• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2010
  • Оригинальность: 100 %

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
1.1. Теоретические подходы к понятию и структуре
социальной компетентности
1.2. Характеристика социальной компетентности учащихся
юношеского возраста
1.3. Особенности развития социальной компетентности
в сельской образовательной среде
1.4. Педагогические условия развития социальной
компетентности старшеклассников в сельской школе
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
2.1. Организация и методическое обеспечение эмпирического
исследования
2.2. Программа развития социальной компетентности
старшеклассников
2.3. Динамика показателей социальной компетентности старшеклассников в процессе формирующего эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Произошедшие в последние десятилетия социальные, политические и экономические перемены в стране и мире привели к изменению и усложнению социальных условий жизни человека. Сегодня наметился переход от строгой регламентации жизни всех субъектов общества к выстраиванию слаборегламентированных, гибких, мобильных социальных отношений.
В этой связи становящееся гражданское общество формирует системе образования запрос на воспитание свободного и ответственного человека, осознающего право выбора и умеющего этот выбор совершать, действуя сознательно и ответственно, то есть, человека социально компетентного. Выпускник школы должен обладать социальной компетентностью: комплексом знаний, умений, навыков, социально-личностных характеристик, способов компетентного социального действия и поступка, мотивационной готовностью их практического использования в жизненных и профессиональных ситуациях.
Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет в качестве приоритетной цели обеспечение высокого качества образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, а связывается с понятием «качество жизни». В мировых аналогах качество жизни – это оптимальная реализация психофизиологических, социально-общественных возможностей личности, ее активная социализация, раскрывающаяся через такие категории, как социальное благополучие, самореализация в обществе, социальная ответственность. Высокий уровень качества жизни не может быть достигнут без формирования социальной компетентности личности. Концепция модернизации образования ориентирует образовательные учреждения на создание комплекса педагогических условий, направленных на развитие личности, способной к социально-прогрессивной самореализации в обществе, выражающейся в стремлении человека реализовать себя как части социума, на основе сформированной социальной компетентности.
В педагогических исследованиях сегодня идет поиск действенных путей и способов формирования социальной компетентности учащихся, их подготовки к успешной жизни в гражданском обществе.
Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым для российской школы. Ориентация на освоение умений, способов деятельности, обобщённых способов действия была ведущей в работах В.В. Давыдова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.Д. Шадрикова, Г.П. Щедровицкого, И.С. Якиманской [11, 23, 24, 26, 51, 63, 67]. Однако данная ориентация не была определяющей и практически не использовалась при построении учебных программ.
В педагогике на сегодняшний день крайне малочисленны исследования, посвященные развитию и формированию социальной компетентности. Проблемы социальной компетентности затрагиваются в основном опосредованно, например, при рассмотрении путей формирования одаренности (А.И. Савенков), социализации личности в условиях дополнительного образования (О.И. Донина, В.А. Карнаухов), как направление воспитательной работы (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова). Совсем недавно стала разрабатываться и проблема развития социальной компетентности школьников (Г.И. Марасанов, Н.А. Рототаева [30], Н.В. Калинина [18, 19], М.И.Лукьянова [19, 43], О.Н. Мачехина [33]). При этом не учитывается особенности влияния сельской образовательной среды на развитие социальной компетентности учащихся, а в России значительным является количество именно сельских общеобразовательных учреждений.
Задача формирования социальной компетентности выпускников определяет необходимость более широкого рассмотрения средств и способов ее развития в контексте условий образовательной среды.
На основе проведенного анализа литературы можно выделить противоречие между потребностью общества в социально компетентных и готовых к саморазвитию выпускниках общеобразовательных школ и отсутствием научно обоснованных педагогических условий, ориентированных на формирование социальной компетентности старшеклассников (в частности в сельских общеобразовательных учреждениях).
Необходимость разрешения данного противоречия обусловила проблему исследования: какие педагогические условия способствуют развитию социальной компетентности старшеклассников в сельской школе.
Объект: учебно-воспитательный процесс в сельской школе, ориентированный на развитие социальной компетентности старшеклассников.
Предмет: педагогические условия развития социальной компетентности старшеклассников в сельской школе.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие социальной компетентности старшеклассников будет более успешным при реализации в сельской школе специально созданных педагогических условий, предполагающих целенаправленную деятельность по формированию знаний и умений, обеспечивающих успешное выполнение социальной деятельности, навыков социального поведения, социально-значимых личностных качеств учащихся, осуществляемую через построение социально-ориентированного взаимодействия с учащимися с использованием методов активного социально-психологического обучения.
Цель: выявить и реализовать педагогические условия развития социальной компетентности старшеклассников в сельской школе.
Задачи исследования.
1. Провести теоретический анализ подходов к проблеме социальной компетентности учащихся, особенностей развития социальной компетентности в сельской образовательной среде, педагогических условий развития социальной компетентности старшеклассников.
2. Выделить педагогические условия развития социальной компетентности старшеклассников в сельской школе.
3. С помощью специально подобранных диагностических методик выявить особенности развития компонентов социальной компетентности старшеклассников в сельской школе.
4. Разработать и реализовать в условиях сельской школы социально-педагогическую программу развития социальной компетентности старшеклассников.
5. Исследовать итоговые значения и различия в показателях социальной компетентности в экспериментальной группе старшеклассников в процессе проведения формирующего эксперимента.
6. Обобщить, интерпретировать и представить результаты исследования.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы, синтез данных;
2) эмпирические: формирующий эксперимент по плану для двух групп с тестированием до и после воздействия, тестирование;
3) методы обработки данных: качественная и количественная обработка.
Методики исследования.
1. «Шкала социальной компетентности» А.М. Прихожан.
