• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2014
  • Оригинальность: 72 %

Оценка на защите:  отлично.
К работе прилагается: доклад и презентация

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. Социокультурная среда интернатного учреждения и необходимость адаптации к ней детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. 6
§1 Интернатное учреждение как социокультурная среда для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. 6
§2 Дети, поступившие в интернатное учреждение, и необходимость их адаптации в нем  12
§3Адаптированность ребенка к интернатному учреждению.. 18
Выводы по первой главе. 23
ГЛАВА II. Необходимость социально-педагогического сопровождения адаптации детей к интернатному учреждению и пути его совершенствования. 25
§1 Необходимость социально-педагогического сопровождения. 25
§2Опыт деятельности по стимулированию адаптации детей к интернатному учреждению на примере Кашинского специализированного дома ребенка. 39
§3 Пути повышения эффективности социально-педагогического сопровождения адаптации детей в социокультурной среде интернатного учреждения. 49
Выводы по второй главе. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 59
ПРИЛОЖЕНИЕ. 62

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других.
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребенка.
Обострение этой проблемы в наши дни является следствием затянувшихся социально-экономических преобразований в стране, приведших к ослаблению общечеловеческих, морально-этических ценностей, изменению нравственных устоев семьи, увеличению числа семей, находящихся в трудном положении по социальным и психологическим критериям.
В данной ситуации больше всего страдает самый незащищенный слой общества - дети. Молодые матери отказываются забирать своих детей из родильных домов, которые в последствии попадают в дома ребенка, детские дома, а в лучшем случае, в приемную семью.
Комплекс проблем, существующих сегодня в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует стойкому проявлению у них социальной неустойчивости, тревожности, незащищенности, враждебности, конфликтности, неспособности к общению, депрессивности. Нарушен процесс социализации в силу отсутствия субъектов полноценного семейного воспитания. Затруднено развитие представлений о культуре социального семейного и межличностного общения и ознакомления ребенка с социальными ролями всех членов полноценной семьи, отсутствует ощущение семейной защищенности.
Остается актуальным изучение проблем, связанных с моделированием процесса социально-педагогического сопровождения адаптации детей в интернатном учреждении, выделением педагогических условий эффективности этого процесса, диагностического уровня адаптации детей в интернатном учреждении. Актуальность проблемы состоит и в том, что дети-сироты представляют определенную специфическую группу, которая не способна без помощи и поддержки государства, социальных институтов, адаптироваться в современном обществе и поэтому нуждается в защите.
Социально-педагогические условия адаптации детей-сирот рассматриваются в рамках теории и практики психолого-педагогической и социально-педагогической поддержки и заботы, в сфере социально-педагогического сопровождения адаптации детей (В .Г. Бочарова, О.С. Газман, М.А. Галагузова, А.П. Иванов, Н.М. Иовчук, JI.B. Мардахаев, A.B. Мудрик и др.). Данный аспект рассматривается в исследованиях как комплексная работа по адаптации детей-сирот в новых условиях воспитания и образования. Они показали, что психофизиологическое развитие детей-сирот отстает от развития детей, воспитывающихся в семьях, а адаптация этих детей отстает от результативных этапов их формирования. В исследованиях И.Ф. Дементьевой, В.И. Кавериной, Ю.О. Яблоновской и др. выявлены особенности социализации детей, воспитывающихся в детских домах и домах интернатах.
Значимым для данной работы являются также работы зарубежных авторов, изучавших процессы адаптации детей, воспитывающихся без родителей (Дж. Боулби, И. Лангмайера, 3. Матейчика и др.).
