• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2015
  • Оригинальность: 80 %

Работа содержит приложения с результатами опросников.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………..8
1.1 Психологические особенности развития общения у детей младшего школьного возраста………………………………..........................................8
1.2 Роль семьи в развитии общения………………………………………………18
1.3 Влияние стилей воспитания в семье на развитие общения младших школьников……………………………………………………………………..23
1.4 Взаимосвязь стилей воспитания с коммуникативными особенностями детей в младшем школьном возрасте в полных и неполных семьях……………30
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ВЛИЯНИЯ  СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ НА  РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ………………..38
2.1 Организация эмпирического исследования…………………………………38
2.2 Анализ и интерпретация эмпирических данных…………………………….45
2.3 Рекомендации программы коррекции………………………………………...61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………68
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….73

ВВЕДЕНИЕ
 
         Актуальность исследования. Сегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребёнок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, испытывает самые различные эмоции. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт доброжелательным, открытым, общительным или  тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Семью характеризует несколько факторов. Первое, что характеризует как фактор воспитания – это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой и прежде всего со средой социальной, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» (А. Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности. Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной пищей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, домашних животных и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для развития его общения.[35, с.84]
В семье начинается приобщение ребёнка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Семья предоставляет ребёнку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые ребёнок  наблюдает в отношениях родителей, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приёмы взаимодействия с окружающими. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда  оказывает большое влияние на развитие навыков общения у детей, определяет первые контуры складывающегося у ребёнка образа мира.
Роль семьи в развитии навыков общения ребенка младшего школьного возраста, оказалась малоизученной. Анализ особенностей развития в этом периоде, проведенный Е.Е. Кравцовой, показывает, что в семье ребенок учится произвольно переходить от условной ситуации к реальной ситуации и обратно. Жизнедеятельность младшего школьника предполагает, чтобы он не просто умел переходить от условной ситуации к реальным условиям  и обратно, но чтобы он был способен считывать и понимать эти переходы у других людей. Помимо этого очень важно, чтобы изменения ситуаций были подчинены не личным потребностям ребенка, а логике общих обстоятельств. С этих позиций в семье ребенок младшего школьного возраста, как и в дошкольном детстве, нуждается в близком взрослом, как партнере по игре.
Вопросы, посвящённые проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учёными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались учёные: Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис, Н.Аккерман, А.И. Захаров, В.С.Мухина; а также изучением личностных особенностей детей из неполных семей Л.И.Захарова, И.С.Кона, А.С.Спиваковской, И.О. Смирновой, В.С.Собкина, И.Лангмейера, З.Матейчек  и многие другие. Значительное внимание в исследованиях учёных уделяется семьям, в которых ребёнок воспитывается только одним родителем: К.Верлак, Г.Е.Зборовский, Н.Лефошер и другие. Процессом функционирования полных и неполных семей в России посвящены труды И.Е.Забелина, И.Г.Киселёвой, Н.С. Полищук, Б.М.Фирсова.
Цель исследования - выявить влияние стилей воспитания в семье на развитие навыков общения младших  школьников в полных и неполных семьях.
Объект исследования – дети младшего школьного возраста и их родители.
Предмет исследования – роль семейного воспитания в развитии навыков общения у младших школьников.
Гипотеза исследования – предполагается, что стиль воспитания в семье имеет влияние на развитие навыков общения у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1.                Рассмотреть теоретические аспекты  роли семейного воспитания в развитии навыков общения у младших школьников.
2.                Выявить психологические особенности развития общения в младшем школьном возрасте.
3.                Организовать и провести эмпирическое исследование с целью определения влияния стилей воспитания на развитие общения младших школьников в полных и не полных семьях.
4.                Проанализировать результаты исследования, сформулировать рекомендации.
Методологической основой исследования  выступили современные теории личности  (Петровский А.В., Леонтьев А.Н., Асмолов А.Г., Братусь Б.С, Роджерс К., Маслоу А., Салливен Г. и др.), основные положения современной теории семьи (Андреева Г.М., Антонов А.И., Голод СИ., Кон И.С., Орлов Ю.Б., Роджерс К., Сатир В.[41], Эйдемиллер Э.Г., Гребенников И.В., Земска М., Кули Ч.Х., Навайтис Г., Медков В.М., Мудрик А.В., Обозов Н.Н., Посысоев Н.Н., Харчев А.Г.), личностно – деятельностный подход (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н., Леонтьев, К. Роджерс).
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: анализ социально – педагогической литературы, наблюдение, беседа, тестирование, методы статистической обработки материала.
Новизна работы заключается в том, что выявлено  и статистически обосновано влияние стилей воспитания в полных и неполных семьях на развитие общения  детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость работы определяется результатами исследования, которые позволяют составить целостное представление о семейном воспитании и его стилях. Научные результаты исследования, а также введенные в оборот источники дают возможность более глубокого понимания роли семьи в развитии общения детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость: разработана программа психологического тренинга для родителей, направленная на развитие эффективных семейных отношений.
Эмпирическую базу составили дети  1 "А" и 1 "Б" класса средней общеобразовательной школы №2109 города Москвы. В нашем исследовании приняли участие 80 человек: 40 детей и их родители. С помощью классных руководителей мы отобрали и позже разделили детей на 2 группы: группа детей из полных семей и группа детей из неполных семей. Группы получились по 20 детей: в каждой группе 10 девочек и 10 мальчиков.
В исследовании так же приняли участие родители всех детей – 40 человек: в полных семьях – 18 женщин и 2 мужчин, в неполных семьях – 19 женщин и 1 мужчина.
