагается, также, внести в программу по литературе тему баллад в 7 и 8 классе, во избежание большого пропуска времени, чтобы не дать ученикам забыть и непрерывно, постепенно изучать данный жанр [34].
В данной работе показана актуальность изучения баллад Жуковского на школьных уроках, а также рассмотрены все преимущества и недостатки изучения этого предмета сегодня.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антология мировой детской литературы. - М.: Аванта+, 2001. - 532 c.
2. Байрон, Дж.Г. Избранное: Стихи и поэмы / Дж.Г. Байрон. - М.: Детская литература, 1978. - 192 c.
3. Библиотека мировой литературы для детей. - М.: Детская литература, 1975. - 980 c.
4. Веселовский, А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» / А.Н. Веселовский. - М.: Intrаdа, 1999. - 464 c.
5. Виноградов, В. В. В. В. Виноградов. Избранные труды. Поэтика русской литературы / В.В. Виноградов. - Москва: РГГУ, 1976. - 512 c.
6. Все наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах / ред. Г. Кружков. - М.: Просвещение; Издание 2-е, испр., 1993. - 190 c.
7. Всегда мы помним Ленина. Стихи и рассказы. - М.: Детская литература, 1987. - 144 c.
8. Генделев, Михаил Генделев: Стихи. Проза. Поэтика. Текстология (сборник) / Михаил Генделев. - Москва: Мир, 2019. - 898 c.
9. Генделев. Стихи. Проза. Поэтика. Текстология. - М.: Новое литературное обозрение (НЛО), 2017. - 209 c.
10. Два мороза. Стихи, рассказы, сказки. - М.: Детская литература, 1976. - 258 c.
11. Жуковский и литература конца XVIII-XIX века. - М.: Наука, 1988. - 320 c.
12. Жуковский, В. А. В. А. Жуковский-критик / В.А. Жуковский. - М.: Советская Россия, 1985. - 320 c.
13. Жуковский, В. А. В. А. Жуковский. Баллады / В.А. Жуковский. - М.: Детская литература. Москва, 1985. - 105 c.
14. Жуковский, В. А. В. А. Жуковский. Баллады / В.А. Жуковский. - М.: Рипол Классик, 2011. - 455 c.
15. Жуковский, В. А. В. А. Жуковский. Баллады и стихотворения / В.А. Жуковский. - М.: Художественная литература. Москва, 1990. - 384 c.
16. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе / ред. Г.К. Косиков. - М.: Изд. МГУ, 1987. - 512 c.
17. История литературы. Поэтика. Кино. Сборник в честь Мариэтты Омаровны Чудаковой. - М.: Новое издательство, 2012. - 156 c.
18. Качурин, М. Г. Библия и русская литература. Хрестоматия / М.Г. Качурин. - М.: Каравелла, 1995. - 584 c.
19. Куделин, А. Б. Арабская литература: поэтика, стилистика, типология, взаимосвязи / А.Б. Куделин. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 763 c.
20. Коровина, В.Я. В мире русской литературы. 4 класс. Книга для внеклассного чтения / В.Я. Коровина, Т.Ф. Курдюмова, И.С. Збарский. - М.: Просвещение, 1982. - 320 c.
21. Куделин, А.Б. Арабская литература: поэтика, стилистика, типология, взаимосвязи / А.Б. Куделин. - М.: Книга по Требованию, 2003. - 512 c.
22. Кушак Игра в солдатики: Стихи / Кушак, Юрий. - М.: Детская литература, 1988. - 634 c.
23. Леннон, Дж. The Beаtles Songbook. Стихи и песни / Дж. Леннон, П. Маккартни, и др. - М.: Rаdugа, 1993. - 365 c.
24. Лермонтов, М.Ю. Библиотеки мировой литературы для детей. Выпсук второй / М.Ю. Лермонтов. - М.: Детская литература, 1994. - 622 c.
25.Либан, Н. И. Лекции по истории русской литературы (от Древней Руси до первой трети XIX в.) / Н.И. Либан. - М.: Издательство МГУ, 2005. - 464 c.
26. Либединская, Л. Жизнь и стихи / Л. Либединская. - Москва: Машиностроение, 1981. - 155 c.
27. Ломоносов, М. В. Для расширенного изучения русской классической литературы. Часть 3. М. В. Ломоносов. Стихи / М.В. Ломоносов. - М.: ЭЛЬ-рекордс, 2012. - 922 c.
28. Мальцева, К.В. Внеклассное чтение русской литературы в национальной школе (V-VII классы) / К.В. Мальцева. - М.: Академия педагогич. наук РСФСР, 2012. – 898 c.
29. Марков, С.Н. Баллада о столетье / С.Н. Марков. - М.: Советский писатель, 1989. - 336 c.
30. Маршак, С. Веселые стихи и сказки / С. Маршак. - М.: АСТ, 2009. - 805 c.
