• Категория: Государственное и муниципальное управление
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2012
  • Оригинальность: 53 %

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД № 22 «ЯБЛОНЬКА» Г. ЛЕСНОГО 8
1.1. Цели и виды деятельности учреждения 8
1.2. Структура управления и персонал учреждения 15
1.3. Финансирование деятельности учреждения 23
1.4. Роль учреждения в развитии города 30
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 35
2.1. Дошкольное образование в РФ: сущность, особенности, структура 35
2.2. Особенности финансирования деятельности дошкольных образовательных учреждений 42
2.3. Стратегические направления развития дошкольного образования 50
2.4. Направления совершенствования управления деятельностью дошкольных образовательных учреждений 55
2.5. Дошкольное образование за рубежом: особенности организации и
финансирования 63
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ 71
3.1. Проблемы деятельности МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька» 71
3.2. Предложения по совершенствованию деятельности учреждения 76
3.3. Экономические обоснования рекомендаций 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 104
Приложение 1. Направления деятельности подразделений детского сада 106
Приложение 2. Функции руководителей структурных подразделений, осуществляющих контроль 132
Приложение 3. Понятие качества деятельности 133
Приложение 4. Содержание воздействия на компоненты образовательного процесса 134
Приложение 5. Вопросы для проведения опроса родителей МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька» 135

ВВЕДЕНИЕ


В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система дошкольного образования. Среди этих изме-нений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, тре-бующие решения. Основными направлениями реформирования системы до-школьного образования стали:
- ориентация на создание гибкой многофункциональной системы дошко-льных учреждений разных форм собственности, учитывающих потребности и возможности разных семей, а также интересы ребенка;
- формирование образовательного пространства с видовым разнообрази-ем дошкольных учреждений, которое определяется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 677.
При всем разнообразии дошкольных учреждений внимание руководите-лей, педагогов акцентируется на трех основополагающих моментах, которые необходимо учитывать при организации функционирования дошкольных обра-зовательных учреждений:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- обеспечение равного старта развития всех детей, уважение права ребен-ка на сохранение своей индивидуальности при реализации базисного содержа-ния обучения и воспитания детей;
- сохранение специфики работы каждого вида учреждения с учетом пси-хофизиологических возможностей детей дошкольного возраста.
Серьезные изменения претерпевает содержание дошкольного образова-ния. Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей, появление авторских программ, технологий становится требованием времени, В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования особое значение при-обретает регулирование его качества. Отбор и экспертиза новых программ и учебно-методических комплектов, обеспечение высокого уровня реализации этих программ в дошкольных учреждениях является основным назначением методической службы.
Нарождающаяся новая система дошкольного образования требует новых подходов и к управлению. Директивное управление в режиме жесткого выпол-нения указаний верхних структур управления уходит в прошлое. В свете этого все прогрессивное, подлинно научное, целесообразное и эффективное в образо-вательном процессе должно быть сохранено и продолжено, но уже на новой методологической и теоретической основе. Несомненно, что такой основой служит теория формирования целостной системы управления образовательным учреждением на основе новой парадигмы, с учетом произошедших преобразо-ваний в обществе.
Актуальность вопросов совершенствования деятельности и процессов управления дошкольным образовательным учреждением обусловлена прежде всего потребностью практики дошкольного образования перейти от этапа функционирования в стабильных условиях к глубоким качественным переме-нам, диктуемым условиями обновления всей системы образования. В условиях, когда объем задач, стоящих перед ДОУ, резко возрос, а сами они усложнились, необходим поиск путей повышения результативности управленческой деятель-ности руководителя ДОУ.
Острота этой проблемы сегодня усиливается тем, что Законом Россий-ской Федерации «Об образовании» государство гарантирует финансовую и ма-териальную поддержку воспитания детей раннего возраста, обеспечивает дос-тупность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения [ст. 8 и 12 стр, 17].
Однако на деле существует противоречие - между обязательством госу-дарства совершенствовать и развивать существующую систему дошкольных учреждений и невозможностью в нынешних социально-экономических услови-ях финансировать ее в полном объеме.
