• Категория: Логопедия
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2022
  • Оригинальность: 70 %

Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
I глава. Современное понимание развития речевого слуха в профессиональном иноязычном образовании…………………………………..7
1.1. Целевые ориентиры обучения фонетике в профессиональном иноязычном образовании………………………………………………………....7
1.2. Структурно-содержательные компоненты речевого слуха………...16
1.3. Место и роль речевого слуха в системе обучения иностранным языкам……………………………………………………………………………24
Выводы по I главе…………………………………………………………32
II глава. Характеристика процесса обучения, направленного на развитие речевого слуха у студентов в профессиональной иноязычной подготовке…..33
2.1. Психолингвистические основы восприятия звучащей речи……….33
2.2. Специфика развития речевого слуха у студентов на занятиях по английскому языку………………………………………………………………41
2.3. Методика развития речевого слуха у студентов в профессиональном иноязычном образовании………………………………………………………..49
Выводы по II главе………………………………………………………...57
Заключение………………………………………………………………..58
Список использованной литературы…………………………………….62

Введение
Многие ученые сходятся во мнении, что развитие речевых навыков осуществляется в основном через слуховое восприятие (Н.И. Гез, И.А. Зимняя, З.А. Кочкина и др.). Тот факт, что иностранцы, приезжающие в Россию для получения специальности, изучают русский язык в языковой среде, дает им ощутимые преимущества перед овладевающими языком в родной стране.
Успех в обучении иностранному языку во многом зависит от того, насколько у учащихся развит речевой слух. Без него не может состояться акт коммуникации, т.к. если звуки речи не различаются на слух, то декодирование речи затрудняется или вообще становится невозможным.
Слуховая система имеет одну важную характеристику - на ее базе формируется человеческая речь, поэтому внутри слуховой системы исследователи выделяют две самостоятельные подсистемы - неречевой слух, или способность ориентироваться в неречевых звуках, и речевой слух, или способность слышать и анализировать звуки речи. В рамках настоящего исследования интерес представляет рассмотрение процесса формирования и развития речевого слуха у иностранных студентов начального этапа обучения русскому языку.
Исследователи выделяют 2 механизма речевого слуха - различение и узнавание. При различении объект, образ которого не сформирован в памяти, в начале осознается как отличный от других объектов, образы которых сформированы. Затем дифференционные признаки этого объекта выделяются или при сравнении с другими объектами, образы которых сформированы, или путем узнавания этих признаков, и, наконец, происходит установление отношений между дифференционными признаками.
Узнавание опирается на сформированный образ объекта в памяти. Происходит аналитико-синтетическая обработка акустического сигнала, сравнение выделенных признаков с образцом, хранящимся в памяти, и их последующая смысловая интерпретация.
Эксперименты, проведенные в области нейропсихологии и лингвистики, показали, что речевой слух является всецело прижизненным образованием, он появляется в определенной речевой среде и формируется по ее законам. Следовательно, речевой слух - это сложная, сформировавшаяся при жизни человека способность воспринимать звучащую речь, распознавать и воспроизводить ее фонологически значимые средства: звуки, интонации, паузы, ударения и т.д..
Поиски методики совершенствования речевого слуха учащихся побуждают конкретизировать представление об особенностях его функционирования, выявить составляющие, познакомиться с его механизмами.
Специализация полушарий мозга при восприятии звучащей речи обусловливает наличие двух основных компонентов речевого слуха - фонематического и интонационного. Несмотря на определенный параллелизм в механизмах фонематического и интонационного слуха (интонационные средства языка имеют ту же материальную природу, что и фонемы - волновые колебания определенной частоты, спектра, длительности и интенсивности), компоненты речевого слуха являются относительно самостоятельными образованиями.
Способность различать звуки речи и идентифицировать их с фонемами языка обеспечивается наличием в долговременной памяти человека специального запоминающего устройства - «фонемной решетки».
Для каждой фонемы в этом устройстве имеется эталон, точнее - «эталонная зона», допускающая отклонения в определенных пределах. В «эталонной зоне» представлены информативные (фонологически значимые) признаки фонемы. При восприятии звука фиксируется наличие или отсутствие определенных информативных признаков (просеивание их через «фонологическое сито»), и звук относится к той или иной фонеме.
Чтобы речь собеседника на иностранном языке была понятной, слушающий должен уметь различать отдельные звуки в слове, дифференцировать сходные звуки, играющие смыслоразличительную роль, уметь соотносить услышанный звук с определенной фонемой.