Структурно работа состоит из введения, из одной теоретической главы, одной практической главы, заключения, литературы (62 источника), приложения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Роль родителей в жизни ребенка трудно переоценить. Сам по себе ребенок не может родиться, вырасти, а тем более сформироваться как личность. Присутствие родителей необходимо во всех этих процессах. От того, чем наполнено мировоззрение родителей и они готовы вложить в рост и воспитание своих чад, напрямую зависит, какими людьми станут их дети.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что решающее влияние на развитие навыков общения у ребенка оказывает семья, а также  что проблема влияния стилей семейного воспитания на формирование коммуникативных способностей  младшего школьника в настоящее время очень актуальна.
Первым, и самым важным социальным институтом является семья и именно здесь ребенок начинает познавать первые правила поведения, нравственные нормы, начинаются складываться задатки к формированию личности ребенка. Для развития навыков общения у ребенка социальные условия семейного воспитания можно считать решающими. Поэтому родителям необходимо знать психологические особенности личности ребенка младшего школьного возраста и стили семейного воспитания, чтобы педагогически грамотно решать сложную проблему его воспитания.
Проведенное нами исследование показало, что стиль семейного воспитания оказывает большое влияние на развитие навыков общения, на формирование базовых качеств личности младших школьников.
Таким образом, в рамках настоящей работы нами были решены все поставленные во введении задачи. В качестве основных выводов считаем целесообразным, отметить следующее.
Анкетирование детей по методу М.Р. Догонадзе позволило нами прийти к следующим результатам:
В неполных семьях у 6 детей (30%), в полных семьях – у 4 детей (20%) имели место авторитарный стиль воспитания. 7 детей из неполных семей (35%) и 9 детей из полных семей (45%) отметили, что в их семье преобладает авторитетный стиль воспитания. И в том, и в другом типе семьи по 7 детей (35%) ответили положительно на утверждения: "Я гуляю там, где захочется", "Родители уверены в моих способностях", "Если я попрошу, они все для меня сделают". Здесь родители – либералы.
Как показало проведенное нами исследование, среди испытуемых наблюдается зависимость стиля воспитания от уровня коммуникативных способностей. Так, среди семей неполных семей с авторитарным стилем воспитания преобладает уровень коммуникативных способностей ниже среднего (в 83,33% случаев). У семей, где был представлен либеральный стиль воспитания (7 неполных семей) в 40% случаев (4 из 10) преобладает средний уровень коммуникативных способностей и в 50% случает (2 из 4) – высокий. Наконец, в тех неполных семьях, где был представлен авторитетный стиль воспитания, в 40% случаев (4 из 10) преобладает средний уровень коммуникативных способностей и в 50% случает (2 из 4) – высокий.
Что касается полных семей, то низкий уровень коммуникации, представленный двумя респондентами (100%), имеется у детей с авторитарным стилем управления. При этом при либеральном стиле воспитания высокий уровень коммуникации наблюдается у 6 детей из 7ми (85,71%), и у 4х из 9 респондентов (44,44%) – средний уровень. Наконец, в семьях, где преобладает авторитетный стиль воспитания, преобладает средний уровень коммуникативных способностей.
Согласно мнению Х. Джайнота, развитие ребенка как гармоничной личности в семье, способной к полноценному и грамотному общению, базируется на трех основных принципах общения:
1. Во всех ситуациях родители должны стремиться поддерживать ростки позитивного в ребенке, ни при каких обстоятельствах не ронять его достоинства, поддерживать позитивный образ "Я" у ребенка.
2. В общении с ребенком следует говорить о конкретном акте общения, об обстоятельствах и их последствиях, но не о личности и характере самого ребенка, избегая личных негативных оценок.
3. Взрослые при общении с ребенком должны всегда выступать инициаторами предложения о сотрудничестве и партнерстве. Это предложение должно раскрывать перед ребенком возможности разрешения проблемной ситуации таким образом, чтобы он мог осуществить наиболее адекватный выбор.
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.      Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2003.
2.      Бархаев Б.П. Педагогическая психология [Текст] / Б.П. Бархаев. – СПб: Питер, 2009. – 448с.
3.      Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 2005.
4.     Болдуин Д.М. Психология в ее применении к воспитанию // Теория и практика семейной психотерапии. – СПб: Питер, 2001. – 352 с.
5.    Варга А.Я.  Введение  в  системную семейную  психотерапию.- Н.Новгород, Нижегородский Гуманитарный Центр, 2012.-с.120.
6.      Варга, А..Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб: Речь, 2001. – 144 с.
7.      Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК; ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 318 с.
8.      Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 1997. – 220 с.
9.      Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Е.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Владос,2009.
10.    Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: Владос, 2010.
11.    Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 256 с.
12.     Гомжина. З.А. Развиваем дар слова // Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». - 2010. - № 7. - С. 156.
13.    Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ [Текст] / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 146c.
14.    Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб: Речь, 2006. – 176 с.
15.    Захаров А.И., Неврозы у детей и психотерапия / А.И. Захаров. – СПб: Союз, 1996. – 323 с.
16.    Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 2002.
17.    Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во "Прогресс", 2006.
18.    Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб: Издательство "Питер", 2000. – 448 с.
19.    Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа [Текст] / К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский. – М., 2008. – 43 с.
20.    Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психология семьи / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Дону: "Феникс", 2003. – 512с.
21.    Карасик В.И. Структура институционного дискурса // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2005. С.25-33.
22.    Квинн В. Прикладная психология. – СПб: Издательство "Питер", 2000. – 560 с.
23.    Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. – СПб: Речь, 2007. – 86 с.
24.    Кэмпбелл, Р. Как по-настоящему любить своего ребенка / Р. Кемпбелл. – СПб: Мирт, 2001. – 159 с.
25.    Кэмпбелл, Р. Как понять своего ребенка / Кэмпбелл Р., Лайкс Пэт. – СПб: Мирт, 2001. – 158 с.
26.    Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии, 2000
27.    Либин А.В., Системная психотерапия Д. Баумринда СПб: Питер, 2009.
28.    Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи: Учебное пособие / А.Г. Лидерс. М., 2006.
29.    Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480с
30.    Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб:  Питер, 2009.
 
