• Категория: Маркетинг

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Значение и роль электроэнергетики в экономике страны 6

1.1. Структура отрасли и формы конкуренции 6

1.2. Формы государственного управления электроэнергетикой 18

Глава 2. Современное состояние электроэнергетики 21

2.1. Анализ электроэнергетики как одной из ведущих отраслей российской экономики 21

2.2. Современное состояние электроэнергетике на примере развитых стран 29

Глава 3. Развитие конкуренции в электроэнергетике 37

3.1. Основные проблемы перехода к конкуренции в отрасли 37

3.2. Электроэнергетические биржи как один из способов развития конкуренции в отрасли 45

Заключение 62

Список использованной литературы 64

Введение

Электроэнергетика является отраслью, от которой в значительной мере зависит развитие всех остальных отраслей хозяйства, производство электроэнергии — важнейший показатель, по которому судят об уровне развития страны. В конце XX века Россия вступила на путь реформ, результатом которых явился переход от административной к рыночной модели экономики. Рыночная модель экономики предполагает для каждого из субъектов экономической деятельности возможность проведения независимой экономической политики, оказания и получения услуг, основываясь на заранее известных правилах экономического поведения, в условиях конкуренции со стороны других хозяйствующих субъектов. Тем самым, рыночная модель экономики предусматривает формирование конкурентной среды, одним из элементов которой является рынок, подразумевающий наличие выраженной маркетинговой позиции участников процесса производства, распределения, обмена и потребления оборачивающейся на нем продукции.

В экономической теории исследованы основные модели рынка в плане их сущности, особенностей поведения субъектов, организационных моделей и других факторов, определяющих эту дефиницию. В силу специфики России, как уникального государства, и с точки зрения исторического развития, и с точки зрения модели экономики, и с точки зрения территориальной структуры размещении производительных сил, формирование конкурентной среды и определение маркетинговой позиции обуславливается целым рядом факторов, учет влияния которых не в полной мере осмыслен экономической наукой. Одним из таких факторов является наличие монопольных структур, прежде всего в базовых отраслях экономики.

Их политика, связанная с получением дополнительных (относительно других хозяйствующих субъектов) преимуществ, приводит к деформации отношений между хозяйствующими субъектами. Эти отношения не в полной мере отвечают классическому пониманию категории рынок. Одним из таких монополистов в России является электроэнергетика.

В настоящее время электроэнергетика является монополистом, объективно способствующим высоким тарифам на свою продукцию, что, соответственно, приводит к высокой себестоимости продукции других сопряженных отраслей, увеличивая их энергоемкость. Поэтому реформирование электроэнергетики является актуальной проблемой.

Известно, что энергетика является той отраслью, без которой невозможно существование практически ни одного хозяйствующего субъекта. В этих условиях электроэнергетика оказалась заложницей своего статуса как социально-значимой отрасли, обеспечивающей жизнедеятельность экономики страны и ее населения. Электроэнергетика не имеет возможности влиять на рост тарифов в других отраслях топливно-энергетического комплекса, вынуждена работать в условиях постоянного роста тарифов на топливо, что приводит к удорожанию ее продукции и. тем самым, необходимости повышения стоимости услуг.

При этом электроэнергетическая отрасль вынуждена спонсировать другие отрасли, поскольку многие бюджетные или особо значимые хозяйствующие субъекты не могут быть отключены за неуплату, т.е. их работу косвенно оплачивает энергетика. Таким образом, многие потребители услуг электроэнергетики до сих пор пользуются «спонсорской» помощью этой отрасли, в виду отсутствия оптимального построения общегосударственной и непосредственно корпоративной маркетинговой политики в указанной сфере хозяйствования. В связи с этим актуальность выбранной темы очевидна. Цель работы - анализ развития конкуренции в электроэнергетике. Объект исследования является топливно-энергетический комплекс Российской Федерации, предметом – конкуренция в электроэнергетике.

Задачи исследования:

1.Расскрыть значение и роль электроэнергетики в экономике страны.

2. Определить современное состояние электроэнергетики.

3. Рассмотреть развитие конкуренции в электроэнергетике.

