• Категория: Физическая культура и спорт
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2016
  • Оригинальность: 68 %

Объем работы 67 страниц.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Факторы развития двигательной активности школьников
11.1.1.Особенности развития двигательной активности подростков
1.2.Возрастные особенности учащихся средних классов
Вывод
ГЛАВА 2. ИГРОВОЙ МЕТОД КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
2.1. Спортивные и подвижные игры
2.1.1. Характеристика и классификация игр
2.2 Значение, виды и классификация игр-эстафет и место их в системе физического воспитания
2.3. Методика проведения эстафет и организация игровой деятельности в процессе урока
Вывод
ГЛАВА 3. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Задачи исследования
3.2. Методы исследования
3.3.Организация исследования
3.4. Анализ результатов
Вывод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что в наш век сокращение доли физического труда в производстве и быту, проблема двигательной активности встала перед человеком во весь рост, в качестве одного из главных средств в борьбе за жизнь без болезней.
В настоящее время выполнено значительное количество научных работ, которые беспристрастно указывают, что люди развивающие двигательную активность, имеют значительно больше шансов прожить свою жизнь без недугов, чем те кто ведет малоподвижный образ жизни. Двигательный «голод» и некоторые «болезни века» побудили людей по-новому осознать жизненный смысл двигательной физической активности, особенно в тех ее оптимальных формах, которые несут в себе физическая культура. Именно физическая культура, по мнению Агеевец В.У. [1, с. 358], в современных условиях все больше получает признание едва ли не единственного и наиболее эффективного средства, способного обеспечить физическое совершенство и ликвидировать потребность в движении.
Уже в 50-60-х годах стали говорить о вредном влиянии на здоровье человека дефицита движений, обозначая это явление термином «гиподинамия», а изменения, наступающие в результате этого явления, как «гиподинамическую болезнь».
Различают как бы две стадии данной болезни. Для первой стадии характерна приспособленность организма к недостаточной подвижности, происходит его внутренняя перестройка. Внешне обычно это не проявляется [15, с. 168].
Если двигательная активность продолжает оставаться ограниченной, то организму все труднее справиться, в случае жизненной необходимости, с физической нагрузкой. Гиподинамия приводит к снижению физических возможностей, к так называемым предболезненным состояниям.
Для предболезненного состояния характерна быстрая утомляемость при выполнении даже не очень больших физических нагрузок.
В детском и подростковом возрастах, как правило, гипокинезическая болезнь в тяжелой форме не проявляется, но она как бы исподволь готовиться себя проявить. Снижение двигательной активности ведет к уменьшению расхода энергии. Далее, ухудшаются кровообращение тканей, доставка к ним необходимых питательных веществ и кислорода. Возникает кислородное голодание головного мозга, сердца и других жизненно важных органов [50, с. 260].
При резком снижении двигательной активности постепенно
уменьшается объем мышц, снижается сила их сокращения. И как следствие
происходит увеличение жировой ткани. Проявляются негативные изменения
в сердечно-сосудистой системе. Снижается сила сердечной мышцы.
Ухудшаются состояние и деятельность кровеносных сосудов, что
способствует возникновению атеросклероза, гипертонической болезни, поражаются сосуды, снабжающие кровью само сердце. Внешне это проявляется в виде одышки, резкого учащения сердцебиения при небольшой физической нагрузке. При быстрой ходьбе появляются боли в области сердца, возникают нарушения обменных процессов.
Резко снижается количество сигналов, идущих от мышц в центральную нервную систему, что, в свою очередь, негативно сказывается на деятельности мозга, приводит к снижению умственной работоспособности. Изменения в функциональной, нервной и эндокринной системах способствуют быстрой утомляемости в процессе выполнения как физической так и умственной работы, появлению эмоциональной неустойчивости, обидчивости, неадекватной реакции на внешний раздражитель. Недостаточная двигательная активность, плохая тренированность ведут к снижению жизненного тонуса, работоспособности [23, с. 135].
Продуманная система физического воспитания, строгое следование нормам гигиены важны в любом возрасте. Однако в переломные моменты развития, когда организм не живет «спокойной жизнью» сознательное отношение к сложностям, которые он испытывает, и постоянное стремление не усугублять эти сложности, а, напротив, сделать их заметными -все это приобретает особое значение.
Нашим взрослеющим детям необходима гармония духовного склада и здорового тела. Достижению этой цели и способствуют средства физического воспитания и нормы гигиены, постоянно соизмеримые с задачами воспитания личности.
