• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2016
  • Оригинальность: 70 %

Содержание
Введение 3
Глава 1. Влияние семейного воспитания на развитие личности подростка 6
1.1 Личностное развитие подростка в старшем школьном возрасте 6
1.2 Семья как воспитательная среда подростка 11
1.3. Стили семейного воспитания и особенности коррекции семейных взаимоотношений 22
Глава 2. Экспериментальная часть 33
2.1 Организация и выборка исследования 33
2.2. Описание методик эксперимента 34
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 55
Заключение 62
Список литературы 67

Введение
Проблематика психологического возраста является одной из наиболее ак-тивно разрабатываемых областей психологической науки. В целом, данные изыскания начал Л.С. Выготский . Он писал о том, что психологический возраст характеризуется особенностями преимущественной деятельности, несущей решающую личностнообразующую нагрузку, принципиально новыми образо-ваниями развивающей личности и специфической для каждого возрастного этапа социальной ситуацией развития, раскрывающей и отражающей своеобра-зие относительно стабильного положения индивида в социуме, т.е. определён-ную уникальную степень сбалансированности двух взаимосвязанных позиций – «Я – в обществе» и «Я и общество».
Определяющим фактором формирования личности несомненно является семья. Тема детско-родительских взаимоотношений была и остается актуальной для теоретических исследований и практики в области психологии и пси-хотерапии. Анализ психологических проблем почти всегда возвращает клиента в тему детства, взаимоотношений с родителями, их отношений. Эмоциональный контакт, поведение и отношение к ребенку определяется родительскими установками, которые, усваиваясь, оказывают дальнейшее влияние на ход взрослой жизни, в том числе брачных взаимоотношений и выбора партнера. Несмотря на большое количество исследований, в обществе до сих пор наблю-дается определенная психологическая неосведомленность о причинно-следственных связях психологических проблем, выходящих из детского опыта. Поэтому сейчас столь необходима их популяризация.
В подростковом возрасте отношения с родителя¬ми переходят на каче-ственно новый этап. Специфи¬ка взаимоотношений «семья—подросток» обу-словле¬на в первую очередь задачами формирования и осо¬знания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подро¬стка одновременно сосуществуют два типа потребно¬стей: потребности в автономии, уважении, самоопре¬делении и потребности в поддержке и присо-единении к семейному «мы». «Нет практически ни одного социального или пси-хологического аспекта поведения подростков или юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом» .
Актуальность исследования обусловлена той ролью которой семья за-нимает в жизни подростка. Семья – это важнейший институт социализации, первый социальный мир ребенка, в котором он полу¬чает опыт социального вза-имодействия, овладевает навыками поведения и межличностного общения. Се-мья на протяжении длительного времени игра¬ет одну из определяющих ролей в формировании лич¬ности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои спе¬цифические особенности.
Проблема представленная в качестве объекта изучения следствием си-туации в которую попадает подросток. С одной стороны, учителя в школах, ро-дители, пенсионеры и другие взрослые люди жалуются на разнузданность, агрессивность, сексуальную распущенность, девиантность поведения подрост-ков и молодых людей. Их обвиняют в непослушании взрослым, в инфантильно-сти, в неумении и нежелании искать свое место в обществе, в аполитичности… Но, с другой стороны, сами подростки и старшеклассники часто испытывают неуверенность, одиночество, тревогу, они дезориентированы в огромном потоке требований и ценностей, исходящем из средств массовой информации и от каждого взрослого в отдельности, а старые идеалы родителей не подходят для современной жизни, подросток ищет, на что бы опереться, как проявить себя.
Новизна исследования определяется принципиально новым подходом согласно которому роль родителей в развитии подростка находится на более высоком качественном уровне, ведь только они хорошо знают своего ребенка, способны выслушать и понять его, дать нужный совет. Однако, в жизни мы сталкиваемся с вечным конфликтом «отцов и детей», и взрослеющий человек, не найдя понимания в семье, идет на улицу – к преступлениям, наркотикам, беспорядочной половой жизни, насилию.
Цель исследования выявить особенностей позитивных и негативных факторов в семейного воспитания и их влияние на развития подростка.
Объект исследования – семейное воспитание.
Предмет исследования – развитие личности подростка.