В настоящее время педагогическая наука и практика нуждаются в более глубоком и детальном исследовании адаптации детей-сирот в условиях учреждения интернатного типа. Недостаточно полно раскрыт механизм адаптации детей в интернатном учреждении, не разработаны условия социально-педагогического сопровождения детей, не выявлены специфические особенности адаптации детей в различных социально-педагогических системах. Имеющиеся в этом направлении работы не предполагают изучение структурной модели социально-педагогического сопровождения адаптации детей в условиях учреждения интернатного типа. На основании изучения опыта работы государственных учреждений для детей-сирот, анализа психолого-педагогической литературы, собственного педагогического опыта позволяет выделить основные <i>противоречия</i> между востребованностью социально-педагогического сопровождения в процессе адаптации детей в условиях учреждений интернатного типа и недостаточностью разработанности ее содержания и технологии осуществления.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы теоретические основы, содержание и сущность социально-педагогического сопровождения адаптации детей в условиях учреждений интернатного типа. Специфические особенности условий и среды учреждений интернатного типа накладывают на педагогов определенную ответственность в формировании социально адаптированной личности. В данных условиях, когда ребенок, зачастую лишенный близости и опыта общения с родителями, вынужден формироваться в ограниченных условиях «искусственной»  среды, в жестком регламентированном мире социального учреждения, выходит на первый план профессионализм педагога. Только от его способностей будет зависеть успешность социализации ребенка.
В связи с вышеизложенным остро встает проблема адаптации к условиям интернатов. Особенно, данная проблема актуализируется, когда речь идет о детях младшего дошкольного возраста.
В условиях интернатного учреждения вопрос психологической безопасности личности связан и с восприятием воспитанниками существующего у них качества  жизни как адекватного, надежного, безопасного, удовлетворяющие естественных и социальных потребностей в настоящем и будущем, способствующего адекватному сложению ценностей, как личностого, так и общественного характера.
Объект исследования: процесс адаптации детей в условиях учреждения интернатного типа.
Предмет исследования: Педагогическое сопровождение адаптации детей.
Цель дипломной работы: охарактеризовать технологию социально-педагогического сопровождения, а так же выявить пути обеспечения ее эффективности адаптации детей в условиях учреждения интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать интернатное учреждение как социокультурную среду жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Раскрыть сущность и содержание адаптации детей к интернатному учреждению и факторы существенно влияющие на нее.
3. Охарактеризовать технологию социально-педагогического сопровождения адаптации детей в условиях учреждения интернатного типа
4. Выявить пути и  условия  обеспечивающие эффективность социально-педагогического сопровождения адаптации детей в условиях учреждения интернатного типа.

Выводы по второй главе
Базой исследования в нашей работе послужила деятельность по социально-педагогическому сопровождению Кашинского специализированного дома ребенка.
Дети живут в 4 группах. Груднички (от 3 недель до 8 месяцев), ползунки ( до полутора лет )  и две старшие группы. Всего в доме ребенка 50 детей, из них шестеро – инвалиды.
Все группы имеют по две комнаты: игралку и спальню. Помимо них, есть отдельное здание кухни-столовой, склад, детская.
С каждой группой работают разные специалисты.
В учреждении организовано социально-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям интерната. Однако анализ показывает, что в виду недостаточности финансирования приюта, многие социальные ценности остаются недоступными для детей, что негативно сказывается на качестве формирования личности.
При достижения детьми 4 летнего возраста проводится обследование направленное на выявление актуального уровня социального развития ребенка (самостоятельное выполнение заданий), «зоны его ближайшего развития» (возможности при выполнении заданий с помощью взрослого – по показу, подражанию), а также предполагает фиксацию статуса ребенка «ниже зоны ближайшего развития», что указывает на чрезвычайно низкий темп его обучаемости и слабые потенциальные возможности.
Выявленные проявления  недостатка в социализации детей отмечаются в личной карточке ребенка и для них формируются индивидуальные программы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие человека – процесс, происходящий под влиянием как внешних воздействий (окружающая среда), так и собственных внутренних сил (биологические параметры, наследственные факторы). Образовательная и воспитательная деятельность, направленная на формирование и развитие у детей определенных качеств личности, безусловно, должна быть отнесена к внешним воздействиям на развитие человека, но данная деятельность, обращаясь непосредственно к самым глубинным, сокровенным силам человека, может быть охарактеризована и как катализатор развития его внутренних сил.