Вопросы совершенствования деятельности учреждений дошкольного об-разования рассматривались в работах таких авторов, как Е.Л.Аркин,
А.К. Бондаренко, А.И. Васильева, A.B. Веселова, Е.Ю. Демурова, М.И Журав-лева, Т.С Комарова, P.A. Куртатова, А.Н. Троян, O.A. Фролова и др.
Таким образом, актуальность указанных проблем не вызывает сомнений. И именно им посвящена данная дипломная работа.
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы, изучив теоретические аспекты вопроса, проанализировать деятельность Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 22 «Яблонька» г. Лесного и разработать рекомендации по совершенствованию его деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить теоретический материал по выбранной теме;
- проанализировать особенности деятельности Муниципального бюджет-ного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 22 «Яблонь-ка» г. Лесного (цели и виды деятельности, структуру управления и кадровый состав, порядок финансирования и роль учреждения в развитии города);
- рассмотреть сущность, особенности и структуру дополнительного обра-зования в РФ;
- выявить особенности финансирования дошкольных образовательных учреждений;
- изучить стратегические направления развития и совершенствования деятельности дошкольных образовательных учреждений;
- разработать рекомендации по совершенствованию деятельности Муни-ципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 22 «Яблонька» г. Лесного.
Объектом исследования в дипломной работе является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 «Яб-лонька» г. Лесного.
Предметом исследования выступают особенности совершенствования деятельности дошкольного образовательного учреждения.
При написании дипломной работы были использованы следующие мето-ды: теоретический анализ литературных источников и работ авторов, посвя-щенных проблеме управления образованием, анализ публикаций по проблемам перестройки системы дошкольного образования; анализ нормативных докумен-тов, регламентирующих деятельность дошкольных учреждений, анкетирование, беседы, интервьюирование и др.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Прилага-ется список использованной литературы. Имеются приложения.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержа-щиеся в нем выводы и рекомендации могут быть использованы руководителя-ми и сотрудниками дошкольных образовательных учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Вопросы совершенствования деятельности дошкольных образовательных учреждений продолжают оставаться актуальными.
Обобщая результаты проведенного исследования, представляется целесообразным сделать основные выводы.
Россия имеет развитую сеть образовательных организаций.
Сеть дошкольных образовательных учреждений – это совокупность взаи-модействующих между собой равноправных по статусу дошкольных образова-тельных учреждений различных видов. Дошкольное образование предназначе-но для обеспечения умственного, физического, личностного развития ребенка в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет. Задачей дошкольного образования являет-ся донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в общест-ве, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание.
В настоящее время выделяют следующие направления совершенствова-ния управления деятельностью дошкольных образовательных учреждений:
- совершенствование управления качеством деятельности учреждения;
- совершенствование управления процессом взаимодействия участников образовательного пространства;
- совершенствование управления результатами воспитательно - образова-тельной работы;
- совершенствование управления системой отношений между компонен-тами образовательного процесса;
- совершенствование управления по результатам.
Одной из сфер деятельности города Лесного является система дошколь-ного образования. Она представлена двадцатью образовательными учрежде-ниями, которые имеют статус муниципальных. Одним из них является детский сад № 22 «Яблонька».
В МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька» функционирует 7 групп. В 2011 г. учреждение посещало 125 детей.
Управление МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька» осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошко-льном образовательном учреждении, Уставом и строится на принципах едино-началия и самоуправления. Формами самоуправления учреждения являются Общее собрание трудового коллектива, Совет учреждения, Педагогический со-вет и Родительский комитет.
МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька» укомплектовано педагогически-ми кадрами на 100 %. В учреждении работает 34 человека. Большая часть педа-гогов имеют высшее образование и первую квалификационную категорию. В учреждении преобладают педагоги со стажем работы 10 – 15 лет и более 15 лет.
Персонал детского сада находится в тесном взаимодействии с участника-ми образовательного процесса – детьми и их родителями.
Деятельность МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька» финансируется уч-редителем в соответствии с договором между ними.
Стоимость содержания одного ребенка в общеобразовательном МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька» за 2011 г. без капитальных расходов составила 9650 руб. Из них доля родительской платы - 1350 руб., бюджетные ассигнова-ния - 8300 руб. Родители оплачивают 14 % затрат, бюджетные расходы соста-вили 86 %.