Гипотеза исследования: в семьях с крайними проявлениями семейного воспитания (гиперопека и попустительский стиль воспитания) наблюдается по-вышенный уровень тревожности и фрустированности. Кроме того, в семьях с гиперопекой у подростков наблюдаются повышенный уровень ригидности, а с попустительский стилем воспитания высокий уровень агрессивности.
Эмпирическая база исследования: 38 подростков учащиеся 10 класса средней школы и их родители.
Экспериментальная база исследования:
• тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин)
• тест «Подростки о родителях»
• методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)
Задачи исследования:
• изучение влияния семейного воспитания на развитие личности подростка;
• анализ личностного развитие подростка в старшем школьном возрасте ;
• изучение характеристик стилей семейного воспитания и особенности кор-рекции семейных взаимоотношений;
• проведение экспериментального исследования типа семейного воспитания и самооценки психических состояний подростков;
• интерпретации результатов эксперимента.
• подготовка выводов по теоретической и практической частям исследования.

Заключение
Итак, мы рассмотрели основные особенности подросткового и юноше-ского периодов развития личности, а также особенности взаимоотношений с родителями на данном этапе.
Повседневная суета и постоянная занятость часто разрушают благие намерения родителей стать для своих детей самыми понимающими, любящими. Родители считают: если ребенок сыт, одет, имеет достаточное количество иг-рушек, значит они хорошие родители. Чем лучше материально обеспечен ребе-нок, тем лучшими родителями они себя чувствуют. Почему же вырастая, дети в таких семьях часто стремятся как можно быстрее покинуть отчий дом и начать самостоятельную жизнь?
Объединяя различные взгляды и мнения относительно стратегий роди-тельского воспитания, условно можно выделить три подхода по воспитанию детей.
1. Либеральный, ставшим в последнее время очень популярным. Суть его заключается в том, что ребенок признается совершенно равным взрослому, с самого раннего детства имеет право принимать решения относительно того, что ему есть, что надевать, какие игрушки покупать, спать ему в данный момент или гулять. При кажущейся внешней привлекательности такого подхода сторонники его забывают, что малыш в силу возрастной незрелости (с точки зрения нейропсихологии механизмы произвольной саморегуляции созревают в мозгу не раньше 7-10 лет) еще не умеет принимать ответственные решения, а значит сознательно осуществлять выбор. В младшем возрасте за выбором ребенка стоят его сиюминутные желания и импульсы, которые в любую минуту могут измениться. При таком подходе он приучается ориентироваться только на свое «хочу», учится манипулировать родителями и добиваться своего любой ценой. Растущему человеку обязательно должны быть заданы внешние рамки и ограничения. Ведь освоение культурных норм поведения - это овладение опре-деленными ограничительными нормативами.
2. Традиционный - противоположность либеральному. В основе этого подхода лежит принцип: все основные ответственные решения принимает взрослый, а ребенок в мягкой или в жесткой формой оповещается о результатах решения и требуемых правил поведения. Такой подход хорош в жестких иерар-хических системах (или традиционных культурах), когда жизнь человека строго регламентирована и определены ступени его восхождения по социальной лест-нице.
При последовательном применении только такого подхода ребенок может так и не научиться принимать сам решения и брать на себя ответственность за свою жизнь.
3.Развивающий. Это комплексный подход, когда малыш изначально раз-вивается как личность, но личность растущая. Степень включенности взрослого уменьшается по мере роста самосознания ребенка, которое взрослый и должен организовать.
Существует аксиома, что все родители любят своих детей, но почему же так много вырастает несчастных взрослых, которые в детстве были лишены полноценной родительской любви? Что значит - любить своего ребенка?
- Видеть в ребенке, маленькую личность, отличную от вас и непохо-жую, имеющую право на свой путь и свой выбор, «душу, данную на хранение», как писал чешский педагог Ян Корчак.
- Научиться понимать инаковость вашего ребенка и не пытаться его переделать так, как это было бы удобно вам (нам).
- Проявлять свою любовь. Многие родители считают, что любовь должна быть в душе, а внешние ее проявления не обязательны. Можно, мол, избаловать. Это неверно. Дети любят, когда их обнимают, сажают на колени, прижимают ласково к себе, гладят по голове - все это проявление любви для деток как воздух.
- Любить ребенка, а не себя в нем. Не пытаться превратить жизнь ре-бенка в арену реализаций родительских амбиций. Не надо заставлять заниматься свое чадо музыкой, только потому, что вы сами мечтали стать музыкантом и у вас это не получилось. Или потому, что сейчас это модно и принято похва-статься достижениями ребенка перед родственниками или знакомыми.
