• Категория: Медицина
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2021

ВКР для медколледжа. Защищена на «отлично».


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЭПИЛЕПСИЯ 6
1.1. Определение, этиология и патогенез эпилепсии 6
1.2. Классификация эпилепсии и эпилептических синдромов 8
1.3. Клиническая картина эпилепсии 10
1.4. Диагностика и лечение заболевания 13
1.5. Профилактика эпилепсии и повторных приступов 14
1.6. Реабилитационные мероприятия при эпилепсии 15
ГЛАВА II. СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ЭПИЛЕПСИИ 17
2.1. Стандартизированный план сестринских вмешательств
при эпилепсии 17
2.2. Сестринский уход и неотложная помощь при эпилепсии 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 37

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что по оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), сегодня в мире эпилепсией болеют более 50 миллионов человек, что составляет около 0,5-1% населения в целом. Эпилепсия ежегодно диагностируется у 2,4 миллиона человек. В странах с высоким уровнем дохода число новых ежегодных случаев заболевания на уровне всего населения составляет от 30 до 50 на 100 000 человек. В странах с низким и средним уровнем дохода этот показатель может быть вдвое выше.
2 ноября 2020 г. государства-члены рекомендовали 73-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения принять резолюцию о массовых и комплексных мерах по борьбе с эпилепсией и другими неврологическими расстройствами. Неврологические расстройства являются ведущей причиной инвалидности и второй по значимости причиной смертности во всем мире.
Эпилепсия – это хроническое неврологическое заболевание, вызванное нарушениями деятельности головного мозга из-за чрезмерной электрической активности нейронов и сопровождающееся периодически возникающими припадками. Причины возникновения эпилепсии могут быть очень разными, начиная с инфекционных заболеваний, таких как менингит или энцефалит, и заканчивая травмами, опухолями и др.
Эпилепсия – это одно из старейших распознаваемых состояний в мире, о котором сохранились письменные свидетельства, относящиеся к 4000 до н.э. Несколько десятков лет назад считалось, что лечение эпилепсии – прерогатива психиатров. А еще раньше существовало мнение, что эпилепсия – одна из форм сумасшествия. Пациентов, испытывавших приступы, помещали в дома для умалишенных и изолировали от общества.
Кроме того, была распространена точка зрения, что таким людям не стоит вступать в брак и рожать детей.
На протяжении столетий эпилепсия была окружена страхом, непониманием, дискриминацией и социальной стигматизацией. К сожалению, и в настоящее время имеет место дискриминация больных эпилепсией, которая вызвана неосведомленностью о заболевании и существующими необоснованными стереотипами. Чаще всего с ней сталкиваются при поступлении в образовательные учреждения и поиске работы.
Подобная дискриминация влияет на качество жизни людей, страдающих этим расстройством, а также их семей. Бывают различные формы эпилепсии и далеко не во всех случаях они являются наследственными. Большинству людей, страдающих этим заболеванием, диагноз не мешает вести вполне полноценную жизнь.
Сестринский процесс при эпилепсии включает в себя как своевременное выявление проблем, удовлетворение жизненных потребностей пациента, так и помощь в восполнении дефицита знаний об особенностях течения заболевания, профилактике приступов, возможном прогнозе. Сестринская деятельность при эпилепсии направлена на улучшение качества жизни пациентов, их успешную социализацию.
Следовательно, роль медицинской сестры при уходе за пациентами с эпилепсией чрезвычайно актуальна и значима.
Объект исследования: эпилепсия.
Предмет исследования: сестринский процесс при эпилепсии.
Цель работы – определить роль медицинской сестры в обеспечении улучшения качества жизни пациентов с эпилепсией.
Для реализации поставленной цели необходимо решить такие задачи:
1) Изучить научную литературу по выбранной теме и систематизировать полученные знания.
2) Определить причины, симптомы, диагностику, лечение и профилактику заболевания.
3) Проанализировать сестринский процесс при эпилепсии.
4) Выявить особенности сестринского ухода за пациентами с эпилепсией.
В работе были использованы такие общенаучные методы исследования, как сбор информации, обобщение и систематизация имеющихся в медицинской литературе представлений по теме исследования.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе выполнения данной работы было выявлено, что эпилепсия – одно из самых распространенных хронических неврологических заболеваний человека, проявляющееся в предрасположенности организма к внезапному возникновению судорожных приступов. Эпилепсия является значимой медико-социальной проблемой, оказывающей негативное влияние на все стороны жизни больного и его ближнего окружения, формирование эмоционально-аффективных расстройств и фобических установок. Поэтому медицинская сестра должна принимать активное участие в лечении эпилепсии и уходе за пациентом, реабилитации и профилактике заболевания и приступов.
С этой целью были проанализированы особенности сестринского процесса при работе с пациентами с эпилепсией. Для достижения цели работы была изучена научная литература, систематизированы полученные знания и определены основные характеристики заболевания.