Развитие ребенка – это постепенное превращение его в социальное существо – личность, причем процесс этот продолжается на протяжении всей жизни человека. Личностные качества на каждом этапе взросления обладают собственной спецификой и проявляются так или иначе, в том числе, и в зависимости от того, насколько данный человек естественно чувствует себя в той среде, где он находится, другими словами, от степени и качества его социальной адаптации.
«Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей». Рассмотрению вопросов социализации посвящены работы таких исследователей, как Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, Б.С. Ерасов, С.А. Козлова, Л.В. Корель, А.И. Кравченко, Л.В. Мардахаев, В.С. Марков, А.В. Мудрик и др.
Социализация представляет собой непрерывный сложный процесс, наиболее интенсивно протекающий в детстве и юности, так как именно в это время начинают формироваться все базовые ценностные ориентации, происходит первоначальное усвоение основных социальных норм, установок и отношений, складываются мотивации и образцы социального поведения.
Необходимо особо отметить бинарную направленность процесса социализации, так как индивид, погружаясь в социальную среду, усваивает социальный опыт, систему социальных связей, и, одновременно, сам воспроизводит эту систему, активно включаясь в социум.
Данные изменения являются важными составляющими процесса становления личности. «Успешная социализация человека во многом зависит от его состояния, активности в самопроявлении. Активность проявления во многом определяется его ощущением, в какой степени он адаптирован или дезадаптирован в среде, чувствует себя благоприятно или неблагоприятно. Чем более комфортно (адаптированно) чувствует себя человек в социуме, тем в большей степени он предрасположен к самопроявлению, социальному развитию».
Социализация детей, лишенных родительской опеки, в интернатном учреждении осуществляется в процессе образования. Образовательный процесс предполагает единство обучения и воспитания. Учебно-воспитательный процесс в школе-интернате для детей, лишенных родительской опеки, учитывает их социальную, родительскую депривацию, которая выражается в социально-педагогической запущенности детей, поступающих в интернатное учреждение; наличии задержек психического развития и отклонений в физическом здоровье; различных формах девиантного поведения. Поэтому учебно-воспитательный процесс имеет коррекционную направленность, предполагает создание служб помощи и поддержки ребенка (психологической, социальной, дефектологической, медицинской)
Лишение индивидуальности, обезличивание порождается особой коммунальной организацией быта. Ролевая ситуация, в которой оказывается сотрудник интерната, препятствует установлению личностных, теплых отношений с ребенком, лишает его индивидуального внимания со стороны взрослого, в котором особенно нуждается вос­питанник. Жизнь ребенка в интернате основана на зависимости воспитанника от пер­сонала. Это проявляется в невозможности получить объективную и достоверную ин­формацию, принимать решения о своем будущем, поскольку считается, что ребенок не способен самостоятельно решать вопросы, касающиеся собственного благополу­чия.
Конечно, в интернате осуществляются разнообразные реабилитационные меро­приятия, но повседневная жизнь порой дает ребенку совсем иные уроки, и они в значи­тельной степени снижают эффективность работы специалистов. Вообще во время на­хождения ребенка в интернате протекают по меньшей мере два слабо связанных между собой процесса - реабилитация в соответствии с разработанной специалистами про­граммой, осуществляемая на занятиях, и повседневная жизнь ребенка; создается зазор между реабилитацией и жизнью как таковой.
Несомненная польза от проводимых реа­билитационных мероприятий могла бы быть значительнее, если бы они реализовыва- лись в соответствии с общей концепцией, которая кроме создания воспитательной сис­темы видимо должна быть нацелена на преобразование повседневности, способство­вать становлению новых жизненных практик. Не все отношения детей и сотрудников учреждения формализованы. Неформальные связи дают возможность воспитанникам применять обходные "тактики" в противовес существующим правилам.
