• Категория: Правоохранительные органы
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2021
  • Оригинальность: 65 %

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава 1. Характеристика правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений 5
1.1. Административно-правовая характеристика правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений 6
1.2. Криминологическая характеристика семейно-бытовых правонарушений 11
Глава 2. Предупреждение правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений в деятельности участковых уполномоченных полиции 16
2.1. Цель, задачи и особенности профилактики правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений 16
2.2. Основные направления деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений 22
2.3.Совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению семейно-бытовых правонарушений 38
Заключение 47
Список использованных источников 52

Введение

Актуальность темы. Главной ценностью любого демократического социального государства, которое заботится о достойном будущем своих граждан, традиционно считается семья, где основное внимание уделяется детям. В то же время, в настоящее время наблюдаются негативные процессы и явления, которые интенсивно проявляются в сфере семейно-бытовых отношений вследствие просчетов в формировании и реализации политики в отношении семьи, бытовой сферы. При этом происходит постепенное снижение уровня семейного воспитания и неформального контроля в семейно-бытовой сфере, разрушение чувства семейного долга, репродуктивных установок, ослабление семейных, родственных, бытовых отношений по месту жительства.
Правоохранительная система и ее специализированные элементы положительно влияли и оказывают влияние на предупреждение негативных процессов в семье, быту, удерживают в ряде случаев конкретных членов семьи от совершения правонарушений.
В России осуществление специальных мероприятий по предупреждению правонарушений в семейно-бытовой сфере возложена на соответствующие подразделения органов внутренних дел – службу участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних (УУП и ПДН).
Надо отметить также, что проведено значительное число криминологических исследований, посвященных преступности в семье, однако административно-правовой аспект рассматриваемой проблематики практически не разработан.
Изложенное обусловило актуальность данной проблемы и необходимость ее исследования.
Цель исследования заключается в анализе особенностей работы участкового уполномоченного полиции по предупреждению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.
Для реализации цели задачами исследования поставлены следующие задачи:
‒ исследовать административно-правовую характеристику правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений;
‒ проанализировать криминологическую характеристику семейно-бытовых правонарушений;
‒ уточнить цели, задачи и особенности профилактики правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений;
‒ определить основные направления деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений;
‒ предложить рекомендации по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению семейно-бытовых правонарушений.
Объектом исследования являются общественные отношения организационного, правового и практического характера, возникающие в результате профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции по предупреждению правонарушений с семейно-бытовой сфере.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства и подзаконных актов, регулирующие оперативно-служебную деятельность участкового уполномоченного полиции в сфере предупреждения семейно-бытовых правонарушений, материалы научных исследований, судебной и правоприменительной практики по теме работы.
Теоретическую основу работы составляют научные труды, учебники и учебные пособия, публикации в научных периодических изданиях по административному, семейному, уголовному праву и криминологии.
Структура работы обусловлена ее целью и поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка использованных нормативных и литературных источников.

