• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2014
  • Оригинальность: 71 %

Содержание
Введение 2
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимосвязи структуры семьи и межличностных отношений младших школьников 5
1.1 Анализ понятий структура семьи. Особенности воспитания в неполных семьях 6
1.2. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников 11
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений младших школьников из полных и неполных семей 21
2.1 Описание условий и процедуры проведения эксперимент 21
2.2 Диагностика межличностных отношений младших школьников в коллективе класса 25
2.3 Изучение взаимоотношений в учебных группах 38
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение 53

Введение
Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребенок утверждает себя как личность среди других людей.
Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной. Нужна “окружающая ребенка атмосфера” социальной мысли (Л.С. Выготский), внешнее педагогическое влияние и руководство. У младших школьников четко прослеживается линия взаимоотношений “я и учитель”, а не линия “я и одноклассники”, что ослабляет значимость межличностных отношений. Для многих учащихся начальной школы в основе межличностных отношений лежат микрогруппы. Поведение младших школьников импульсивно, самоконтроль развит не у всех, и не всегда он способен сдерживать повышенную эмоциональность данного возраста.
Актуальность: Для полноценного общения детей друг с другом необходимо влияние семьи на развитие личности и межличностных отношений. Полноценное окружение имеет немаловажное влияние, особенно в младшем школьном возрасте. В современном обществе большой процент разводов и существует необходимость исследовать семью, а так же отсутствие одного из родителей и как это влияет на развитие межличностных отношений ребенка. Поэтому в современных условиях данный вопрос является актуальным.
Объектом данной дипломной работы являются межличностные отношения.
Предмет - особенности взаимосвязи межличностных отношений младших школьников из полных и неполных семей.
Цель работы: исследовать взаимосвязь структуры семьи и межличностных отношений младших школьников.
Задачи:
1) Провести теоретический анализ проблемы развития межличностных отношений.
2) Исследовать межличностные отношения младших школьников.
3) Изучить структуру семьи.
4) Исследовать межличностные отношения младших школьников.
5) Установить взаимосвязь структуры семьи и межличностных отношений.
Гипотеза – дети, воспитывающиеся в неполных семьях будут иметь различия в характере межличностных отношений по сравнению с детьми, воспитывающимися в полных семьях.
Методологическая основа данной работы – культурно-историческая теория Л.С. Выготского о роли микросреды на развитие межличностных отношений. Решающую роль отношений с близким взрослым для развития ребёнка подчёркивают и ведущие отечественные теоретические подходы, но сами эти отношения не являются предметом исследования, ни в деятельностном, ни в культурно-историческом подходе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.).
Практическая ценность – индивидуальный подход учителя, либо подход психолога к детям из неполной семьи, помощь в построении взаимоотношений.
Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить.
Описание выборки: В исследовании приняло участие 135 человек, из них 43 ребенка из неполных семей. Было опрошено 2 первых, два вторых и два третьих класса средней общеобразовательной школы г. Ижевска.
В классном коллективе 1 «А» 24 ученика: 14 детей из полных семей и 7 ребят из неполных семей; в классном коллективе 1 «Б» 19 учеников: 8 детей из полных семей и 11 учеников из неполных семей. В классном коллективе 2 «А» 24 ученика: в классном коллективе 3 «А» 23 ученика: 19 детей из полных семей и 4 ученика из неполной семьи; в классном коллективе 3 «Б» 19 учеников: 16 ребят из полной семьи и 3 ребенка из неполной семьи.
Описание методик
1. Для исследования особенностей структуры семьи использовался метод экспертной оценки и беседы.
2. Для исследования межличностных отношений использовалась методика Дж. Морено «Социометрия», цель которой – определение положения испытуемого в системе межличностных отношений в классе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Так же результаты выборов групп детей из полных и неполных семей сравнивался между собой с помощью критерия различия.
3. Так же для изучения взаимоотношений в учебных группах использовалась методика Е. М. Крутовой, цель которой – определить личное отношение к членам группы и психологический климат в классе.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.