Выяснилось, что основным проявлением эпилепсии у взрослых являются эпилептические припадки, клинические проявления которых приступов очень разнообразны. В ходе выполнения работы был изучен стандартизированный план сестринских вмешательств при эпилепсии, обозначены особенности сестринского ухода за пациентами с данным заболеванием, определены правила оказания неотложной помощи при эпилептических приступах. Составлены практические рекомендации пациентам. Систематизирован материал по оказанию сестринской помощи пациенту с эпилепсией.
Медицинская сестра играет одну из основополагающих ролей в осуществлении ухода за пациентами, страдающими эпилепсией, в условиях стационара. В момент нахождения больного на лечении, медицинская сестра должна провести максимум мероприятий для улучшения качества жизни больного и после выписки из неврологического отделения. Качество жизни является одним из обязательных критериев состояния здоровья. Качество жизни включает 3 основных аспекта:
-физическое здоровье (например, ежедневная активность, общее самочувствие, приступы, интоксикации, боль, сила);
-психическое здоровье (например, восприятие своего самочувствия, самооценка, беспокойство, депрессия);
-социальное здоровье (например, социальная активность и взаимоотношения с семьей и друзьями.
Качество жизни во многом зависит от уровня информированности пациентов с эпилепсией, их родственников и близких о необходимых медицинских вмешательствах и дальнейшем образе жизни. По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
1) Эпилепсия относится к категории хронических неврологических заболеваний, имеет многофакторную этиологию, сложный патогенез, разнообразные клинические проявления. Вести больного с эпилепсией должен исключительно врач-эпилептолог.
2) Современный этап развития медицины позволяет контролировать течение эпилепсии практически при любой степени тяжести (за исключением особо тяжёлых случаев).
3) Сестринский уход за больными эпилепсией предусматривает выполнение необходимых назначений, неотложной помощи при необходимости, сбор информации о состоянии пациента с оценкой эмоционального состояния больного.
Человек с диагнозом – это обычный человек с некоторыми особенностями в состоянии здоровья. Но подчас общество вследствие своей неосведомлённости ограничивает больного, влияя таким образом на качество его жизни. Основная задача медицинского работника – остановить прогрессирование заболевания, развитие осложнений и, в целом, сделать жизнь пациента легче. В этом помогают не только лекарственные препараты.
Подчас слово, грамотная беседа, как средство профилактики ухудшений, несёт больше пользы, чем самые прогрессивные антиконвульсанты. Но именно этот, казалось бы, самый простой способ помочь, часто упускается на практике.
Таким образом, несмотря на имеющийся прогресс в развитии технологий диагностики и лечения эпилепсии, решение организационных и социальных вопросов, связанных с эпилепсией, остается насущной проблемой, требующей коррекции существующей общей ситуации и дальнейших исследований по теме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аль-Холайди, М. Медицинские и организационные аспекты стационарной помощи больным эпилепсией, дебютирующей в зрелом возрасте / М. Аль-Холайди, В.С. Глушанко, А.А. Пашков // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2003. – Т. 2, № 4. – С. 96-104.
2. Афонина, И.В. Особенности работы медицинской сестры по уходу за пациентами с детским церебральным параличом и эпилепсией // Детская и подростковая реабилитация. – 2019. – № 4(40). – С. 10.
3. Белоусова, Е.Д. Новые международные классификации эпилепсий и эпилептических приступов международной лиги по борьбе с эпилепсией / Белоусова Е.Д. [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова.- 2017.- Т. 117. -№ 7.- С. 99-106.
4. Бизюк, А. П. Основы патопсихологии: учебник / А. П. Бизюк.-М.: ИНФРА-М, 2021.- 660 с.
5. Богданова, Т.Е. Сестринская деятельность при эпилепсии // Медсестра. – 2015. – № 10. – С. 34-37.
6. Богданов, Р.Р. Сестринское дело в неврологии : учебник для медицинских училищ и колледжей / Р.Р. Богданов, Е.В. Исакова, А.С. Кадыков [и др.] ; под ред. С.В. Котова. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 243 с.
7. Богданов, А. Н. Неврология для врачей общей практики: руководство / А. Н. Богданов, Е. В. Корнеева. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 286 с.
8. Бортникова, С.М. Нервные и психические болезни: учебное пособие / С.М. Бортникова. -М.:Феникс, 2020
9. Брильман, Дж. Неврология / Дж. Брильман, С. Коэн ; пер. с англ. П. П. Тихонова. - 3-е изд. - Москва : МЕДпресс-информ, 2015. - 224 с.
10. Броун, Т. Эпилепсия : клиническое руководство / Т. Броун, Г. Холмс ; пер. с англ. под ред. К. Ю. Мухина. - 4-е изд. - Москва : БИНОМ, 2018. - 288 с.
11. Голенков, А.В. Особенности сестринского наблюдения и ухода за больными эпилепсией в психиатрической клинике / А.В. Голенков [и др.] // Сестринское дело. – 2009. – № 4. – С. 26-30.
12. Громов, С.А. Современные аспекты разрешения эпилепсии / С.А. Громов, Н.А. Сивакова // Эпилепсия и пароксизмальные состояния.- 2019.- Том 11, №1.-С. 21-26
13. Гузева, В.И. Пособие для детей с эпилепсией и их родителей: методическое пособие для детей, воспитателей и родителей / В.И. Гузева, [и др.]. -СПб, 2020. -36 с.
