• Категория: Медицина
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2021

ВКР для медколледжа. Работа защищена на "отлично".

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ 6
1.1. Проблема компьютерной игровой зависимости в трудах отечественных и зарубежных авторов 6
1.2. Факторы и механизмы формирования компьютерной игровой зависимости у подростков 9
1.3. Профилактика как средство предупреждения компьютерной игровой зависимости у подростков 14
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 24
2.1. Санитарно-просветительская деятельность медсестры в контексте профилактики игровой зависимости…………………………………………...24
2.2. Исследование игровой зависимости среди школьников 29
2.3. Результаты исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40












ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В наш век научно – технических революций, бурного и стремительного развития информационных технологий трудно представить себе жизнь без компьютера, интернета, телефона и иных электронных девайсов. Следствием научно – технической революции явилось порождение новой социокультурной среды.
Так, согласно В. А. Плешакову, человек сегодня реализует свою жизнедеятельность параллельно в двух социализирующих средах: в привычной всем материальной реальности и новой информационной реальности киберпространства.
Несомненно, появление компьютера и интернета внесло глубокие изменения во все сферы жизнедеятельности современного человека, произошла смена экзистенциональных, духовных, идеологических, социологических и экономических приоритетов.
По данным опроса Левада – центра число интернет пользователей за последние два года увеличилось с 73% до 81% граждан, большую часть которых составили дети, подростки и молодежь.
Повсеместная компьютеризация объясняется социоантропогенными факторами, легкой доступностью и удобством использования технических инноваций, позволяющих с легкостью совершать покупки, не выходя из дома и что важно в условиях нынешней урбанизации, экономить огромное количество времени, осуществлять профессиональную или учебную деятельность, получать, хранить и обрабатывать гигантские объемы информации, осуществлять взаимодействие и вступать в общение с другими людьми.
Безусловно, можно долго перечислять все плюсы компьютеризации, но при этом не следует забывать и о негативных последствиях использования информационных технологий. Привлекательный и захватывающий воображение мир киберсреды породил новый вид аддиктивных способов личностной реализации – компьютерную зависимость, включающую большое количество проблем зависимого поведения и контроля над влечениями. Наиболее распространенной формой компьютерной зависимости является кибераддикция, проявляющаяся в патологически навязчивом желании играть в компьютерные игры.
Проблема кибераддикции и ее влияние на социально – психологические аспекты здоровья молодежи, приобрела особенную актуальность в настоящее время, поскольку основную часть играющих составляют подростки и молодежь. Современный подросток находится в группе риска, благодаря специфической ситуации развития, которая является сензитивным периодом для формирования аддиктивных паттернов поведения.
Несмотря на все многообразие работ, посвященных проблемам компьютерной зависимости, на сегодняшний день нет однозначного ответа, является ли компьютерная игра объектом аддиктивного поведения или же это альтернативная социализирующая среда для современного ребенка, каковы критерии определения компьютерной зависимости и насколько пагубно влияния компьютерной игры на личность играющего.
Проблема компьютерной зависимости является актуальной, относительно молодой и требующей дополнительного изучения областью научного познания. От того как подросток проводит свое время зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей и мотивов, мировоззренческих установок и ценностных ориентаций. Поэтому очень важно вовремя распознать признаки зависимости и предотвратить ее наступление.
Таким образом, очевидно, что решение проблемы кроется в грамотно организованной, комплексной, научно обоснованной профилактике аддиктивного поведения, включающей совместную работу всего педагогического сообщества.
Объектом исследования выступает феномен компьютерной игровой зависимости подростков на психологическом и поведенческом уровнях.
Предметом исследования является профилактика компьютерной игровой зависимости у подростков.
Цель работы: теоретически обосновать, исследовать программу профилактики компьютерной игровой зависимости у подростков.