Было бы ошибкой утверждать, что практики специалистов и руководства интерна­тов определяются какой-то согласованной и логичной системой идей, которые продумываются, обсуждаются и осуществляются в одном направлении. Повседневность по­рождает множество дилемм, противоречий и парадоксов (например, попытка создать теплую домашнюю атмосферу, с одной стороны, и стремление соблюсти профессио­нальную дистанцию, с другой; признание необходимости личного пространства и ком­мунальный характер бытия; стремление развивать индивидуальность и осуществлять интеграцию). Эти противоречия не разрешатся сами собой. Нужно предпринять усилия для решения возникающих проблемных ситуаций в интересах детей, создавать более гу­манную среду в интернатных учреждениях. Этому может способствовать гуманизация взаимоотношений детей и сотрудников, осмысление жизненной ситуации детей в сово­купности, признание неразрывности реабилитационного процесса и повседневных прак­тик. Необходимо привлечение внимания общества к проблемам детей-сирот и осозна­ние того, что решить их возможно лишь при условии реальной заинтересованности в со­циальном включении этих детей и признании общей ответственности за их судьбу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анализ подходов к проблеме социоэмоционального развития детей, воспитывающихся вне семьи. Маликов Л.В.
2. Образование и наука. 2006. № 5. С. 131-138.
3. Астоянц М. С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения. Опыт включенного наблюдения. 2009 г. 
4. Взаимосвязь познавательного развития и новообразований личности детей старшего дошкольного возраста в разных условиях воспитания
5. Акатова Н.С.Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2010. № 1. С. 102-113.
6. Дементьева И. Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Современные проблемы и перспективы в условиях рынка ' Социальные проблемы сиротства. М._ 1992.
7. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – Минск: Вышейша школа, 1984. – 280 с.
8. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. - М.: РОУ, 1996. - 180 с.
9. Кумарина Г.Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения// Народное образование. - 2002. - № 1. - С.111-121.
10. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авице- нум, 1974
11. Милованова Н. Г, Суртаева Н. Н. Предупреждение школьной дезадаптации: психолого-педагогическая диагностика. - Тюмень: Вектор-Бук, 2001. – 120 с.
12. Милованова Н. Г, Суртаева Н. Н. Предупреждение школьной дезадаптации: психолого-педагогическая диагностика. - Тюмень: Вектор-Бук, 2001. – 120 с.
13. Мудрик A. В. Социальная педагогика. М.: Академия. 2007.
14. Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. М.: Московский об­щественный научный фонд, 2000.
15. Особенности социального развития детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях детского дома-интерната в зависимости от уровня обучаемости. Третьякова Е.Н.
16. Вестник Коми государственного педагогического института. 2010. № 8. С. 143-151.
17. Программа социального развития детей дошкольного возраста в условиях детского дома. Шахманова А.Ш.
18. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2008. № 1. С. 126-131.
19. Слуцкий В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов // Вопросы психологии. 2000. № 5
20. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. - М.:Академия. 2000. – 400 с.
21. Социализация и интеграция детей с овз в образовательную среду массовой школы Кандаурова А.В. Специфика педагогического образования в регионах России. 2010. № 1. С. 106-109.
22. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: Пособие для сотрудников. – М: ЦСиЭИ, 1996. – 120 с.
23. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа. http://edu.dvgups.ru/metdoc/cgu/psiholog/sod_met_pr/lek/3.htm
24. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации. Л.В. Мардахаев. Педагогическое образование и наука. № 6, 2010, с 4-10.
25. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация их деятельности/Под ред. Г. М. Иващенко. – М: НИИ семьи. – 1997
26. Черкасова Т. А. Работа социального педагога с безнадзорными детьми в учреждениях интернатного типа. Вестник Сибирского института бизнеса и и нформационных технологий. 2010 г.
27. Bilson A., Barker R. Parental contact with children fostered and in residential care after the Chil­dren Act 1989 // British Journal of Social Work. 1995. 25 (3).
28. Kosonen M. Maintaining sibling relationships: neglected dimension in child care practice // British Journal of Social Work, 1996. 26.
29. Sinclair I., Gibbs I. Children's homes: A study in diversity. Chichester: Wiley, 1998.
30. White K. Children and foster care: inclusion, exclusion and life chances // Children and Social Ex­clusion / Ed. By K. White. London: NCVCCO, 1999.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.