Движение - важный естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировка различных его органов и систем. Благодаря движениям, повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность, человек переносит физические нагрузки, он более устойчив к болезням. Все это весьма благоприятно сказывается на общем состоянии, самочувствии, внешнем виде и возможностях человека - силе, ловкости, подвижности, выносливости. Именно поэтому достаточное количество движений совершенно необходимо для нормального развития и здоровья подростка[3, с. 70].
Исходя из вышесказанного, проблемой исследования была избрана «Оптимизация двигательной активности, учащихся среднего школьного возраста».
Целью работы явились раскрытие структуры игровой деятельности и ее методические особенности, как одного из факторов развития двигательной активности учащихся среднего школьного возраста.
Объектом исследования стал учебно-воспитательный процесс развития двигательной активности у учащихся среднего школьного возраста.
Предметом исследования - игровая деятельность учащихся на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования - если при организации игровой деятельности на уроках физической культуры учитывать принцип прогрессирования, то это будет способствовать развитию двигательной активности у детей среднего школьного возраста.
Задачи:
1. Исследовать психолого-педагогические основы игровой
деятельности школьников.
2. Изучить влияние игровой деятельности учащихся на воспитание
физических качеств.
3. Разработать технологию применения игровых средств в учебно-воспитательном процессе по предмету "физическая культура" для повышения двигательной активности школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ педагогической, психологической и методической литературы и изучение практического опыта свидетельствуют о том, что традиционные методики не в полной мере
решают задачи двигательной активности школьников. Это побудило нас к
поиску новых, более действенных подходов к решению данной проблемы
посредством экспериментального изучения игровой деятельности как
фактора развития двигательной активности подростков.
В исследовании выявлен комплекс спортивно-педагогических
воздействий на организм и личность учащихся в процессе их игровой
деятельности. Экспериментально определены задачи, содержание и формы
организации физического воспитания в условиях учебного процесса.
Применение опытной программы физического воспитания учащихся позволило существенно повысить уровень физической
подготовленности, эффективно воздействовать на формирование и
совершенствование основных навыков и умений. Результаты показали, что в экспериментальном классе, в котором была использована игровая деятельность, в частности, система эстафет, значительно выше стали оценки в тесте на 60 метров, прыжки в длину с места (см. табл. 9 прилож.). В то время как в контрольном классе эти изменения были незначительны, у некоторых учеников они оставались прежними (см. табл. 10 прилож.).
Проведенный педагогический опыт показал целесообразность использования игровой деятельности для развития
двигательной активности у детей среднего школьного возраста, он также
имеет огромное воспитательное значение: уроки проходят в более дружеской атмосфере, чувствуется дух товарищества и взаимовыручки, что подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу.
Такие уроки не только решают проблему повышения дисциплины у подростков, развивают двигательную активность, но и прививают интерес к урокам физической культуры и спорту в целом.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Трудно переоценить значение спортивных игр в формировании личности ребенка. Поэтому следует рекомендовать игровую деятельность не только в процессе совершенствования двигательных навыков у учащихся общеобразовательных школ, но и в спортивных клубах, ДЮСШ и т. д.
2. Для выявления уровня развития двигательной активности учащихся рекомендуется проведение объективных методов оценки. В общеобразовательных школах такие методы представлены в качестве тестов: бег на 60 метров, подтягивание на перекладине, 5-минутныЙ тест бег-ходьба и т. д.
3. С целью применения разработанной программы по развитию двигательной активности подростков в процессе организации игровой деятельности необходимы новые издания учебно-методической литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеевец В.У. Научно-технический прогресс и физическая культура. – Л.: Знание, 1989, 524 с.
2. Ашмерин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1978, 254 с.
3. Белякова Н.Т., Юровский С.Ю. Стань сильным, ловким, выносливым. - М.: Физкультура и спорт, 1984, 128 с.
4. Благуш П.К. Теории тестирования двигательных способностей. – М.: Физкультура и спорт, 1982, 421 с.
5. Бадалев А.А. Психология о личности .-М.: Просвещение, 1968, 144 с.
6. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: Физкультура и спорт, 1980, 424 с.
7. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. – М.: Высшая школа, 1986, 256 с.
8. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры к спорту (сб.эстафет и игровых заданий). - М.: Физкультура и спорт, 1985, 389 с.
9. Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы и скорости.- М.: Физкультура и спорт, 1980, 197 с.
10. Выгодский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Проблемы развития психики (том 3). Под ред. Матюшкина – М.: Педагогика, 1983, 248 с.
11. Галицкий А.В., Переплетчиков И.К. Путешествие в страну игр. – М.: Физкультура и спорт, 1971, 412 с.
12. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология. - М.: Просвещение,1965, 287 с.