Несовпадение фонологических систем родного языка или языка - посредника и русского языка приводит к тому, что учащиеся не различают на слух многие звуки русской речи. Фонологичность речевого слуха - одно из фундаментальных положений фонетики и методики обучения слуховому восприятию речи, о чем писали Н.С. Трубецкой, Л.В. Щерба и др.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что развитие речевого слуха у студентов в процессе освоения фонетики иностранного (английского) языка играет важную роль, способствуя правильному восприятию иноязычной речи.
Теоретико-методологическим обоснованием для данного исследования послужили труды отечественных и зарубежных лингвистов, посвященных формированию и развитию речевого слуха, психолингвистическим аспектам речи и методике преподавания иностранного (английского) языка.
Цель данной работы – исследовать роль речевого слуха в усвоении обучающимися иноязычной (английской) речи.
В связи с данной целью, были поставлены следующие задачи:
-определить понятие и сущность речевого слуха;
-исследовать основные психолингвистические аспекты речевого слуха;
-определить роль речевого слуха в формировании у обучающихся элементарных языковых компетенций;
-сформулировать методические рекомендации по развитию речевого слуха у обучающихся на занятиях английского языка.
Объект исследования – речевой слух как языковая компетенция, требующая развития и формирования.
Предмет исследования – влияние речевого слуха на процесс освоения обучающимися иностранного (английского) языка.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты исследования можно использовать для разработки методических рекомендаций по развитию у обучающихся речевого слуха на занятиях иностранным (английским) языком.

Выводы по II главе
Таким образом, на основании сказанного выше можно сделать следующие выводы.
Формирование речевого слуха у студентов во время изучения иностранного (английского) языка следует проводить поэтапно:
1.Ознакомительно-подготовительный этап..
2.Стандартизирующий этап.
3.Варьирующий этап.
4.Развивающий и совершенствующий этап.
5.Системно-синтезирующий этап.
Для формирования речевого слуха целесообразно предлагать обучающимся разнообразные типы занятий, при этом репродуктивную деятельность необходимо разумно чередовать с продуктивной. Упражнения на формирование речевого слуха должны иметь непосредственную связь с коммуникативной ситуацией для того, чтобы обучающийся мог использовать полученные во время занятия навыки в процессе коммуникации на иностранном языке.

Заключение
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В контексте обучения фонетики одной из главных задач педагога является формирование у обучающихся такого аспекта речевого слуха, как слух фонематический. Фонематический слух – это умение осуществлять анализ и синтез речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонем родного или иностранного языка. Фонемой называется минимальная единица звуковой структуры родного или иностранного языка, принимающая непосредственное участие в построении и дифференциации морфем слов, фраз и предложений.
Фонематический слух включает в себя три важные речевые операции:
1.Способность распознавать присутствие или отсутствие определенного звука в слове.
2.Способность дифференцировать слова, которые состоят из одинаковых, но расположенных в разном порядке, фонем.
3.Способность дифференцировать лексические единицы, которые имеют разную семантику, но при этом они практически идентичны или близки по звучанию.
Развитие речевого слуха н занятиях фонетикой должно преследовать несколько важных целей:
-воспитывать у обучающихся звуковую культуру речи;
-расширять активный словарный запас, способствовать активизации слов, находящихся в пассивном словарном запасе;
-формировать правильное грамматическое построение речи;
-прививать навыки связной речи на иностранном языке.
. Уровень сформированности речевого слуха играет важную роль в изучении как родного, так и иностранного языка, так как от уровня сформированности речевого слуха, в частности, зависят:
- успехи в овладении элементарными навыками письма и чтения;
-орфографическая грамотность;
-пунктуационная грамотность;
-уровень речевой культуры.
Обучающийся, у которого хорошо развит речевой слух, способен воспринимать и дифференцировать различные типы интонаций, он может легко слышать паузы, замечать, как меняется темп речи, что способствует успешному освоению большинства пунктуационных правил.
Развитый речевой слух помогает обучающимся легко и точно выражать свои мысли и чувства на иностранном языке, способствует непрерывному расширению активного и пассивного словарного запаса, помогает обучающимся улучшить дикцию, произносить слова с правильной интонацией и с нужной эмоциональной окраской, способствует яркому изложению и правильной речи, оказывает положительное влияние на целый ряд аспектов устной речи на иностранном языке.