Заключение

Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать следующие вывод и предложения.
1. Правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений являются постоянным социальным явлением, которое имеет глубокие исторические корни, связанные с правовым закреплением подчиненного положения женщин и детей, в результате чего в массовом сознании сформировался стереотип потребительского отношения к ним. Независимо от историко-культурных стадий и форм развития общества, это явление зафиксировано в исторических, правовых и других информационных источниках подавляющего большинства стран мира. При этом масштаб освещения проблем семейно-бытового насилия значительно расширился в эпоху так называемого современного информационного общества, сопровождается более толерантным отношением населения к фактам как семейно-ьытового насилия в семье, так и в противоправных проявлений в целом.
Общественная опасность правонарушений, совершенных в семейно-бытовой сфере заключается не только в наступлении психических и физических последствий пострадавшим. Эти правонарушения наносят огромный вред обществу, подрывают его моральные, духовные, семейно-бытовые устои, чем ставят под угрозу социальную безопасность граждан. Данный вид првонарушений своеобразный. Центральную ось их генезиса составляет криминогенный конфликт, возникающий между членами семейно-бытовой микрогруппы.
2. Под административным правонарушением в сфере семейно-бытовых отношений предлагается понимать противоправное виновное деяние лица, обладающего признаком специального субъекта, – а именно состоящего с потерпевшим в семейно-бытовых отношениях, – совершенное в результате семейно-бытового конфликта преимущественно в месте совместного проживания и посягающее на права, здоровье, личную свободу, честь и достоинство лица, состоящего с ним в семейно-бытовых отношениях, ответственность за которое предусмотрена законодательством об административных правонарушениях.
Анализ источников показывает, что в настоящее время в административной науке административными правонарушениями, совершающимися в семейно-бытовой сфере в ныне действующем КоАП РФ, признаются: неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35); вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10); вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака (ст. 6.23); побои (ст. 6.1.1 КоАП РФ); оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ).
3. Семейно-бытовые правонарушения имеют ряд характерных признаков: конкретное место совершения правонарушения (квартира, дом, подъезд, дачный участок, гараж, придомовая территория); особые взаимоотношения между лицом, совершившим правонарушение, и потерпевшим (супружеские, родственные, соседские, дружеские); наличие конфликта между лицом, совершившим правонарушение, и потерпевшим (длительный, краткосрочный, одноразовый); обусловленный конфликтом насильственный характер большинства семейно-бытовых правонарушений; совершение таких деяний в абсолютном большинстве случаев в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; ситуационный (заранее не подготавливаемый) характер таких правонарушений.
Лица, которые совершают правонарушения на семейно-бытовой почве, в основной своей массе старше 30 лет, не заняты никакой общественно полезной деятельностью, ранее судимые (прежде всего за насильственные преступления), злоупотребляющие спиртными напитками и наркотиками, допускающие насильственные правонарушения и конфликты на семейно-бытовой почве.
4. Противодействие полицией правонарушениям, совершаемым в сфере семейно-бытовых отношений, является многогранной деятельностью. Оно охватывает следующие направления деятельности УУП: выявление причин и условий, способствующих их совершению; устранение (нейтрализация) данных причин и условий; выявление лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и склонных к совершению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений; предупреждение правонарушений в указанной сфере общественных отношений (их профилактика и предотвращение) и их пресечение.
Первостепенным субъектом полиции противодействия правонарушениям, совершаемым в сфере семейно-бытовых отношений, являются УУП. Однако указанные должностные лица полиции, как правило, в рамках существующей компетенции осуществляют весьма ограниченные действия, направленные непосредственно на предупреждение и пресечение правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений. Основной блок, связанный с их предупреждением, ложится на другие субъекты противодействия: федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Уровень благосостояния и жизни наших граждан, включающий уровни развития в сфере экономики и занятости, образования, воспитания, здравоохранения, досуга и других сфер жизни в основном зависит от результатов их работы, а не полиции.
Причины и условия, способствующие совершению указанных правонарушений, кроются в массе негативных факторов, порожденных в связи с упущениями и недостаточной результативностью деятельности в указанных сферах.
В Российской Федерации до недавнего времени отсутствовал базовый нормативный правовой акт, устанавливающий правовую и организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений. Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» данный пробел был устранен.
Однако в целях усиления противодействия правонарушениям, совершаемым в сфере семейно-бытовых отношений, необходимо разработать и принять специальный нормативный правовой акт, направленный на противодействие семейного насилия, в котором у каждого субъекта, включая УУП, были бы определены конкретные полномочия. Соответственно, это неизбежно повлекло бы внесение дополнений в положения Федерального закона «О полиции», расширяющие ее полномочия, в том числе УУП, но они в сложившейся ситуации необходимы. Только после принятия указанных мер можно было бы заявить о том, что система противодействия правонарушениям, совершаемым в сфере семейно-бытовых отношений, сформирована.
Кроме того возникла необходимость и в принятии закона о профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации, а также поддержана позиция ученых, разработчиков законопроектов о необходимости создать одну универсальную норму, устанавливающую административную ответственность в сфере семейно-бытовых отношений – в главу 20 КоАП РФ поместить ст. 20.1 «Семейное дебоширство»
Правовые и организационные проблемы являются взаимосвязанными между собой в силу наличия причинно-следственной связи между ними. Сегодня недопустимо оставлять без соответствующего внимания деятельность полиции по предупреждению и пресечению административно-правовыми средствами правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. Должна быть построена такая система организации противодействия указанным правонарушениям, которая была бы ясна от руководителя территориального органа внутренних дел до непосредственно УУП.
Отсутствие конкретной регламентации порядка действий полиции при пресечении противоправных действий лиц в сфере семейно-бытовых отношений вынуждает УУП действовать по своему усмотрению, что может привести к случаям нарушения законности, к нарушению прав и свобод граждан.