-Быть чутким и внимательным к особенностям ребенка, выявлять его особенности и интересы и подобрать занятия именно по душе своего чада.
- Понимать и видеть недостатки своего ребенка, принимать его таким, какой он есть, усиливая его сильные стороны и по возможности корректируя слабые, показывая ему возможные выходы из слабых ситуаций. И, конечно, очень важно стать другом для своих деток.
Один из секретов счастливых семей заключается в том, что все члены, в меру своих сил и возможностей, участвуют в жизни семьи. Однако молодые родители стремятся оградить свое чадо от « взрослой» жизни, полной проблем и опасностей. Они не задумываются о том, как трудно придется их ребенку, впервые столкнувшемуся решать реальные практические вопросы.
Еще одно распространенное заблуждение родителей, сказывающее и на стиле воспитания, заключается в том, что дети якобы живут в своем детском мире, и взрослая жизнь никак с этим не пересекается. В таких семьях дети и ро-дители существуют как бы в параллельных мирах, рядом, но не вместе.
Для того чтобы не оказаться «на разных островах» со своими детьми, надо с самого раннего возраста включать их во все дела и заботы, жить вместе с ними. Детки с удовольствием помогают маме по хозяйству или мастерят что- что с папой. Если семья переживает какие-то трудности не стоит скрывать их от детей. Необходимо рассказывать доступным языком, что происходит, спросить их мнения. Приучаясь внимательно относиться к чувствам и переживаниям ро-дителей, детки учатся понимать других людей.
Принцип «хороших» родителей - приоритет развития ребенка над поряд-ком в доме. Все дети рождаются с колоссальным исследовательским инстинк-том, желанием познавать и узнавать новое - почему же так мало взрослых со-хранили в себе эту искру живого огня? Не потому ли, что им с раннего детства кричали: «Стой! Не ходи! Будь осторожен! Не лезь - испачкаешься! Не бери - сломаешь!» - и к школьному возрасту уже окончательно отбили желание зани-маться, узнавать что-то новое и к чему-то стремиться.
Родителям необходимо стараться смотреть на мир глазами ребенка. Ведь не только мы являемся учителями для своих детей. Они тоже учат нас - умению видеть мир разноцветным, бескорыстным, открытым, жизнерадостным. Ста-райтесь как можно искренней и полноценней проживать вместе с ребенком каждый период его жизни, и вы станете не просто для него родителем, но и просто другом. Быть родителем, означает сидеть одновременно на двух стульях - с одной стороны не терять руководящую позицию, удерживать направление движения, с другой - заново прожить свое детство, разговаривая с ребенком на его языке, стараясь увидеть мир его глазами.
Главными новообразованиями подросткового возраста являются чувство взрослости (младшее подростничество) и непротиворечивая, целостная и пози-тивная «Я-концепция» (старшее подростничество). Каждая личность проходит период подростничества по-разному, и далеко не всегда ее развитие трагично, кризисно. Есть подростки, которые достаточно рано, уже в 12 – 13 лет, стре-мятся приобщиться к миру взрослых и при этом всерьёз интересуются пробле-мами, которые сегодня оказываются в обществе самыми значимыми.
Однако и благополучные подростки сталкиваются с трудностями в лич-ностном развитии, становлении образа «я» и, безусловно, нуждаются в при-стальном внимании и помощи взрослых. Когда подростковый возраст сопро-вождается серьёзным кризисом, у «неблагополучных» подростков выход из не-го бывает в одних случаях более ранним и более лёгким, в других же оказыва-ется чрезвычайно тяжёлым как для самого подростка, так и для семьи.
На плавность прохождения подросткового кризиса, на адекватное форми-рование чувства взрослости и, впоследствии, «Я-концепции» и всех ее компо-нентов, оказывает существенное влияние система отношений, в которую вклю-чен ребенок – признание или непризнание его взрослости родителями, учите-лями или сверстниками (И.Ю. Кулагина, 1999).
Позиция родителей, стиль семейного воспитания оказывают большое влияние как на развитие личности подростка и юноши, так и на развитие ее от-дельных качеств, сфер и компонентов (самосознание, потребностно-мотивационная сфера, эмоциональная, волевая сферы и проч.). Установить кон-такт с подростком поможет наличие безусловной любви к нему со стороны ро-дителей, позитивная поддержка, гибкость во взаимоотношениях, открытая коммуникация, развитие общности интересов.