Задачи:
- Провести теоретический анализ аспектов компьютерной игровой зависимости;
- Раскрыть теоретические основы, определить специфику, механизмы формирования и развития компьютерной игровой зависимости у подростков;
- Выявить экспериментальным путем и определить степень зависимости в группе подростков;
- Проанализировать меры профилактики игровой зависимости подростков и оценить их эффективность.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих друг друга методов: обзорно – аналитическое и теоретическое исследование научной литературы по вопросу компьютерной игровой зависимости, опрос, анкетирование, статистическая обработка результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью предупреждения возникновения игровой зависимости среди подростков с одной стороны и поиском эффективных методических инструментов для профилактики игровой зависимости в образовательных учреждениях.
В ходе анализа современных исследований выявлены причины возникновения игровой зависимости у подростков.
Игровая зависимость у подростков является одной из форм психологической зависимости, которая проявляется в виде паталогического влечения к играм, в том числе онлайн-играм.
Выделяют следующие основные причины возникновения игровой зависимости у подростков: отсутствие или недостаток общения и теплых эмоций от родителей и иных членов семьи; отсутствие у подростка серьезных увлечений, интересов и хобби, которые никак не связаны с компьютером и компьютерными играми; неумение ребенка налаживать контакты с окружающими и отсутствие друзей; общая неудачливость ребенка; наличие у подростка инвалидности или серьезного заболевания.
Вместе с тем, все указанные причины не являются исчерпывающими, ведь даже у здорового, активного и успешного подростка может появиться игровая зависимость по причине слабой детской психики, несформированного до конца характера, влечения к «соблазнам» и наличия в компьютерных играх эффектов скрытого психологического влияния.
Своевременный учет выделенных причин в процессе профилактической работы в образовательном учреждении позволит эффективно формировать защитные механизмы противостояния данной зависимости у подростков.
Определены психолого-педагогические особенности подростков, увлеченных компьютерными играми. Поведение зависимого подростка начинает отличаться неадекватностью поступков и реакции на различные жизненные ситуации. Характерно появление раздражительности, агрессивности, быстрой утомляемости, чувства мнимого превосходства над сверстниками, нарушение сна и аппетита, возможно замедление общего развития подростка.
Ребенок с игровой зависимостью ограничивает свой круг общения только общением с компьютером. Компьютерная игра становится для подростка важнее, чем учеба, друзья и семья, а также другое окружение.
Изучены механизмы реализации социально-педагогической работы по профилактике игровой зависимости у подростков.
Деятельность социального педагога представляет собой деятельность, которая направлена на конкретного ребенка и способствует решению его индивидуальных проблем через изучение его личности и окружающего социума, а также поиск адекватных способов общения с ребенком и выявление средств, дающих возможность ребенку самостоятельно решить свои проблемы. Профилактическая деятельность осуществляется в образовательных учреждениях, учреждениях досуга, а также в тесном взаимодействии с семьей.
Социально-педагогическая профилактика в образовательном учреждении выражается в виде основных технологий работы с подростками аддиктивного поведения, а также подростками, которые подвержены игровой зависимости.
Социально-педагогическая профилактика игровой зависимости включает в себя комплекс педагогических мер, направленных на выявление и нивелирование влияния причин, провоцирующих возникновение такого поведения, на конструирование адекватных типов взаимодействия со средой через нормализацию процесса социализации подростка.
Профилактика игровой зависимости среди подростков включает в себя индивидуальные и групповые формы социально-педагогической работы, такие как, лекции, беседы, диспуты, метод создания воспитывающих ситуаций, убеждения, упражнения, поощрение и наказание и прочие.
Несмотря на высокую роль профилактической деятельности игровой зависимости среди подростков в образовательном учреждении, данная работа будет малоэффективной без участия родителей подростка.
Профилактическая работа с родителями должна строиться по принципу семинара-тренинга. Поэтому эффективными и необходимыми методами воздействия на ситуацию со стороны родителей должны быть: разумный контроль и внимание к работе подростка за компьютером; полноценное общение с подростком; внимательность к его интересам, нуждам и желаниям в данной сфере.
Для профилактики игровой зависимости у подростка в семье родители должны научиться: позитивно, но критически обсуждать с ребенком содержание компьютерных игр; направлять ребенка к выбору полезных и обучающих игр; установить для него ежедневное расписание нахождения за компьютером; выработать режим использования компьютера для всех членов семьи и неукоснительно его соблюдать.
Профилактика игровой зависимости должна осуществляться на регулярной основе.










СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимов, Т.Ж. Влияние игровой и компьютерной зависимости на развитие депрессивно-суицидальных состояний у подростков / Т.Ж. Акимов, А.М. Ганца, Э.Н. Гусейнов // В сборнике: Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины. Материалы 75-й открытой НПК молодых ученых и студентов ВолгГМУ с международным участием.- 2017.- С. 129.
2. Алиев, А.А. Изучение проблем игровой компьютерной зависимости школьников / А.А. Алиев // В сборнике: Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения. Материалы международной НПК.- 2018.- С. 47-52.
3. Блясова, И.Ю. Социально-педагогическое предупреждение компьютерной игровой зависимости подростков / И.Ю. Блясова // Мир науки, культуры, образования.- 2015.- № 3 (52).- С. 26-28.
4. Богачева, Н.В. Основные проблемы психологии компьютерной игры // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме : коллектив. моногр. / под ред. Т. Д. Марцинковской, В. Р. Орестовой, О. В. Гавриченко. – Москва : МПГУ, 2019. – С. 30-36.
5. Бубеев, Ю.А. Игровая зависимость : механизмы, диагностика и реабилитация / Ю.А. Бубеев, А.И. Романов, В.В. Козлов. – Москва : Слово, 2008. – 160 с.
6. Войскунский, А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в интернете // Медицинская психология в России. – 2015. – № 4 (33).
7. Гребенникова, Н.В. Характерологические особенности старших подростков, склонных к компьютерно-игровой зависимости // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2017. – № 3. – С. 56-67.
8. Гришина, А.В. Анализ индивидуально-личностных факторов игровой компьютерной зависимости / А.В. Гришина, Е.Н. Волкова // Вестник Мининского университета. – 2019. – Т. 7, № 4 (29). – 12 с.
9. Дидык, Н.М. Социально-педагогическая профилактика игровой зависимости / Н.М. Дидык // Молодий вчений. -2015.- № 2-6 (17). -С. 230-233.
10. Жукова, Д.Д. Возникновение и преодоление игровой компьютерной зависимости в дошкольном возрасте / Д.Д. Жукова // В сборнике: Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации. Сборник статьей XVI Международной НПК.- 2018.- С. 253-258.
11. Кардашян Р.А. Компьютерная игровая зависимость у учащихся общеобразовательных учреждений: (распространенность, способствующие и предрасполагающие факторы, диагностика, клиника, терапия, профилактика) / Р.А. Кардашян. – Москва : Рос. ун-т дружбы народов, 2018. – 272 с.
12. Колумба, М.В. Влияние игровой компьютерной зависимости на эмоциональную сферу подростков / М.В. Колумба // В сборнике: Кооперация без границ: расширение рамок социальной экономики. Материалы международной студенческой научной конференции: в 5 частях. -2017.- С. 644-652.
13. Кардашян, Р.А. Психологические особенности лиц с компьютерной игровой зависимостью и предрасположенных к ее формированию / Р.А. Кардашян // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова.- 2018. -Т. 118. -№ 2.- С. 18-22.
14. Касаткина, О.В. Социально-педагогическая деятельность по профилактике игровой компьютерной зависимости у младших школьников / О.В. Касаткина, А.О. Лучинина // Сборник материалов VI Всероссийской НПК студентов, молодых педагогов.- 2018.- С. 24-29.
15. Келина, Н.Ю. Технология выявления и анализа риска возникновения игровой зависимости / Н.Ю. Келина, Е.В. Вейпан, В.Н. Елизаров // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.- 2015. -№ 5 (27).- С. 227-234.
16. Ковалева, Е. В. «Я – житель интернета»: явление интернет-зависимости у детей и подростков / Е. В. Ковалева // Молодой ученый. -2015.-№21.-С. 788-790.
17. Коптелова, Н. И. Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях / Н. И. Коптелова, В. А. Попов // Молодой ученый.-2015.- № 24. -С. 970-973.
18. Королев, И.В. Социологическое измерение игровой зависимости / Королев И.В. // В сборнике: Россия и современный мир: капитал, солидарность, субъективность. Материалы XXII Социологических чтений.- 2017.- С. 144-149.
