• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Курсовая работа
  • Год защиты: 2013
  • Оригинальность: 55 %

Содержание
Введение. 3
I Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме потенциальных возможностей профессиональной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. 5
1.1.   Теоретические основы исследования проблемы социально-педагогической работы с детьми, с ограниченными возможностями здоровья 5
2.2. Анализ потенциала социально-педагогической работы.. 15
II Формы и методы реализации социально-педагогического потенциала работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в образовательном учреждении  28
2.1.  Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями  28
2.2 Педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья  38
Заключение. 43
Список литературы.. 44

 Введение
Современная социальная действительность сопровождается резкими качественными изменениями. В большей степени это касается категории детей с ограниченными возможностями здоровья.  Детская инвалидность –  одна из наиболее актуальных проблем современного общества,  требующих пристального внимания учреждений образования,  здравоохранения,  служб социальной защиты населения и др.
При равноценной важности решения комплекса проблем детей с ограниченными возможностями здоровья  (улучшение условий жизни, социального и медицинского обслуживания,  повышения качества образования,  социальной подготовки и т. д.)  актуальным является вопрос о принятии дополнительных мер по обеспечению адаптации и интеграции каждого ребенка в здоровый социум,  в том числе посредством организации условий в учреждениях образования и социальной защиты населения.
Однако реальная практика свидетельствует, что специалистами данных учреждений недостаточно активно используется потенциал воспитательной работы в процессе организации совместной деятельности детей со стойкими функциональными нарушениями здоровья и здоровых детей.  Данное упущение связано, скорее всего, с тем, что деятельность интегративных детских групп имеет свои особенности. Именно эти группы являются одной из эффективных форм интеграции,  включения данных детей в социум,  позволяя преодолевать барьер их изолированности в той мере, которая им полезна и доступна на данном этапе развития.
Идея педагогической работы детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду легла в основу работ отечественных и зарубежных исследователей А.В. Батовой, М. Ваннах, Т.В. Вареновой, Н.Г. Гадировой, Б. Дрехслер,  Х. Есингер,  С. Лангмейер,  Н.Н. Малофеева,  С.М. Микрюковой,  Н.С. Моровой,  В.И. Олешкевич,  М. Руттер,  Г.К. Селевко,  А.В. Суворова,  Е.Ю. Шпанко,  И.Л. Шпицберг и др.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), детская заболеваемость, рост травматизма, отсутствие культуры здорового образа жизни, ряд переменных социально-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту группу особенно актуальной. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами (далее  — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.     В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Целью курсовой работы является определение потенциала социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Объектом исследования является социально-педагогическая работа, предметом – дети с ограниченными возможностями.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть теоретические основы исследования проблемы социально-педагогической работы с детьми, с ограниченными возможностями здоровья,
Провести анализ форм и методов реализации социально-педагогического потенциала работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в образовательном учреждении.

Заключение
Таким образом, можно отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.
Анализ современных тенденций в мировом образовательном процессе показал,  что успешная социализация детей с ограниченными возможностями в условиях перемен,  происходящих в последнее время в России в системе образования,  когда на первый план выдвигается иное содержание,  иные подходы, а также иной педагогический менталитет,  требует своевременной координации и оптимизации образовательных структур,  влияющих на подготовку детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизни в социуме,  культуре общения,  личностной и профессиональной самореализации  (когда цель освещена смыслом и у человека возникает возможность выбора). Таким образом, теоретически достижение социальных целей образовательной системой является вполне осуществимой задачей.  Однако их практическая реализация возможна лишь в том случае,  если будут решены вопросы организационно-управленческого,  социально-педагогического,  нравственно-психологического,  нормативно-правового и кадрового обеспечения.
Мы считаем,  что эффективное решение проблемы возможно только на основе моделирования активной образовательной среды.
Основным направлением образования и воспитания детей с ограниченными возможностями в активной образовательной среде является применение новых подходов к организации обучения и воспитания. Организация учебно-воспитательного процесса в них требует комплексного решения многих задач,  внедрения новых технологичных и научно-обоснованных методов и методик.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изм. 18.07.2009г)
  2. Аксёнова Л.И. Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями — Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2010. № 1. С. 67-82.
  3. Головинская Е.Ю. Внеурочная деятельность, предусмотренная БУП ФГОС, как ресурс развития ребенка с ОВЗ в условияхинклюзивного обучения. — Самара, 2010.
  4. Гудина Т.В. Педагогические условия социокультурной реабилитации детей-инвалидов — Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Т. 15. № 4. С. 339-342.
  5. Дедов Н. П. Психологические аспекты взаимодействия в семье с больным ребенком // ≪Исцеление≫: Альманах. — М., 1995. — Вып. 2.
  6. Жегульская Ю.В. Социально-педагогический компонент процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями  Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 2. С. 132-137.
  7. Зерницкий О.Б.  Родительство в семьях с детьми с ограниченными возможностями: проблемы, установки, поддержка — Мир психологии. 2010. № 1. С. 134-145.
  8. Ильичев Д. Реабилитация детей с ограниченными возможностями // Социальная работа. –  2003. – № 2. – С. 6.
  9. Кравченко А.И. Психология и педагогика. М.: Инфра-М, 2008. — 400 с.
  10. Куприянов Р.В., Шарифуллина Д.Р., Берецкая Е.А. Функции социального работника в процессе социальной реабилитации — Вестник Казанского технологического университета. 2006. № 4. С. 292-299.
  11. Лавринец К.Ю. Педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детских домов Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 3. С. 122-126.
  12. Липский И.А.  Социальная педагогика:  методологич.  анализ:  Учебное пособие.  М.:  Сфера, 2004. 320 с.
  13. Новосёлова Г.А. Подготовка будущих учителей к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья — В мире научных открытий. 2010. № 6-2. С. 39-43.
  14. Политова Ю.М., Прилуцкий Н.И. Нравственные основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2006. Т. 2. № 10. С. 40-47.
  15. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений  Под ред. Е. Г. Силяевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр ≪Академия≫, 2005. — 192 с.
  16. Социальная педагогика:Курс лекций /  Под.  общ.  ред.  М.А.  Галагузовой.  М.:  Гуманитарный центр ВЛАДОС. 2000. 416 с.
  17. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / отв. ред. д. и. н., проф. Е. И. холостова, д. и. н., проф. А. С. Сорвина. – М.: ИНФРА – М., 2001. – 27 с
  18. Столяренко Л.Д.Педагогическая психология. Серия ≪Учебники и учебные пособия≫. — 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д:  ≪Феникс≫, 2006. — 544 с.
  19. Уханова Н.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (постатейный). — «Деловой двор», 2010 г.
  20. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. 5-11 классы. Издательство ВАКО – 2007г


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.