В работе по теме исследования были использованы работы следующих авторов:

Заключение

Среди всех отраслей топливно-энергетического комплекса электроэнергетика является одной из ведущих и ключевых, от результатов работы которой зависит жизнеобеспечение всех остальных отраслей промышленности, а также населения. Топливно-энергетического комплекса, главная функция которой является Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), являясь базовой составляющей современной мировой экономики, охватывает все процессы добычи и переработки топлива (топливные отрасли промышленности), электроэнергетику, а также транспортировку и распределение топлива и электроэнергии. Электроэнергетика — отрасль выработка электроэнергии.

От неё в значительной мере зависит развитие остальных отраслей хозяйства, производство электроэнергии – важнейший показатель по которому судят об уровне развития страныВ последние десятилетия во многих странах произошло реформирование электроэнергетики с целью повышения ее экономической эффективности путем развития конкуренции. Это связано с тем, что в густонаселенных странах Западной Европы с высокоразвитой промышленностью значительно увеличилась плотность электростанций (источников энергии) и сетей электропередач.

В зависимости от типа экономики страны (плановая или рыночная), вида собственности (государственная или частная) и степени дерегулирования рынка (монополия или конкуренция) применяются разные формы государственного управления отраслью электроэнергетики. Электроэнергетика является одной из ведущих отраслей российской экономики, на ее долю приходится около 10% ВВП страны. Современный электроэнергетический комплекс России включает почти 500 электростанций: около 400 из них принадлежат компаниям ОГК (оптовые генерирующие компании) и ТГК (территориально-генерирующие компании) единичной мощностью свыше 5 МВт, а также 10 атомных станций (управляются ФГУП «Росэнергоатом»). Общая установленная мощность электростанций России составляет 220 тыс. МВт. В настоящее время реализуется проект «запуска» долгосрочного рынка мощности, который будет способствовать значительному продвижению процесса реформирования электроэнергетики РФ и привлечению инвестиций в ее развитие. Таким образом, у рынка электроэнергии и мощности России существуют огромные перспективы для дальнейшего становления с использованием позитивного опыта функционирования либерализованных рынков зарубежных стран.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ.

2. Федеральный закон № 35-ФЗ "Об электроэнергетике"от 21 февраля 2003 года (с изм. От 25 февраля 2011 года)

3. Альбеков А.У. Организация и функционирование логистической системы электроэнергетического комплекса Ростовской области

4. Бороухин Д.С.Электроэнергетика как неотъемлемый элемент устойчивого развития //Север и рынок: формирование экономического порядка. 2009. Т.

3. № 24. С. 138-140. 5. Гительман Л.Д. Эффективная энергокомпания: Экономика. Менеджмент. Реформирование. М.: Олимп-Бизнес, 2002. 544 с.

6. Гительман Л.Д. Эффективная энергокомпания: Экономика. Менеджмент. Реформирование. М.: Олимп-Бизнес, 2002. 544 с.

7. Горохова Е.В. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ КАК УНИКАЛЬНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ Известия Иркутской государственной экономической академии. 2009. № 5. С. 15-17.

8. Данилова Е.В. Реформирование российской электроэнергетики (предпосылки и суть реформы)//Вестник Томского государственного университета. 2009. № 324. С. 274-277.

9. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Москва, Дрофа, 2009, 480 стр.

10. Мировая экономика и международный бизнес : учебник / кол. авторов ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Полякова и д-ра экон. наук, проф. Р.К. Щенина. — 5-е изд., стер. — М. : КНОРУС,2008. — 688 с

11. Мировая экономика и международный бизнес : учебник / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Полякова и д-ра экон. наук, проф. Р.К. Щенина. — 5-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2008. — 688 с.

12. Национальная экономика : учебник / под ред. П. В. Савченко. — М. : Экономисть, 2005. — 813 с.

13. Обзор состояния конкуренции на оптовом рынке электрической энергии и мощности – Москва 2010

14. Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2002. 214 с.

15. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. М.-«Маркет ДС»,2007.

16. Тукенов А. А. «Рынок электроэнергии: от монополии к конкуренции» Журнал «Энергорынок» №№ 9,10,11,12 2005 г.

17. Шаховская Л.С., Конин А.А.ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕИзвестия Волгоградского государственного технического университета. 2006. № 5. С. 121-125.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.