13. Дерябин В.С. Психология и высшая нервная деятельность. –Л.: Наука, 1980, 143 с.
14. Евфарестов А.Г. Игра без правил .-М.: Физкультура и спорт, 1981, 368 с.
15. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология.-М.: Высшая школа, 1985, 273 с.
16. Забродин Н.М. Психофизиология и спихофизика. – М.: Наука, 1977, 155 с.
17. Зациорский В.М. Биомеханика двигательного аппарата человека. – М.: Физкультура и спорт, 1981, 270 с.
18. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: деятельность и состояние. – М.: Просвещение, 1980, 304 с.
19. Кикнадзе Д.Т. Закон больших игр. – М.: Молодая гвардия, 1975, 357 с.
20. Колодный А. Игры вокруг игр. – М.: Советская Россия, 1981, 128 с.
21. Коробейников Н.К. и др. Физическое воспитание. – М.: Высшая школа, 1984, 211 с.
22. Коростелев Н.Б. Найденное время. - М.: Физкультура и спорт, 1988, 179 с.
23. Кузьмин Н. Гармоничное развитие человека. – М.: Физкультура и спорт, 1965, 269 с.
24. Левинов Н.Д. Психология старшего школьника. - М.: Учпедгиз, 1955, 228 с.
25. Левинов Н.Д. Психологические особенности подростков. – М.: Изд. Акад.пед.наук РСФСР, 1954, 152 с.
26. Левинов Н.Д. О психологических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964, 304 с.
27. Лесгафт П.Ф. Избранные сочинения. – М.: Педагогика,1988, 240 с.
28. Лук А.Н. Эмоции и личность. – М.: Знание, 1982, 158 с.
29. Маркорсян А.А. Вопросы возрастной физиологии. – М.: Просвещение, 1984, 351 с.
30. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Под ред. Петровского А.В. –М.: Педагогика, 1991, 209 с.
31. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии / Под ред. Лурия А.Г. –М.: Педагогика, 1971, 247 с.
32. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии №2 –М.: Педагогика, 1971, 352 с.
33. Новые исследования по возрастной физиологии.-М.: Педагогика, 1985, 291 с.
35. Омимова В. Люди и игры. У истоков современного спорта. – М .: Физкультура и спорт, 1985, 212 с.
36. Педагогика (Под ред. Бабанского Ю.К.). – М.: Педагогика, 1990, 327 с.
37. Петровский А.В. О психологии личности. – М.: Знание, 1971, 285 с.
38. Рейнвальд Н.И. Психология личности. – М.,1987, 356 с.
39. Рубенштейн С.Л. Проблемы общей психологии (отв.ред. Е.В.Шорохова) 2 изд. – М.: Педагогика, 1976, 127 с.
40. Системный подход к психофизиологической проблеме (Под ред. Швыркова В.В.). М.: Наука, 1982, 273 с.
41. Сметанин Е.К. От народных игр к народному спорту. – М Физкультура и спорт, 1979, 189 с.
42. Спортивные и подвижные игры. – М Физкультура и спорт, 1984, 382 с.
43. Сравнительная и возрастная физиология. – Л.: Наука. Ленингр.отделение, 1968, 347 с.
44. Стахов И.В. Психология дружбы школьников-подростков. – Саратов, 1969, 567 с.
45. Стивановская А.С. Нарушение игровой деятельности. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1980, 328 с.
46. Студенецкий Н.В. Веселый отдых. Игры и развлечения. – М.: Исскуство, 1956, 173 с.
47. Физиология подростка под ред. Фарбера Д.А. –М.: Педагогика, 1988, 254 с.
48. Физиология школьников юношеского возраста под ред. Фарбера Д.А. –М.: 1988, 285 с.
49. Фомин Л.М. Адаптация детей и подростков к физическим нагрузкам. – М.: Физкультура и спорт, 1991, 371 с.
50. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991, 324 с.
51. Хакхаузен, Хейнц. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986, 276 с.
52.. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990, 271 с.
53. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. – М.: Педагогика, 1981, 372 с.
54. Шаповалов С.А. Записки учителя физкультуры. – М.: Физкультура и спорт, 1982, 260 с.
55. Шапошников В. Индивидуализация и прогноз в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1984, 279 с.
56. Шварц Б.В., Хрущев С.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации. – М.: Физкультура и спорт, 1984, 345 с.
57. Якобсон А.М. Эмоциональная жизнь школьника. – М.: Просвещение, 1966, 315 с.
Приложение
Таблица 1. Нормативные основы двигательной активности – 60 м с низкого старта


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.