• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа

Развитие коммуникативной компетентности в подростковом возрасте
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 4
1.1. Сущность понятия коммуникативная компетентность 4
1.2. Процесс развития коммуникативной компетентности в подростковом возрасте 10
1.3. Третий уровень развития коммуникативной компетенции соответствует требованиям профессиональной коммуникации и формируется в большей степени при профессиональном обучении и саморазвитии. 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ 17
2.1. Организация эмпирического исследования выявления особенностей влияния акцентуация характера на коммуникативную компетентность 17
Описание методик: 18
2.2. Результаты эмпирического исследования и их интерпретация 26
ВЫВОДЫ: 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
Приложение 2. 45

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Новые социально-экономические условия развития России обусловили необходимость преобразования деятельности различных государственных и общественных структур. Вследствие этого насущными являются социально-педагогические проблемы, касающиеся процесса общения, в особенности его коммуникативной стороны (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалёв, Я.Л. Газман, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, A.B. Мудрик, В.Н. Мясищев, H.H. Обозов, C.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, др.). Коммуникативная компетентность - одна из важнейших качественных характеристик личности, позволяющая реализовать её потребности в социальном признании, уважении, самоактуализации и помогающая успешному процессу социализации (А. Маслоу). Однако однозначного понимания и чёткой структуры коммуникативной компетентности, её особенностей у подростков в научных источниках не выявлено, что позволяет вести дальнейшие научные поиски.
По мнению психологов (Г.М. Бреслав, Л.C. Выготский, Г.С. Никифоров, A.B. Петровский, Л.И. Рувинский, др.), общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают свой уровень коммуникативной компетентности. Неблагополучные взаимоотношения с товарищами, складывающиеся в силу недостаточной сформированности коммуникативной компетентности, негативно отражаются на эмоциональном состоянии подростков (К.Н. Волков, Я.Л. Коломинский, А.Е. Личко, К.Н. Платон, Т.В. Снигирева, др.). В этом случае психологи (A.A. Бодалев, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, др.) ставят перед школой особую задачу - сформировать необходимый уровень коммуникативной компетентности у подростков.
Большинство исследователей (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.Ф.Рыбалко, K.M. Гуревич, Г.С. Никифоров, Е.Ф. Рыбалко, A.A. Смирнов, др.) выделяет подростковый возраст как наиболее сензитивный для формирования коммуникативной компетентности. В педагогической пауке и практике накоплен колоссальный инструментарий психолого-педагогических методов повышения уровня коммуникативной компетентности. Глубоко изучены такие способы формирования коммуникативной компетентности подростков как социально-психологические тренинги, сюжетно-ролевые игры, коллективные творческие дела, театральные технологии (Л.Б. Белявская, О.С. Газман, А.Э. Греф, В.А. Караковский, Т.В. Лаврова, Л.И. Новикова, Л.М. Петрова, В.В. Петрусинский, В.И. Плотник, A.C. Прутченков, Н.В. Самоукипа, др.). Однако, в педагогике нет подразделения методов по гендерному принципу, все методы являются универсальными, без учета особенностей реагирования на них подростков разного пола.
В соответствии с этим была выдвинута гипотеза: существуют гендерные особенности формирования ассертивности как показателя коммуникативной компетентности в подростковом возрасте.
Объектом исследования выступило формирование ассертивности подростков.
Предметом проведенного нами исследования и особенности формирования ассертивности как показателя коммуникативной компетентности.
Основная цель исследования заключается в выявлении гендерных особенностей формирования ассертивности.
Цель исследования определила следующие задачи:
1. Теоретическое исследование литературы по теме коммуникативной компетентности подростков.
2. Эмпирическое изучение характерологических акцентуаций
3. Эмпирическое определение уровня коммуникативной компетентности подростков
4. Анализ взаимосвязей формирования ассертивности у мальчиков и девочек
Выпускная аттестационная работа состоит из двух глав – теоретической – анализа литературы и практической (эмпирического исследования).


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.