• Категория: Физическая культура и спорт

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования формирования здоровья студентов на основе спортивной акробатики 7 1.1 Значении физических упражнений в формировании здоровья 7 1.2 Особенности физического воспитания студентов 10 1.3 Значение акробатический упражнений при формировании здоровья 13 Глава 2. Методика выявления эффективных путей формирования здоровья студентов ВУЗа на основе занятий спортивной акробатики 16 2.1 Организация исследования 16 2.2 Результаты исследования и их обсуждение 21 Заключение 26 Список литературных источников 27 Приложения 29 Введение Актуальность темы исследования. К началу XXI века нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной со здоровым образом жизни, поскольку здоровый образ жизни - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы все чаще говорится о здоровом образе жизни не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Тем не менее, феномен здорового образа жизни личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций. Актуальность изучения проблемы формирования отношения у студентов к здоровому образу жизни как профессиональной ценности в широком социокультурном аспекте обусловлена спецификой этой социально-профессиональной группы, особенностями ее положения и роли в обществе. Детство и юношество нынешнего российского студенчества целиком приходятся на постперестроечный период, когда в силу известных экологических и социально-экономических причин заметно ухудшилось здоровье населения в целом, детей в особенности. Вследствие чего в обществе встает задача ликвидаций этих последствий. Важнейшая роль в решении этой задачи отводится системе высшего образования с возможностью поэтапной реализации обозначенных проблем и учета возрастных и психологических особенностей студентов. Большое значение для формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности имеют общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины и физическая культура в частности. Анализ литературы по формированию здорового образа жизни у студентов средствами физической культуры выявил наличие ряда работ, раскрывающих инновационные подходы в решении данной проблемы (В.К. Бальсевич, Н.А. Бирюков, М.Я. Виленский, А.В. Лотенко, Л.И. Лубышева, В.В. Марков, Ю.В. Салов). Это обусловлено рядом социальных, психологических, культурно-исторических факторов. Психологические возможности данного возраста позволяют студенту сделать осознанный выбор своей жизненной позиции. Студент не только осваивает материал, но и формирует свое отношение к изученному, определяет свою позицию, которую он занимает относительно изучаемых проблем. В высших учебных заведениях оптимальные условия для формирования отношения к здоровому образу жизни создаются в процессе обучения студентов общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Объект: процесс формирования здоровья студентов ВУЗа на основе занятий спортивной акробатики. Предмет: организационно-педагогические условия, обеспечивающие формированию здоровья студентов ВУЗа на основе занятий спортивной акробатики. Цель: теоретически обосновать процесс формирования здоровья у студентов ВУЗа посредством занятий спортивной акробатики и разработать методические рекомендации по его усовершенствованию. Гипотезы: 1. Показатели уровня формирования здоровья студентов ВУЗа на основе занятий спортивной акробатики, имеют пониженный уровень. 2. Уровень формирования здоровья на основе занятий спортивной акробатики у девушек и юношей различен. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи: 1. Изучить литературу по проблеме формирования здоровья студентов ВУЗа на основе занятий спортивной акробатики 2. Подобрать и провести методику по выявлении уровней сформированности здоровья студентов. 3. Проанализировать и проинтерпретированть результаты исследования и обобщить выводы. 4. Выявить специфику формирования здоровья юношей и девушек на основе занятий спортивной акробатики. 5. Разработать методические рекомендации по повышении уровня здоровья студентов ВУЗа. Методологической основой исследования являются:- комплекс идей и научных положений, концепцией здорового образа жизни (Л.И. Алешина, Н.М. Амосов, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, И.Ю. Глинянова, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко, Г.И. Царегородцев); идеи формирования культуры здоровья (В.В. Колбанов, СЮ. Лебедченко,Л.Г. Татарникова, Е.А.Шульгин);- концептуальные положения теории физического воспитания (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, П.Ф. Лесгафт, В.И. Лях). Теоретическая основа исследования: формирование здорового образа жизни студентов сформулированы в работах Б.А. Ашмарина, В.К. Бальсевича, М.Я. Виленского,Д.А. Изуткина, Л.Ю. Лебедченко и других ученых. По - разному трактуя подходы к решению этой проблемы и основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни», исследователи в целом едины в понимании необходимости формирования здорового образа жизни студентов как фактора повышения эффективности их профессиональной подготовки. Основной путь практического решения этой проблемы рассматривается с позиции рационального использования средств физической культуры в качестве основного инструмента физического, психического и нравственного оздоровления студентов в совокупности со всей системой их профессиональной подготовки (В.И. Лях,А.В. Чоговадзе и другие). Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: • изучена литература по вопросу формирования здоровья студентов. • выявлены критерии и уровни сформированности здоровья у студентов ВУЗа на основе занятий спортивной акробатики; • полученные результаты исследования способствуют решению вопросов, относящихся к формированию здоровья студентов ВУЗа на основе занятий спортивной акробатики. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования данные, касающиеся развития и формирования здоровья студентов ВУЗа на основе занятий акробатики, позволяет планировать и управлять этим процессом. Таким образом, результаты данного исследования могут быть использованы преподавателями в учебной работе со студентами по формированию здоровья студентов ВУЗа; войти составной частью в лекционные и семинарские занятия по педагогике. Результаты исследования позволяют педагогам проводить диагностику формирования здоровья студентов на основе занятий спортивной акробатики, давать студентам рекомендации как по развитию формирования здоровья студентов в целом, так и по формированию здоровья студентов ВУЗа на основе занятий спортивной акробатики. Полученные результаты исследования можно использовать в тренинговой работе по развитию формирования здоровья студентов. Заключение По результатам проделанной работы мы пришли к следующим выводам: 1. Здоровье является важным критерием комплексной оценки влияния на организм человека биологических, социально- экономических, гигиенических, климатогеографических и других факторов. 2. Оценка уровня физического здоровья на первом этапе исследования в исследуемых группах не выявила более высокий уровень здоровья в контрольной группе. На втором этапе уровень здоровья в экспериментальной группе стал превышать уровень здоровья контрольной группы. 4. Анализ динамики уровня здоровья обнаружил положительную динамику в экспериментальной группе и отрицательную динамику в контрольной группе. Данный факт свидетельствует о том, что занятия акробатикой способствуют повышению уровня здоровья студентов. Список литературных источников 1. Анатомия человека.Учебник для институтов физической культуры. Под ред.В.И.Козлова.-М.:ФиС,2008 2. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов:Учеб.пособие.-М.: Изд-во РУДН,2010 3. Виленский М.Я.,Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей.-М.:Высшая школа,2009 4. Дильман В.Д. Большие биологические часы.-М.:Знание,1982 5. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь.М.:АО "Аспект Пресс",2007 6. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов.- М.:Высшая школа,2008 7. Лаптев А.П., Полиевский С.А., Гигиена: учебник для институтов и техникумов физической культуры.-М.:ФиС,2010 8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.-М.: ФиС,2010 9. Приказ Минобразования России "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования" от 01.12.99 N 1025 10. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов.- М.:Высшая школа,2005 11. Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: Учебное пособие/ Волков В.Ю., Волкова Л.М., СПб.гос.техн.ун-т.Санкт-Петербург, 20088. - 97 с. 12.Теория спорта/ Под ред.Платонова В.Н.: Киев: Виша школа,2007 13. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.99 N 80-ФЗ 14. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов. /Под общ.ред.В.И.Ильинича-М.:Гардарики, 2010


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.