19. Лебедь, Е.К. Профилактика игровой зависимости подростков в условиях образовательной организации / Е.К. Лебедь, Л.А. Кочемасова // В сборнике: Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. Сборник статей Международной НПК.- 2018.- С. 112-115.
20. Лобановская, М.О. Проблема игровой зависимости у молодёжи / М.О. Лобановская, И.А. Коноплева // В сборнике: Современная экономика и общество глазами молодых исследователей. Сборник статей участников Международной НПК V Уральского вернисажа науки и бизнеса. В 3-х томах. Под общей редакцией Е.П. Велихова.- 2018. -С. 204-208.
21. Малахатка, А.А. Организация профилактики компьютерно-игровой зависимости у молодежи на муниципальном уровне / А.А. Малахатка // Вестник современных исследований.- 2018.- № 7 (22).- С. 161-163.
22. Малахатка, А.А. Теоретические и технологические аспекты профилактики компьютерно-игровой зависимости среди молодежи / А.А. Малахатка // В сборнике: Вопросы теории и практики в науке. Сборник статей II Международной НПК. Ю.П. Грабоздин.- 2018.- С. 49-51.
23. Малахатка, А.А. Анализ факторов возникновения компьютерно-игровой зависимости у молодежи / А.А. Малахатка // В сборнике: Образование и наука в современных реалиях. Сборник материалов V Международной НПК.- 2018.- С. 242-247.
24. Маринова, Т.Ю. Психологические особенности личности с on-line-игровой зависимостью / Т.Ю. Маринова, О.В. Зарецкая // В сборнике: Человеческий капитал в формате цифровой экономики. МНК, посвященная 90-летию С.П. Капицы: сборник докладов. -2018.- С. 343-348.
25. Нацибуллина, А.Р. Психология игровой зависимости у подростка // Молодой ученый. – 2020. – № 48 (338). – С. 122-124.
26. Негрий, В.А. Исследование психологического благополучия у людей с разным уровнем игровой зависимости / В.А. Негрий // В сборнике: Психология – наука будущего. Материалы VII МК молодых ученых «Психология – наука будущего». Под редакцией А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. -2017.- С. 589-593.
27. Новиков, Е.М. Клинические и терапевтические аспекты игровой зависимости / Е.М. Новиков, Е.Ю. Восколович // Наркология. – 2017. – Т. 16, № 9 (189). – С. 87-97.
28. Раменская, Е.К. Психологические особенности игры подростков с наличием/отсутствием компьютерно-игровой зависимости / Е.К. Раменская // В сборнике: Человек в условиях неопределенности. Сборник научных трудов научно-практической конференции с международным участием. В 2-х томах. -2018. -С. 68-71.
29. Рублева, Д.Е. Как справиться с компьютерной зависимостью/ Д.Е. Рублева.- Изд.: Т8, 2020.- 224 с.
30. Сидорович, Е.С. Проблема игровой зависимости в детском и подростковом возрасте / Е.С. Сидорович // В сборнике: Психология и педагогика образования будущего. Материалы международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Под. ред. Л.В. Байбородовой, Н.В. Нижегородцевой. -2017. -С. 178-180.
31. Тазетдинова, Ю.М. Особенности агрессивного поведения у подростков-мальчиков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости / Ю.М. Тазетдинова // В сборнике: Гуманитарные науки. Студенческий научный форум. Электронный сборник статей по материалам IV студенческой международной НПК. -2018.- С. 111-118.
32. Харченко, М.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста с риском возникновения игровой компьютерной зависимости / М.А. Харченко, А.В. Комарова // В сборнике: Дошкольное и начальное общее образование: стратегия развития в современных условиях. Материалы Всероссийской заочной НПК с международным участием. Иркутский госуниверситет. -2017. -С. 49-58.
33. Шиповская, В.В. Психологические аспекты игровой и интернет-зависимости в подростковом возрасте / В.В. Шиповская, В.Т. Джафарова // В сборнике: Актуальные вопросы науки и образования. Материалы XXI-й НПК студентов, преподавателей и молодых ученых.- 2018. -С. 275-278.






Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.