31.    Меньшикова А.Л. Трудности в общении, конфликты и пути их преодоления. – СПб: 2004.
32.    Минияров, В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2000. – 256 с.
33.    Мудрик А.В. Социализация человека М.: Издат. центр "Академия", 2004. 304 с.
34.    Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия,2011.- с.362-375.
35.    Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
36.    Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебн. для студ. педвузов. – М.: Гуматит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
37.    Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт. 2006. – 496 с.
38.    После трех уже поздно / Масару Ибука; [пер. с англ. – Н. Перовой]. – М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – 222 с.
39.    Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб: Речь, 2008.
40.      Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М.: Гардарики, 2009.- С.11
41.    Психотерапия: теория и практика / Е.Т. Соколова – М.: Академия, 2010. – 368 с.
42.    Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей [Текст], 2010.­- 624 с.
43.    Райгородский. – Самара: Издательский дом "Бахрах-М", 2012. – 624с.
44.    Рахновская И. В. Вместе: играем, учимся, переживаем: пособие для практических психологов по адаптации первоклассников. – М.: Школьная Пресса, 2005.
45.    Сатир В. Как строить себя и свою семью / В.Сатир; пер. с англ. Е.В. Новиковой, М.А. Макарушкиной. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 192 с. 32. Сатир, В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – СПб: Речь, 2001. – 295 с.
46.    Семейная психотерапия / сост. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. – СПб: Питер, 2000. – 512 с.
47.    Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Педагогика, 2003. – 208 с.
48.    Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В.
49.    Сидоренко. – СПб: ООО "Речь", 2009. – 350с
50.    Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб.пособие. для вузов. – М., 2005.
51.    Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений /Н.Ю.Синягина.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 96 с.
52.    Спок Б. Проблемы родителей. – М.:Поппури, 2009. – С. 12.
53.    Улановская И.М. Образовательная среда.// Начальная школа: плюс – минус, 2002. № 1. – С. 3-13.
54.    Фельдштейн Д. И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. – М.; Воронеж: Изд-во  НПО "Модек", 2008. – 15 с.
55.    Фридман Л.Н. Психология воспитания. М.: "Буква", 2011. – 624 с.
56.     Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности М..ОИРО, 2010.- 432
57.    Черняева А.В. Проблема коммуникативно - личностного   развития  детей  старшего  дошкольного   возраста.//Мир науки, культуры, образования.-2012.-№6.-С. 284.
58.    Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 2009.
59.    Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб: Питер, 2010.
60.    Эльконин Д. Б. Психология игры.- М.: Просвещение, 2010.
61.   Юртаев С.В. Принципы языкового образования и речевого развития учащихся // Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». - 2010. - № 3. - С. 156.

62. Якобсон С. Дошкольник. Психология и  педагогика  возраста. – М.: Дрофа, 2010.-с. 176.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.