2. Тест-опросник «Социально-коммуникативная компетентность», разработанный Э.Ф. Зеером, Э.Э. Сыманюк.
3. Тест-опросник «Мотивация успеха – боязнь неудач», разработанный А.А. Реаном.
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ.
В исследовании принимали участие 49 учащихся 10 классов в возрасте 16 лет.
Методологические и теоретические основания исследования:
− компетентностный подход в образовании (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, В.В. Давыдов, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и др.);
− исследования психолого-педагогических условий развития социальной компетентности школьников Г.И. Марасанова, Н.А. Рототаевой, Н.В. Калининой, М.И.Лукьяновой, О.Н. Мачехиной.
Теоретическая значимость исследования. В работе проведён анализ подходов к пониманию сущности социальной компетентности, рассмотрены компоненты социальной компетентности старшеклассников, выделены педагогические условия развития социальной компетентности старшеклассников в сельской школе.
Полученные результаты расширяют теоретические представления о педагогических условиях развития социальной компетентности старшеклассников в сельской школе.
Практическая значимость исследования. Разработанная и апробированная в условиях сельской школы социально-педагогическая программа развития социальной компетентности старшеклассников при дальнейшем ее теоретическом и эмпирическом обосновании может быть использована в практике работы педагогов, социальных педагогов и психологов общеобразовательных учреждений для повышения уровня социальной компетентности учащихся.
Полученные в исследовании данные позволяют расширить практическую деятельность социального педагога в сельской школе по сопровождению развития социальной компетентности учащихся юношеского возраста.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав: теоретической и эмпирической, заключения, библиографического списка, приложений. Содержит 5 таблиц, 4 диаграммы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной работе был проведён теоретический анализ подходов к пониманию сущности социальной компетентности, рассмотрены компоненты социальной компетентности старшеклассников, особенности развития социальной компетентности в сельской образовательной среде, выделены педагогические условия развития социальной компетентности старшеклассников в сельской школе.
В работе социальная компетентность рассматривается через систему знаний, умений, навыков, личностных качества человека, обусловленных опытом его деятельности в определённой социально и личностно-значимой сферах, обеспечивающих успех в социальной деятельности и социализации.
В качестве педагогических условий развития социальной компетентности старшеклассников в сельской предлагается целенаправленная деятельность по формированию знаний и умений, обеспечивающих успешное выполнение социальной деятельности, навыков социального поведения, социально-значимых личностных качеств учащихся, осуществляемая через построение социально-ориентированного взаимодействия с учащимися с использованием методов активного социально-психологического обучения.
В процессе исследования разработана и прошла практическую апробацию базе МОУ СОШ №5 имени В.И. Данильченко станицы Стародеревянковская Каневского района социально-педагогическая программа развития социальной компетентности старшеклассников с учётом выделенных педагогических условий.
Эмпирическое исследование было направлено на реализацию педагогических условий развития социальной компетентности старшеклассников в сельской школе.
По результатам проведённого эмпирического исследования можно сделать краткие выводы о динамике показателей социальной компетентности экспериментальной и контрольной групп старшеклассников.
До проведения формирующего воздействия в экспериментальной и контрольной группах старшеклассников интегральный показатель (по методике «Шкала социальной компетентности» А.М. Прихожан) социальной компетентности находятся на уровне 14-15-тилетнего возраста, что свидетельствует о незначительном отставании учащихся от социально-психологического норматива (16 лет). У учащихся на среднем уровне (по методике «Социально-коммуникативная компетентность», Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюк.) выражены умение взаимодействовать с людьми, приспособление к изменяющимся социальным обстоятельствам, стремление все проблемы решить «мирным путем», договориться; выявлена тенденция проявлять нетерпимость к неопределенности, которая выражается в стремлении следовать четким, устоявшимся взглядам на вещи, поступки; о проявлении раздражения, при появлении преграды, средних навыках самоконтроля. В экспериментальной и контрольной группах старшеклассников мотивационный полюс мотивации достижения не выражен (по методике «Мотивация успеха – боязнь неудач» А.А. Реана).
В экспериментальной группе в процессе формирующего воздействия повысился уровень социальной компетентности, который превосходит социально-психологический норматив (16-17 лет). Также у учащихся повысилась гибкость в общении, умение взаимодействовать с людьми, они легче приспосабливаются к изменяющимся социальным обстоятельствам; проявляется тенденция отсутствия боязни несовпадения мнений, стремление по каждому вопросу иметь свою точку зрения и отстаивать ее; в целом повысились терпимость к чужому мнению, привычкам; саморегуляция эмоциональных состояний, способность к отказу от первоначальных способов поведения и выдвижению новых, более приемлемых. В экспериментальной группе наблюдается значимое увеличение показателя мотивации достижения, то есть у учащихся отмечается преобладающая ориентация на успех.
В контрольной группе в процессе формирующего эксперимента незначительно (статистически незначимо) повысились социальная компетентность (до уровня 15-тилетнего возраста, что свидетельствует о незначительном отставании учащихся от норматива); отдельные показатели социально-коммуникативной компетентности (социально-коммуникативной адаптивности, стремления к согласию, толерантности, фрустрационной толерантности). Изменений показателя мотивации достижения не наблюдается.
Таким образом, в результате проведенного исследования выдвинутая гипотеза в целом подтвердилась.
Данное исследование обладает практической значимостью. Разработанная и апробированная в условиях сельской школы социально-педагогическая программа развития социальной компетентности старшеклассников при дальнейшем ее теоретическом и эмпирическом обосновании может быть использована в практике работы педагогов, социальных педагогов и психологов общеобразовательных учреждений для повышения уровня социальной компетентности учащихся.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.