Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ (СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ВОПРОСА) 6
1.1 Влияние занятий лыжными гонками на организм занимающихся. 6
1.2 Основные средства подготовки лыжников-гонщиков и лыжниц-гонщиц. 8
1.3 Основные средства совершенствования выносливости, скорости и развития силы 13
1.4 Этапы развития и использования средств скоростно-силовой подготовки в тренировочном процессе лыжниц-гонщиц. 20
1.5 Основные понятия и критерии оценок скоростно-силовой подготовки лыжников-гонщиков и лыжниц-гонщиц. 26
1.6 Воспитание скоростно-силовых качеств лыжниц-гонщиц первого спортивного разряда в подготовительном периоде. 33
Глава 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 39
2.1 Задачи исследования. 39
2.2 Методы исследования. 39
2.3 Организация исследования. 43
Глава 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 44
ВЫВОДЫ.. 50
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 52
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 54
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время скоростно-силовая подготовка приобретает всё большее значение в лыжных гонках в связи с усложнением профилей лыжных трасс, появлением более энергоемких коньковых ходов и постоянно возрастающей конкуренции на международных соревнованиях. Скорость лыжника-гонщика при передвижении в лыжных гонках зависит от мощности усилий, развиваемых при отталкивании лыжами и палками, то есть от скоростно-силовой подготовленности спортсмена. Оптимальный уровень скоростно-силовой подготовки является одним из основных факторов соревновательной деятельности лыжника-гонщика. Однако на практике часто отдается предпочтение развитию общей и специальной выносливости, а скоростно-силовые способности лыжников-гонщиков часто оставляют желать лучшего[1].
Скоростно-силовая подготовка лыжников-гонщиков имеет большое значение при преодолении подъемов и в сложных метеорологических условиях: при сильном ветре, снегопаде, низких температурах и т. д., ухудшающих скольжение и работоспособность спортсменов.
Однако простое повышение объёма тренировочной нагрузки за счёт применения большого количества скоростно-силовых упражнений или увеличение интенсивности передвижения для того, чтобы приблизить физические и технические характеристики движений к соревновательным, позволяющие увеличить быстроту и силу отталкивания. Именно поэтому, актуальной является оптимизация тренировочного процесса, в частности последовательность распределения нагрузок скоростно-силовой направленности на втором этапе подготовительного периода.
Таким образом, проблема состоит в поиске наиболее эффективного распределения средств скоростно-силовой подготовки лыжниц-гонщиц I спортивного разряда на 2 этапе подготовительного периода.
Объект исследования – тренировочный процесс квалифицированных лыжниц-гонщиц I спортивного разряда на 2 этапе подготовительного периода.
Предмет исследования – скоростно-силовая подготовка квалифицированных лыжниц-гонщиц I спортивного разряда на 2 этапе подготовительного периода.
Цель исследования – экспериментально обосновать эффективность применения концентрированных тренировочных нагрузок скоростно-силовой направленности лыжниц-гонщиц I спортивного разряда на 2 этапе подготовительного периода.
Гипотеза. Предполагается, что применение специальных скоростно-силовых упражнений за счет включения концентрированных нагрузок скоростно-силовой направленности на специальном этапе подготовительного периода позволит значительно повысить уровень физической и технической подготовленности лыжниц-гонщиц I спортивного разряда.
Научная новизна работы заключается в совершенствовании процесса подготовки лыжниц-гонщиц первого спортивного разряда на основе целенаправленного применения скоростно-силовых упражнений на 2 этапе подготовительного периода. Определена последовательность использования средств скоростно-силовой подготовки и методика их применения. Выявлена эффективность концентрированных тренировочных нагрузок скоростно-силовой направленности. Исследована динамика функционального состояния (ЧСС) лыжниц-гонщиц I спортивного разряда в состоянии покоя под влиянием концентрированных нагрузок.
Теоретическая значимость исследования заключается в совершенствовании методики подготовки лыжниц-гонщиц I спортивного разряда на специальном этапе подготовительного периода.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций по скоростно-силовой подготовке лыжниц-гонщиц I спортивного разряда, способствующей улучшению спортивно-технических результатов и рекомендаций по планированию концентрированных нагрузок, а так же контролю за функциональным состоянием организма спортсменок в тренировочном процессе. Результаты исследования целесообразно использовать в практике работы СДЮШОР, ДЮСШ, отделений лыжных гонок УОР.
