• Категория: Медицина
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2021

ВКР для медколледжа. Защищена на «отлично».

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК 5
1.1. Определение, классификация и эпидемиология
анафилактического шока 5
1.2. Этиология анафилактического и неспецифического шока 10
1.3. Патогенез анафилактического и неспецифического шока 18
1.4. Патоморфологические признаки анафилаксии 24
1.5. Клиника анафилактического и неспецифического шока 25
1.6. Летальность 28
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 31
2.1. Сестринский процесс при аллергозах 31
2.2. Оказание сестринской помощи при анафилактическом шоке 32
2.3. Профилактика аллергозов 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В настоящее время в мире наблюдается рост количества аллергических заболеваний. Не случайно аллергию относят к болезням цивилизации. Ее широкое распространение теснейшим образом связано с изменением образа жизни населения, социально-экономическими, экологическими и гигиеническими проблемами современного общества.
Распространенность аллергии в различных регионах России варьирует от 15 до 35%. В том числе наблюдается рост острых аллергических реакций и состояний, нередко угрожающих жизни больного и требующих неотложной помощи. Наиболее тяжелым проявлением системных аллергических реакций является анафилактический шок.
Аллергией называется состояние повышенной чувствительности организма к различным веществам в ответ на повторный с ними контакт, в основе которого лежат иммунологические механизмы, приводящие к повреждению тканей.
Аллергические реакции многообразны по проявлениям и тяжести лечения; они способны развиваться в разных направлениях и вовлекать различные органы и ткани организма.
Проблема аллергий приобретает в мире все большее значение. Если ХХ век был объявлен веком сердечно-сосудистых заболеваний, то XXI, по прогнозам ВОЗ, станет веком аллергии. Аллергическая патология входит в шестерку наиболее частых заболеваний человека. По прогнозам специалистов Института иммунологии ФМБА России половина россиян к 2015 году будет страдать той или иной формой аллергии. Аллергию называют болезнью цивилизации, и каждый год количество пациентов увеличивается. Такой стремительный рост заболеваемости связан с повышением аллергенной нагрузки на человека, ухудшением экологической обстановки, нерациональным питанием, неадекватной медикаментозной терапией, изменениями климата, многочисленными стрессами.
Выбор темы исследования обусловлен её актуальностью для повышения качества лечебно-диагностической деятельности медицинской сестры.
Объект исследования – лечебно – диагностическая деятельность медицинской сестры.
Предмет исследования – сестринская помощь больным с анафилактическим шоком.
Цель исследования: совершенствование профессиональных знаний по выявлению факторов риска и причин возникновения анафилактического шока, по его основным клиническим проявлениям, мероприятиям по профилактике.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить:
- этиологию и предрасполагающие факторы АШ;
- клиническую картину и особенности диагностики;
- принципы оказания первичной медицинской помощи;
- принципы лечения и профилактики;
- лечебно-диагностическую деятельность медицинской сестры при данной патологии;
-проанализировать основные результаты обследования и лечения больных в стационаре.
В соответствии с намеченной целью и задачами использованы следующие методы исследования: аналитический обзор первоисточников, систематизация, обобщение.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования следует сделать вывод, что успех в лечении анафилактического шока зависит от как можно более раннего осуществления мероприятий. А это, к сожалению, не всегда возможно. Анализ смертности от анафилактического шока свидетельствует о том, что подавляющее большинство погибающих – это лица, у которых шок возник во внебольничных условиях, особенно в местах, отдаленных от лечебных учреждений.
Отсюда вытекает важность предвидения возможности анафилаксии.
Прогнозирование такой потенциальной возможности очень сложно. По-видимому, наиболее важным в этом является аллергологический анамнез, который не должен быть прерогативой аллергологов, он должен быть введен в историю болезни, являющуюся основным документом для врачей всех без исключения специальностей. Особое внимание должно быть уделено аллергофармакологической части анамнеза. У больного необходимо выяснить его переносимость тех лекарственных средств, которые ему намерены назначить, и с особой осторожностью назначать препараты с заведомо антигенными свойствами. На истории болезни лиц, переносивших какие-либо аллергические реакции, должна быть отметка об этом на титульном листе. Недопустима постановка аллергологических тестов (любых, но тем более внутрикожных), если не развернут весь комплекс противоанафилактических средств для немедленного применения.