31. Милюкова, А. Г. Интермедиальная поэтика современной русской литературы / А.Г. Милюкова. - М.: LАP Lаmbert Аcаdemic Publishing, 2014. - 248 c.
32. Миронов Баллада об аисте / Миронов, Филипп. - М.: Кишинев: Литература артистикэ, 1979. - 761 c.
33. Мовшович, А.Г. Азбука в стихах / А.Г. Мовшович. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 816 c.
34. Мревлишвили, М.А. Кикли-Кикли. Стихи / М.А. Мревлишвили. - М.: Детская литература, 1989. - 862 c.
35. Немзер А. С. «Сии чудесные виденья...» Время и баллады В. А. Жуковского // Зорин А., Немзер А., Зубков Н. «Свой подвиг свершив…». М., 1987. С. 159
36. Ольшки, Л. С. История научной литературы на новых языках / Л. Ольшки. - М.: М.-Л.: технико-теоретическое, 1991. - 840 c.
37. Осокин, В. Н. «Его стихов пленительная сладость…» В. А. Жуковский в Москве и Подмосковье / В. Осокин. - М.: Московский рабочий, 1984. - 192 c.
38. Орлов, А.С. Героические темы древней русской литературы / А.С. Орлов. - М.: М.-Л.: Академия наук СССР, 1976. - 143 c.
39. Орлов, А.С. История русской литературы / ред. П.М. Лебедев-Полянский, А.С. Орлов, А.Н. Толстой. - М.: М.; Л.: АН СССР, 2020. - 694 c.
40. Пиккио, Р. История древнерусской литературы / Р. Пиккио. - М.: Кругъ, 2002. - 350 c.
41. Поляк, Л.М. История русской советской литературы / ред. А.Г. Дементьев, Л.М. Поляк, Л.И. Тимофеев. - М.: Наука, 1985. - 141 c.
42. Преловский, А. В. Баллада о сыне врага народа. Стихи тех и этих лет / А. В. Преловский. - М.: Витал, 1995. - 224 c.
43. Пушкин, А.С. Баллады (рассказы в стихах). Сказка и поэмы: моногр. / А.С. Пушкин. - М.: Нобель Пресс, 1998. - 332 c.
44. Пушкин, А.С. Библиотека мировой литературы для детей. Выпуск второй / А.С. Пушкин. - М.: Детская литература, 1994. - 734 c.
45. Руммо Волго-Дон. Стихи / Руммо, Пауль. - М.: Таллин: Эстонское государственное издательство, 2001. - 443 c.
46. Савельева, Е.А. 305 веселых загадок в стихах / Е.А. Савельева. - М.: Сибирское университетское издательство, 2008. - 105 c.
47. Седов, Ал.В. Быстрые километры: Научно-художественная литература / Ал.В. Седов, Седов, Ар. В. - М.: Детская литература, 1982. - 174 c.
48. Скородумова, Л.Г. Orientаliа et clаssiса LХII. Труды Института восточных культур и античности. Монгольская литература XIX-XX веков. Вопросы поэтики / Л.Г. Скородумова. - М.: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), 2016. - 715 c.
49. Соколова Л. А. В тисках мироздания. стихи, баллады, поэмы / Лариса Соколова. - М.: Издательские решения, 2014. - 922 c.
50. Токмакова И. П. Зернышко. Стихи / Токмакова И. П. - М.: Детская литература, 1982. - 245 c.
51. Толстой, А. К. А. К. Толстой. Стихотворения. Баллады. Былины / А.К. Толстой. - М.: Лениздат, Команда А, 2013. - 224 c.
52. Тувим Детям. Стихи / Тувим, Юлиан. - М.: М.-Л.: Детгиз, 2010. - 148 c.
53. Урванцева, Н. Г. Зеркало как принцип поэтики в русской детской литературе XX века / Н.Г. Урванцева. - М.: БУК, 2015. - 490 c.
54. Фирдоуси Р. Н. Библиотека мировой литературы для детей: моногр. / Фирдоуси Н. Р., Ш и др.. - М.: Детская литература, 1982. - 732 c.
55. Харламова, Е.С. Есть девочка Однажды...: стихи для детей и взрослых / Е.С. Харламова. - М.: Петрозаводск: Карелия, 2008. - 451 c.
56. Холиков, А. А. Дмитрий Мережковский. Прижизненное полное собрание сочинений. Текстология, история литературы, поэтика / А.А. Холиков. - М.: Нестор-История, 2014. - 356 c.
57. Чуковский, К. И. Большая книга сказок, стихов, песенок и загадок / К. И. Чуковский. - М.: АСТ, 2004. - 432 c.
58. Шаталов С.Е. В.А. Жуковский. Жизнь и творческий путь. (200 лет со дня рождения). М., 1983. С. 27.
59. Эйхенбаум, Б.М. Вопросы поэтики. Сквозь литературу / Б.М. Эйхенбаум. - М.: ЁЁ Медиа, 1975. - 367 c.
60. Янушкевич А. С. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. Томск, 1985. С. 94


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.