Важную роль в процессе активизации речевого слуха играет формирование у обучающихся положительной мотивации к изучению иностранного языка, формирование у обучающихся позитивному отношению как к непосредственной речевой деятельности, так и к самому процессу изучения иностранного языка, а также к результату. Это касается обучающихся не только школьного возраста, но и студентов, а также взрослых.
Педагог в процессе преподавания иностранного языка должен всеми средствами способствовать активизации речевого слуха у обучающихся. Для этого можно использовать инновационные методы и технологии преподавания: технологий проектного обучения, игровая технология, творческая технологи, проблемно-поисковая технология.
Также педагог должен поставить перед собой цель понять, какие образы и представления возникают в сознании обучающихся, когда обучающиеся читают вслух или про себя письменный текст на иностранном языке, а также воспринимают устную речь через визуально-аудиальный или аудиальный канал.
необходимо иметь виду, что для того, чтобы обучающиеся более четко воспринимали и различали звуки, требуется наличие определенного смыслового контекста. Обучающиеся могут наиболее полно осознать, что фонема является различителем смысла, в процессе работы со словосочетаниями и предложениями, а не работы с отдельными, изолированными, существующими вне контекста лексическими единицами.
В процессе развития речевого слуха в процессе изучения иностранного языка необходимо развивать эталонные зоны не для всех суперсегментных и сегментных единиц иностранного языка, а только для отсутствующих в родном языке и соответственно не различаемых на слух.
В процессе изучения английского языка необходимо уделять внимание развитию у обучающегося такого аспекта речевого слуха, как слух фонематический. Под фонематическим слухом понимается способность обучающегося к различению звуков, которые относятся к разным фонемам, способность к соотнесению звуков речи с фонемами, способность определять дифференциальные характеристики различных фонем.
Фонематический слух – это способность обкчающегося к замечанию несоблюдения несмыслоразличительных параметров звуков иностранного языка. Если человек может различать слова по значению, знчит, он обладает фонематическим слухом.
Также необходимо развивать у обучающихся акцентно-ритмический слух. Это способность обучающегося к восприятию ритмической структуры и к соотнесению этой структуры с ритмическим эталоном, к различению мест ударения в слове. Интонационный слух - способность воспринимать интонационную структуру фразы и соотносить её с интонационным эталоном в долговременной памяти, понять коммуникативное намерение говорящего, определить коммуникативный тип высказывания, выделить в синтагме смысловыделенное слово.
Необходимо разрабатывать упражнения для развития акцентно-ритмического, фонематического и интонационного слуха, учитывая психофизиологические механизмы речевого слуха (узнавание, различение), при этом необходимо строить на работу на основе анализа и прослушивания определенных акценторитмических, фонологических, интонационных оппозиций. Кроме того, следует осуществлять целенаправленную работу с речевыми сегментами различного уровня. Соблюдение рассмотренных выше организационно-методических условий способствует формированию у обучающихся речевого слуха и активному развитию базовых языковых компетенций, необходимых для осуществления эффективной коммуникации на иностранном языке.

Список использованной литературы
1.Адаменко Н.А. Нетрадиционная методика обучения иностранным языкам / Н.А. Адаменко // Современные технологии обучения в высшей школе: Материалы конференции. - Хабаровск. - 1999. - С.225.
2.Аль-Аржа Вадиа Искандер. Проблемно-ориентированная вычислительная среда для автоматизации изучения иностранного языка: Автореф. дис. ... канд. техн. наук / Киевский политех. ин-т. - Киев, 1992. - 16 с.
3.Арутюнов А.Р. Коммуникативная методика русского языка как иностранного и иностранных языков: Конспекты лекций / А.Р.Арутюнова, И.С.Костина. - М., 1993. - 147 с.
4.Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: Учеб. пособие / М.А.Бовтенко. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 2000. - 91 с.
5.Болдова Т.А. Многообразие дидактических методов обучения иностранным языкам / Т.А.Болдова // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и вузе. - 2000. - Вып.5. - С.52-61.
6.Болдырев Н.Н. Лингвистические основы коммуникативных методов обучения иностранному языку / Н.Н.Болдырев // Иностр. языки в школе. - 1998. - N 3. - С.10-16; N 4. - С.16-20.
7.Борзова Е.В. Парная и групповая работа на уроках иностранного языка в старших классах / Е.В.Борзова // Язык. Речь. Коммуникация. - 2000. - Вып.4. - С.4-15.
8.Буторина Е.П. Об использовании компьютерных технологий в конрастивных исследованиях и обучении языку / Е.П. Буторина, Н.И.Сайтанова // Московский лингвистический журнал. - 1996. - N 3. - С.70-79.