Всегда следует учитывать наличие факторов риска, т.е. экссудативного диатеза в детстве, грибковых заболеваний (при решении вопроса о назначении пенициллина), профессионального контакта с лекарственными средствами. Необходимо помнить, что у лиц с аллергически отягощенным анамнезом любое назначение чревато анафилаксией, и тогда назначение лекарственных средств станет более продуманным, показания станут более абсолютными, жизненными. При этом инъекции лучше производить в такие места, выше которых можно наложить жгут, можно использовать метод скептофилаксии (прием за час до полной дозы препарата части этой дозы). Порой необходимо применение лекарственных средств «под защитой» антигистаминных препаратов и даже кортикостероидов. Не случайно в профилактике анафилаксии так много внимания уделено по сути профилактике лекарственной аллергии, так как лекарственная этиология анафилаксии наиболее частая.
К мерам профилактики относится обучение лиц, предрасположенных к аллергическим реакциям, мерам самопомощи в ответ на укус насекомых, охлаждение или солнечное облучение. Эти лица должны иметь при себе противоаллергические средства и уметь ими пользоваться.
Некоторые лица особо чувствительны даже к запаху медикаментов и дезсредств. Таких больных не следует допускать в лечебные учреждения, помощь им должна оказываться на дому.
Также необходимо отметить, что лица, перенесшие анафилактический шок, как и больные другими аллергическими заболеваниями, должны состоять на диспансерном учете пожизненно.
Следует отметить, что в последние годы отмечается увеличение числа аллергических заболеваний. Самые частые причины анафилактических реакций – лекарственные средства и яды насекомых. Анафилактический шок может развиться также и на различные лекарственные препараты, имеющие общие антигенные структуры. Клиника – потеря сознания, сыпь и опухоль, опухоль языка, невозможность сглатывания, быстрое опухание мышц глотки и дыхательных путей.
Сублингвально в уздечку языка (чтобы не терять время на поиск вены) или внутримышечно ввести 0,1% раствор адреналина 0,3-0,5 мл (детям 0,05-0,1 мл/год жизни), для внутривенного введения адреналин развести в 10 раз физраствором (для получения 0,01% раствора).
Проявления ангионевротического отёка – увеличение лица либо его части или конечности. Неотложная помощь – раствор адреналина, глюкокортикоиды, антигистаминные средства, мочегонные препараты, препараты ингибиторы протеаз, дезинтоксикационная терапии, госпитализация.
Наличие многих профессиональных навыков позволяет медицинским сестрам оказывать неотложную доврачебную помощь, проводить анализы и исследования, заниматься ведением различных медицинских документов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Внутренние болезни. Учебник в 2-х томах. Том 1/ Под ред. А.И. Мартынова [и др.].-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2021.-784 с.
2. Вялов, С.С. Диагностическое значение лабораторных исследований / С.С. Вялов.-М.: Россия, 2018.- 320 с.
3. Дорофеенко, Ю.Г. Сестринское дело в детской пульмонологии и аллергологии : учебно-метод. пособие : (теоретическое и практическое занятие) / Ю.Г. Дорофеенко, Л.А. Лазарева, Е.В. Романова. – Ростов-на-Дону : ГБОУДПОРО "ЦПК", 2019. – 58 с.
4. Захарова, В.С. Профилактика анафилактического шока. Противошоковые мероприятия. Действия медицинской сестры // Медсестра. – 2019. – № 8. – С. 49-52.
5. Звегинцев, Е.А. Случай смерти от анафилактического шока на введение лидокаина при проведении парацервикальной анестезии /
Е.А. Звегинцев, Т.В. Гудкова, В.В. Фролов // Судебная медицина.- 2016.- Т. 2. -№ 1.- С. 41-44.
6. Кевра, М.К. Учебная история болезни по клинической фармакологии : методические рекомендации / М. К. Кевра [и др.]. – Минск : БГМУ, 2019. – 20 с.
7. Клиническая история болезни: методические рекомендации по оформлению : учебное пособие / О. В. Фатенков, [и др.]; под ред. О. В. Фатенкова.- Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. -288 с.
8. Кузьмина, Л.П. Проблема лекарственной аллергии у пациентов (на примере терапевтического стационара) и участие медицинской сестры в ее решении / Л.П. Кузьмина, Н.В. Сапронова // Фармакология разных стран : сб. материалов II Всерос. науч.-практ.конф. с междунар. участием (Курск, 19-20 марта 2018 г.). – Курск, 2018. – С. 22-23.
9. Лычев, В.Г. Тактика медицинской сестры при неотложных заболеваниях и состояниях : учеб. пособие / В.Г. Лычев, В.М. Савельев, В.К. Карманов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Инфра-М, 2019. – 316 с.
10. Мачарадзе, Д.Ш. Пищевая аллергия у детей и взрослых. Клиника, диагностика, лечение / Д.Ш. Мачарадзе -М.:ГЭОТАР-МедиаРоссия, 2020.- 392 с.