С 1963 г. детский сад «Яблонька» обеспечивает потребности населения и предоставляет основные образовательные услуги в соответствии с требования-ми к содержанию и методам воспитания и обучения. В МДОУ предоставляют-ся дополнительные услуги: услуги логопеда, изостудия «Пластилиновая сказ-ка», спортивный кружок «Школа мяча», чего нет в других детских садах.
Основная роль МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька» в местном сооб-ществе - обеспечение доступности качественного образования.
В ходе проведенного анализа в деятельности МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька» была выявлена проблемная ситуация, сущность которой заключа-ется в отсутствии дополнительных услуг для родителей в деятельности учреж-дения. Эта ситуация имеет причины своего возникновения. К ним можно отне-сти нежелание администрации учреждения заниматься вопросами внедрения новых услуг в деятельность детсада, отсутствие инициативы родителей воспи-танников детского сада, привычка к стабильной деятельности.
Для разрешения сложившейся ситуации в дипломной работе разработаны соответствующие рекомендации, направленные на совершенствование деятель-ности учреждения, а именно внедрение новых услуг в деятельность МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька»: организация занятий с детьми танцами и по английскому языку; открытие школы для родителей при детсаде; создание ме-тодической библиотеки для родителей; организация работы групп кратковре-менного пребывания детей.
Две услуги будут предложены родителям на бесплатной основе – пользо-вание методической библиотекой и участие в занятиях Школы для родителей. Остальные услуги будут осуществляться на платной основе.
Общая стоимость реализации предлагаемых мероприятий составляет 317 592,5 - 823 777,26 руб. При этом за год их реализации детским садом будет получена прибыль в размере 803 044,07 - 1 401 535,24 руб.
Также ожидается социальный эффект от реализации мероприятий. Вне-дрение новых услуг в деятельность МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька» по-зволит расширить спектр услуг, предоставляемых населению; повысить качест-во деятельности учреждения; удовлеворить запросы родителей воспитанников; повысить конкурентоспособность учреждения.
Кроме того, от реализации проекта выиграют воспитанники детского са-да. Посещая занятия по английскому языку, они смогут научиться общаться друг с другом, т.е. развить коммуникативные навыки; получат первоначальные знания по иностранному языку, что впоследствии облегчит его изучение в шко-ле; будут развивать свое мышление, что положительно скажется на уровне их общего развития; смогут расширить свой кругозор.
Также от реализации рекомендаций выиграют родители воспитанников. Они смогут повысить свой образовательный уровень в области педагогики и психологии, получат возможность консультироваться по вопросам воспитания детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М.: Ас-трель; АСТ, 2010. – 123 с.
2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 161 с.
3. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. – М,: ТЦ Сфера, 2005. – 101 с.
4. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 112 с.
5. Биличенко Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
6. Бондаренко А.К., Поздняк Л.В., Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным учреждением. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с.
7. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006. - 192 с.
8. Доронова Т.Н., Гербова В.В, Гризик Т.И. и др. Программа «Радуга». – М.: Просвещение, 2006. – 98 с.
9. Киселева Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошколь-ного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М,: АРКТИ, 2003. – 89 с.
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для сту-дентов педагогических ВУЗов. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
11. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образователь-ным учреждением. – Ростов на Дону, 2002. - 212 с.
12. Ларионова Г.Б. Должностные инструкции сотрудников ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 131 с.
13. Логинова Л.Г. Технология аттестации и аккредитации учреждений до-полнительного образования детей: сборник научно-методических и инструк-тивных материалов. – М.: АРКТИ, 2008. – 200 с.
14. Маркова Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учре-ждения: структура, содержание, перспективное планирование работы. – М.: АРКТИ, 2009. – 78 с.
15. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновле-нию содержания дошкольного образования: методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2006. - 216 с.
16. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М.: Академия, 2001. – 238 с.
17. Сластенин В.А., Исаев Н.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, в 2-х частях, часть I. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.- 288 с.
18. Третьяков П.И., Белая К.Ю.Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. – М,: ТЦ Сфера, 2009. – 240 с.
19. Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов. /под ред. Н.В. Микляевой. – М.: МГПИ, 2004. – 185 с.
20. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в до-школьном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003. – 262 с.






Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.