9.Вискарь О.В. Дистанционное обучение и его возможности при обучении иностранным языкам / О.В.Вискарь // Соврем. технологии обучения в высшей школе: Материалы конф. - Хабаровск, 1999. - С.92-93.
10.Григорьева Т.З. Новый когнитивно - интеллектуальный подход к компьютерной лингводидактике / Т.З.Григорьева // Новые направления в методике преподавания иностранных языков в школе и вузе. - СПб.: Образование, 1992. - С.66-71.
11.Денисова Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе / Л.Г.Денисова // Иностр. языки в школе. - 1995. - N 4. - С.6-12.
12.Елухина Н.В. О включении элементов интенсивного обучения в преподавание иностранного языка в средней школе / Н.В.Елухина // Иностр. языки в школе. - 1990. - N 6. - С.7-13.
13.Карапетова Н.С. Психолого-педагогическике аспекты изучения иностранного языка методом "погружения" дезадаптированными учащимися экстерной школы-интерната: Автореф. дисс. на соиск.учен. степ. канд. психол. наук: (19.00.07) / Н.С.Карапетова; [Тверский гос. ун-т]. - Тверь, 2000. - 24 с.
14.Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика / Г.А.Китайгородская. - М.: Русский язык, 1992. - 254 с.
15.Кусова Т.Я. Модульная программа обучения английскому языку / Т.Я.Кусова // Современные технологии обучения в высшей школе: Материалы конференции. - Хабаровск, 1999. - С.225-226.
16.Кэтфорд Дж.К. Обучение английскому языку как иностранному / Дж.К.Кэтфорд // Новое в зарубежной лингвистике. - 1989. - С.366-385.
17.Леонтьев А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков: Лекция-доклад / А.А.Леонтьев. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - 24 с.
18.Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р.П.Мильруд, И.Р.Максимова // Иностр. языки в школе. - 2000. - N 4. - С.9-15.
19.Минина Н.М. Программа обучения активному владению иностранным языком студентов неязыковых специальностей и методические рекомендации / Н.М. Минина. - М: "НВИ" - "Тезаурус", 1998. - 62 с.
20.Нелунов А.И. Личностно-ориентированное обучение иностранному языку на основе информационных технологий / А.И.Нелунов // Информатика и образование. - 2000. - N 9. - С.31-33.
21.Обучение иностранным языкам на основе деятельностной концепции управления усвоением: Материалы науч.-метод. конференции (Новосибирск, 25 - 27 мая 1999 г.) / Науч. ред. Трус В.П. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. - 73 с.
22.Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве / Е.С.Полат // Иностр. языки в школе. - 2000. - N 1. - С.4-11.
23.Преподавание иностранного языка в ХХI веке: проблемы и перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - М., 1998. - 120 с.
24.Рабинович Ф.М. Сахарова Т.Е. Интенсивные методы обучения иностранным языкам и средняя школа / Ф.М.Рабинович, Т.Е.Сахарова // Иностр. языки в школе. - 1991. - N 1. - С.9-17.
25.Скорнякова Е.А. Особенности использования технологии модульного обучения в процессе преподавания иностранных языков в школе и вузе / Е.А.Скорнякова // Совершенствование преподавания иностранного языка в школе и вузе. - 2000. - Вып.5. - С.90-96.
26.Alvarez-Torres Maria Jose On 'Chatting' in the Foreign Language Classroom // Clearing House. - 2001. - Vol.74, Iss.6. - P.313-315.
27.Carrier M. Simulations in English language teaching: A cooperative approach // Simulation & Gaming. - Jun91. - Vol.22, Iss.2. - P.224.
28.Egert C. Language Learning across Campuses // Computer Assisted Language Learning. - 2000. - Vol.13, N 3. - P.271-280.
29.Kasper L.F. New Technologies, New Literacies: Focus Discipline Research And ESL Learning Communities / Loretta F. Kasper // Language Learning & Technology. - 2000. - Vol.4, N 2. - P.105-128.
30.McDonouch S.K. Way beyond Drill and Practice: Foreign Language Lab Activities in Support of Constructivist Learning // International Journal of Instructional Media. - 2000. - Vol.28, N 1. - P.75-79.
31.Ильнер А.О. Развитие иноязычного речевого слуха в условиях учебного многоязычия : монография / А. О. Ильнер. — Екатеринбург : УрФУ, 2016. — 136 с. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/45625/1/978-5-321-02515-4_2016.pdf


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.