Главной задачей и новообразованием раннего юношеского периода (конец школы) является профессиональное и нравственное (личностное) само-определение. Роль родителей для старшеклассника также является значимой. Так, они помогают ему на тернистом пути самоопределения, в диалоге, дискус-сиях, при безусловной поддержке формируя у него нравственно-этические нормы поведения и критерии выбора профессии. На данном этапе развития личности родитель становится другом, наставником больше, чем просто воспи-тателем или «нянькой».
Стиль семейного воспитания на втором десятилетии жизни человека за-кладывает основу для дальнейшего личностного совершенствования и самоак-туализации молодого человека, он во многом определяет его собственный стиль взаимоотношений с друзьями, любимыми, деловыми партнерами.


Список литературы
1. Беляева Н.И. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка In Situ. 2016. № 4. С. 95-99.
2. Бреева Е.Б. Ребёнок в обществе. М. 2011г.
3. Вареца Е.С., Скиба Н.В. Изучение стилей семейного воспитания. Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 1-3 (60). С. 47-51.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – М.: Педагогика-пресс, 2010г. 415 с.
5. Гарбузов В.И. , Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их ле-чение. М.: Медицина, 1977
6. Гинзбург Р.М. Психологическое содержание жизненного поля дея-тельности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. – 2015. – №3
7. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С., Творчество и преодоление сте-реотипов – СПб.: Дидактика – Плюс, 1994
8. Гришаева О.А. К вопросу о стилях семейного воспитания. В сбор-нике: Развитие родитель-ских компетенций материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Отв. ред. Т.А. Семе-нова. 2015. С. 136-138.
9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе – М.: НПО «Об-разование», 2006
10. Данилова А.С., Сластён И.С. Восприятие стиля семейного воспи-тания подростками с разными типами акцентуаций личности. Альманах совре-менной науки и образования. 2015. № 2 (92). С. 25-28.
11. Кваде В., Трусов В.П. Исследование возможности коррекции не-адекватной самооценки подростка // Вопросы психологии. 2010. №3
12. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие – М., 2011.
13. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие – М.,2011.
14. Кожанова Б.С. Характеристика подходов к проблеме выделения ти-пов родительского от-ношения и стилей семейного воспитания. В сборнике: Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского обще-ства X Никулинские чтения . 2016. С. 161-164.
15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. - Москва, 2011
16. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. Диагностико-коррекционный аспект. Москва – Воронеж, МПСУ, 2010
17. Нарушения в родительских стилях воспитания, повышающие риск формирования различных типов личностной беспомощности у подростков. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 129-131.
18. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования. – М.: Владос, 2012
19. Орбан-Лембрик Л.Б. Сощальна психолот. - Кив: Академвидав, 2013. - 446 с.
20. Петровский А.П. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентаций в обыденном сознании – М., 2013
21. Практическая психология образования // под ред. Дубровина И.В. – М.: Академия, 2007
22. Прихожан А.М. Развитие эмоциональной стороны самовоспитания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту – М.: Психология т педагогика, 2013
23. Психология подростка. Полное руководство // под ред. Реана А.А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012
24. Психология развития // Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: ИН-ФРА-М, 2011
25. Психология развития // Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: ИН-ФРА-М, 2011
26. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб: Питер, 2010
27. Сидельникова Ю.В. Влияние стиля семейного воспитания на ста-новление гендерной идентичности у подростков. В сборнике: Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопро-вождения и поддержки Материалы международной научно-практической кон-ференции. Тульский государственный педаго-гический университет им. Л. Н. Толстого. 2015. С. 380-385.
28. Соколова В.В. Влияние семейного воспитания на формирование де-виантного поведения детей. Вестник Челябинского государственного универси-тета. Образование и здравоохране-ние. 2015. № 1 (3). С. 102-105.
29. Узнадзе Д.А. Психология установки. - СПб.: Питер, 2011. - 416 с.
30. Халилова Н.И. К вопросу о научном подходе к изучению роли се-мейного воспитания в развитии рефлексивности. Наука и Мир. 2015. № 7 (23). С. 179-180.
31. Циринг Д.А., Пономарева И.В., Евстафеева Е.А., Эвнина К.Ю.
32. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диа-гноз и семейная психо-терапия. М., 2013
33. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи – СПб, 2012
34.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.