[1]Планирование специальных средств скоростно-силовой подготовки лыжниц-гонщиц 18-20 лет в бесснежном периоде. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/planirovanie-spetsialnykh-sredstv-skorostno-silovoi-podgotovki-lyzhnits-gonshchits-18-20-let#ixzz2h8XQFohG
ВЫВОДЫ
Как в экспериментальной, так и в контрольной группах произошли положительные изменения скоростно-силовых качеств. Однако в экспериментальной группе произошли более значительные сдвиги и на основе полученных результатов мы можем утверждать, применение концентрированных тренировочных нагрузок скоростно-силовой направленности благоприятно влияет на развитие скоростно-силовых качеств лыжниц –гонщиц.
В показателях результатов тройного прыжка в исследуемых группах видны значительные положительные сдвиги. Однако в экспериментальной группе динамика выше по сравнению с контрольной группой и составила 0,93%. В контрольной группе динамика результатов в тройном прыжке составила 0,40%. Это говорит о том, что у экспериментальной группы, при использовании концентрированных тренировочных нагрузок скоростно-силовой направленности значительно увеличило динамику прироста скоростно-силовых качеств.
Результаты исследования показали, что более значительный прирост скоростно-силовых качеств обнаружен в экспериментальной группе, которая применяла в цикле подготовки спортсменов серию концентрированных тренировочных нагрузок скоростно-силовой направленности .
Это видно, по результатам снятых исходных данных, которые брались до начала эксперимента и по результатам данных, которые были взяты после проведённого эксперимента (прыжок в длину с места, 3-й прыжок, время пробегания – 30 метров с низкого и высокого старта, с ходу и время пробегания 100 метров).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Результаты нашего исследования позволяют рекомендовать их для контроля за уровнем подготовленности лыжников-гонщиков, а так же для внесения определённых коррективов в планы учебно-тренировочного процесса по совершенствованию скоростно- силовой подготовки лыжниц-гонщиц.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Анализ факторов, определяющих спортивную подготовленность лыжников-гонщиков на этапе специализированной базовой подготовки Камаев О.И. Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2004. № 3. С. 33-39
- Губа В.П. Особенности индивидуализации двигательных способностей в подготовке юных спортсменов / В. П. Губа // Физическая культура воспитание, образование, тренировка. – 2009. – №2. – C. 41-44.
- Обоснование планирования макроцикла спортивной подготовки в современных лыжных гонках. Шишкина А.В. Сибирский педагогический журнал. 2007. № 3. С. 302-309.
- Определение объемов тренировочных нагрузок в основных циклических средствах тренировки для юных лыжников-гонщиков 15-16 лет Таран Л.Н. Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2008. № 2. С. 58-65.
- Особенности построения тренировочного процесса лыжников-гонщиков 17-18 лет к соревнованиям разными стилями передвижения на лыжах. Сидорова Т.В., Сак А.Е., Котляр С.Н. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2013. № 5. С. 62-67.
- Раменская Т.И. Юный лыжник: учеб.-попул. кн. о многолетней тренировке лыжников-гонщиков /Т .И. Раменская. – М., Спорт АкадемПресс. – 2004. – 204 с.
- Совершенствование учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков в подготовительном периоде. Станский Н.Т. Веснік Віцебскага дзяржайнага універсітэта. 2011. Т. 1. № 61. С. 76-79.
- Структура тренировочного процесса у юных лыжников - гонщиков в учебно-тренировочных группах первого и второго года обучения в годичном цикле подготовки. Кочергина А.А. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. Т. 64. № 6. С. 49-52.
- Управление тренировочным процессом лыжников-гонщиков с использованием аппаратуры «omegawave». Будагаев Д.С., Лебединский В.Ю. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. Т. 59. № 12. С. 362-365.
- Управление учебно-тренировочным процессом лыжников. Слушкина Е.А., Слушкин В.Г. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. Т. 75. № 5. С. 106-110.
- http://do.gendocs.ru/docs/index-190855.html
- http://gendocs.ru/v21314/бутин
- http://edu.meta.ua
- http://kultura.mos.ru/service/books/560160.html
- http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=480127
- http://knigovodstvo.ru/book/1284/
- http://www.twirpx.com/file/708450/
- http://www.selevko.net/
- http://www.magma-team.ru
- 0 http://www.twirpx.com/file/14476/