14. Гусев, Е.И. Клинические рекомендации. Неврология и нейрохирургия / Е.И. Гусев, А.Н. Коновалов– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 424 с.
15. Гусев, Е.И. Эпилепсия и ее лечение / Е.И. Гусев, Г.Н. Авакян, А.С. Никифоров. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 308 с.
16. Двойников, С. И. Проведение профилактических мероприятий : учеб. пособие / С. И. Двойников [и др. ] ; под ред. С. И. Двойникова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 464 с.
17. Журавлев, В.И. Сестринский уход в неврологии: учебное пособие / В.И. Журавлев.-2-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2018.- 400 с.
18. Зенков, Л. Р. Клиническая электроэнцефалография (с элементами эпилептологии) : рук. для врачей / Л. Р. Зенков. - 7-е изд. - Москва : МЕДпресс-информ, 2016. - 360 с.
19. Казаковцев, Б. А. Психические расстройства при эпилепсии / Б. А. Казаковцев.- М.:Прометей, 2015.- 444 с.
20. Карлов, В. А. Эпилепсия у детей и взрослых женщин и мужчин. Руководство для врачей / В. А. Карлов.- М.:Бином, 2019.- 896 с.
21. Колесникова, О.В. Современная модель психодинамического сестринского ухода в условиях психоневрологического интерната // Наука и образование сегодня. – 2020. – № 7(54). – С. 92-94.
22. Котов, С.В. Сестринская помощь при заболеваниях нервной системы : учебник / С.В. Котов, [и др.] ; под ред. С.В. Котова. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 295 с.
23. Кутлубаев, М. А. Клинические и нейробиологические аспекты агрессивного поведения при эпилепсии / М. А. Кутлубаев, В. Д. Менделевич // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2018. - № 7. - С. 94-100.
24. Липатова, Л.В. Эпилепсия. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальный диагноз, принципы терапии. Эпилептический статус. Учебное пособие /Липатова Л.В., Алексеева Т.М., Малышев С.М..-М.: Фолиант, 2019.- 56 с.
25. Медетова, У.М. Посттравматическая эпилепсия и изменение личности у больных эпилепсией / У.М. Медетова// В книге: Психические расстройства в условиях пандемии COVID-19: проблемы и перспективы. Материалы НПК. Под редакцией Д.М. Ивашиненко.- М.:2020.- С. 114-119.
26. Мисюк, М.Н. Психиатрия+ еПриложение. Тесты. Учебник / М.Н. Мисюк.- М.:КноРус, 2021 г.-234 с.
27. Неврология / сост. А. С. Дементьев, Н. И. Журавлева, С. Ю. Кочетков [и др.]. - 2-е изд., доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 824 с.
28. Неврология: национальное руководство. Т. 1 / под ред. Е. И. Гусева, А. Н. Коновалова, В. И. Скворцовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 880 с.
29. Незнанов, Н.Г. Психиатрия. Национальное руководство / Н.Г. Незнанов, Е.Ю. Абриталин, Ю.А. Александровский. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. -1008 с.
30. Никифоров, А. С. Неврология : учебник / А. С. Никифоров. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. - 446 с.
31. Новиков, А.Е. Эволюция в клинической эпилептологии: монография / А.Е. Новиков.-М.: Флинта, 2020.-582 с.
32. Парфенова, Е. В. Эпилепсия как социальная проблема / Е. В. Парфенова [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2018. - № 9. - С. 77-85.
33. Перминова, А. А. Морфологические аспекты нейрогенеза в головном мозге взрослого человека / А. А. Перминова, В. А. Цинзерлинг // Архив патологии. - 2018. - № 6. - С. 55-61.
34. Ридер, Ф.К. Лечение пациентов с эпилепсией в условиях пандемии COVID-19. Методические рекомендации / Ф.К. Ридер. – М.: 2020.- 20 с.
35. Ридер, Ф.К. Депрессия и эпилепсия: коморбидность, патогенетическое сходство, принципы терапии/ Ф.К. Ридер [и др.]// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски.- 2016.-№116(9).- С.19-24.
36. Спринц, А.М. Сестринская помощь в неврологии : учебник для средних медицинских учебных заведений / А.М. Спринц [и др.] ; под ред. А.М. Спринца. – Санкт-Петербург : СпецЛит, 2014. – 415 с.
37. Субботина, Н.С. Этиопатогенез и клиника эпилепсии: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н.С. Субботина, М.Н. Коробков. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015. – 59 с.
38. Тюльпин, Ю.Г. Сестринская помощь в психиатрии и наркологии : учеб. пособие для медицинских училищ и колледжей / Ю.Г. Тюльпин. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 301 с.
39. Шалькевич, Л.В. Эпилепсия у детей. Редкие и атипичные формы / Л.В. Шалькевич [и др.].-М.: Специальное издательство медицинских книг, 2018.- 216 с.
40. Шишманиди, А. К. Травма головного мозга как фактор эпилептогенеза / А. К. Шишманиди [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2018. - № 10. - С. 90-92.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.