11. Мельников, В. Л. Аллергические заболевания : учеб. пособие / В. Л. Мельников, Н. Н. Митрофанова, Л. В. Мельников. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2015. – 88 с.
12. Мыльникова, И.С. Анафилактический шок у пациента: 4 ситуации, в которых медсестра понесла уголовное наказание / И.С. Мыльникова, Е.Ф. Хмелевская // Главная медицинская сестра. – 2017. – № 10. – С. 14-21.
13. Морозов, Ю.М. Анафилактический шок в практике хирурга/
Ю.М. Морозов [и др.] // Хирург. -2010. -№ 7.- С. 46-49.
14. Новиков, Д.К. Анафилаксия. Анафилактический шок. Клиническая картина, диагностика, лечение : пособие / Д.К. Новиков [и др.] – Витебск: ВГМУ, 2018. – 103 с.
15. Обучение персонала для выполнения прививок. Гигрометры в процедурных кабинетах. Электронный ПКУ спирта. Срок хранения требований-накладных на НС И ПВ. Укладка при анафилактическом шоке в процедурной // Главная медицинская сестра. – 2016. – № 1. – С. 77-80.
16. Обуховец, Т.П. Справочник медицинской сестры /Т.П. Обуховец [и др.]. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. – 669 с.
17. Панов А.В. Анафилактический шок в процедурной. Кто ответит, если нет аптечки // Главная медицинская сестра. – 2016. – № 12. – С. 34-37.
18. Петров, В.Н. Роль медицинской сестры в ведении больных с аллергией / В.Н. Петров, А.Г. Захарчук // Российский семейный врач. – 2009. – Т. 13, № 3. – С. 42-50.
19. Профилактика анафилактического шока. Рекомендации медсестрам // Главная медицинская сестра. – 2016. – № 7. – С. 42-43.
20. Самсыгина, Г.А. Аллергические болезни у детей / Г.А. Самсыгина.- М.:ГЭОТАР-МедиаРоссия, 2019.- 272 с.
21. Скворцов, В.В. Доврачебная помощь при анафилактическом шоке /
В.В. Скворцов [и др.] // Медсестра.- 2012. -№ 5.- С. 28-32.
22. Скороходкина, О.В. Тактика диагностики и лечения аллергических заболеваний и иммунодефицитов. Руководство / О.В. Скороходкина, Р.Ф. Хакимова, А.А. Васильева.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019 .- 152 с.
23. Тепаев, Р.Ф. Современные рекомендации по терапии анафилактического шока у детей / Тепаев Р.Ф., [и др.] // Педиатрическая фармакология.- 2015. -Т. 12. -№ 4. -С. 435-440.
24. Укладка для оказания экстренной помощи при анафилактическом шоке //
Главная медицинская сестра. -2016.- № 7.- С. 44-45.
25. Успешное купирование анафилактического шока / Л.З. Адлейба, В.В. Лохматова, М.Е. Белоусова, В.А. Наумов // Сборник материалов 6-й итоговой научной сессии молодых учёных Ростовского государственного медицинского университета (Ростов-на-Дону, 30 мая 2019 г.). – Ростов-на-Дону, 2019. – С. 33.
26. Хаитов, Р.М. Иммунология: учебник /Р.М. Хаитов.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018.- 496 с.
27. Хаитов, Р.М. Тактика диагностики и лечения аллергических заболеваний и иммунодефицитов : практическое руководство / Р.М. Хаитов .-М.: ГЭОТАР-МедиаРоссия, 2019.- 152 с.
28. Хаитов, Р.М. Аллергология и клиническая иммунология. Клинические рекомендации / Р.М. Хаитов .-М.: ГЭОТАР-МедиаРоссия, 2019.- 352 с.
29. Хаитов, Р. М. Структура и функции иммунной системы. Учебное пособие / Р. М. Хаитов.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2019.- 328 с.
30. Хаитов, Р.М. Иммунотерапия. Руководство для врачей /Р.М. Хаитов.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020.- 768 с.
31. Челан, В.Е. Обзор случаев смерти от асфиктической формы анафилактического шока в результате ужаления перепончатокрылыми насекомыми / В.Е. Челан, Д.А.Муратов // Судебная медицина. -2016. -Т. 2.- № 4. -С. 36-40.
32. Черников, С.Н. Анафилактический шок у ребенка 3,5 месяцев (случай из практики) / С.Н. Черников [и др.] //Анестезиология и реаниматология. -2016. -Т. 61. -№ 4.- С. 311-313.
33. Шаробаро, В.Е. Анафилактический шок у детей (лекция)/
В.Е. Шаробаро // Смоленский медицинский альманах. -2016. -№ 3.- С. 221-224.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.