Список использованных источников

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Российская газета. 01.07.2020. № 144.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16
4. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 26 (Часть I). Ст. 3851.
5. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
6. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. № 7. Ст. 900.
7. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
8. Закон Республики Мордовия от 12.07.2002 № 25-З «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.kodeks.ru/document/802012251#.
9. Закон Архангельской области от 3 июня 2003 года № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.arhangelsklaw.ru/
10. Закон Калужской области «Об административных правонарушениях в Калужской области» от 28 февраля 2011г. № 122-ОЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kp40.ru/
11. Приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2019
12. Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений») (ред. от 28.11.2017)» // СПС КонсультантПлюс
Литература
13. Александрова Н.С. Уголовно-правовая характеристика неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. 2017. № 2 (13). С. 124-126.
14. Бадамшин И.Д., Набиев Ф.Ф. Семейно-бытовое насилие: понятие, виды, причины // Право: ретроспектива и перспектива. 2020. № 2 (2). С. 68-73.
15. Белик Ю.С. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2018. 186 с.
16. Гайдуков А.А. Профилактика участковым уполномоченным полиции правонарушений, совершаемых на почве семейно-бытовых отношений : лекция. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2015. 28 с.
17. Гайдуков А.А. Административно-правовое регулирование деятельности полиции по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / А.А. Гайдуков. Омск, 2018. 180 с.
18. Гайдуков А.А., Равнюшкин, А.В. Основания и порядок осуществления участковыми уполномоченными полиции индивидуальной профилактической работы с лицами, совершающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений: учебное пособие. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2018. 55 с.
19. Гаспарян В.А. Особенности предупреждения участковыми уполномоченными полиции административных правонарушений в семейно-бытовой сфере. В сборнике: Актуальные проблемы современного российского права. Материалы X Международной научно-практической конференции. 2018. С. 180-189.
20. Горобец К.В., Дорофеева Н.В. Профилактика семейно-бытовых конфликтом и домашнего насилия. Астрахань: ГАУ Астраханской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», 2020. 40 с.
21. Государственная система профилактики правонарушений и место в ней органов внутренних дел: учебное пособие / [М. Ю. Воронин и др.]. М.: Академия управления МВД России, 2018. 98 с.
22. Дружина А.О. Некоторые проблемные аспекты деятельности ОВД по предупреждению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. В сборнике: Курсантские исследования. Сборник научных работ. Могилев, 2017. С. 97-99.
23. Запалатская Е.А. Выявление ОВД причин и условий, способствующих совершению правонарушений в семейно-бытовой сфере. В сборнике: Инновации в науке и практике. Сборник статей по материалам VIII международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. 2018. С. 87-93.
24. Куянова А.В. Предупреждение участковыми уполномоченными полиции правонарушений в семейно-бытовой сфере // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 1 (30). С. 74-78.
25. Криминология / О.С. Капинус [и др.]; под общ. ред. О.С. Капинус. М.: Издательство Юрайт, 2019. 1132 с.
26. Криминология и предупреждение преступлений: учебник для СПО / под ред. В. И. Авдийского. М.: Издательство Юрайт, 2019. 351 с.
27. Нигматуллин М.Р. Деятельность участкового уполномоченного полиции по предупреждению семейно-бытовых преступлений. В сборнике: Научные труды Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. сборник статей. Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. Тюмень, 2017. С. 124-130.
28. Прилепина А.С. Семейно-бытовые конфликты, домашнее насилие – как причины совершения преступлений. В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам LC международной научно-практической конференции. 2018. С. 39-42.
29. Проблемы профилактической работы сотрудников полиции с лицами, совершающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений: региональный опыт применения административного законодательства к лицам, допускающим правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений: [учеб. пособие] / [Т. М. Занина и др.]. Воронеж : ВИ МВД России, 2016. 110 с.
30. Равнюшкин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения органами внутренних дел правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / А.В. Равнюшкин. М., 2015. 245 с.
31. Равнюшкин А.В. Противодействие участковыми уполномоченными полиции правонарушениям, совершаемым в сфере семейно-бытовых отношений: учебное пособие / А. В. Равнюшкин, Б. Ф. Швецов. Барнаул: БЮИ, 2017. 87 с.
32. Сорокин Р.С. Административная ответственность за правонарушения, совершенные в сфере семейно-бытовых отношений. В сборнике: Государство, право и общество: вопросы теории и практики. Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор В.И. Скрябин. 2019. С. 13-18.
33. Струков В.А. Оптимизация административно-правового регулирования деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений // Юристъ-Правоведъ, 2018. № 1 (84). С.104-106.
34. Труфанов М.Е. Факторы, определяющие специфику противодействия участковым уполномоченным полиции правонарушений в семейно-бытовой сфере // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2019. № 5-1. С. 253-256.
35. Труфанов М.Е. Совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению и пресечению административных правонарушений в семейно-бытовой сфере. Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2019. 117 с.
36. Фабрика Т.А. Причины и условия, детерминирующие насильственные преступления в сфере семейно-бытовых отношений. В сборнике: Эффективность уголовно-правового, криминологического и уголовно-исполнительного противодействия преступности. материалы XII Российского конгресса уголовного права. Москва, 2020. С. 430-434.
37. Чижевский В.С. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях (постатейный) практическое пособие. М.: Книжный мир, 2012. 1088 с.
38. Шестакова Е.В. Косвенное формирование противоправного поведения как форма семейной десоциализации личности несовершеннолетнего // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 1 (39). С. 187-191.
39. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // СПС КонсультантПлюс
40. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 № 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» // СПС КонсультантПлюс
Электронные ресурсы
41. Административные правонарушения. Показатели по отдельным правонарушениям. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stat.xn----7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/adm/t/31/s/1
42. Главный информационно-аналитический центр МВД России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://10.5.0.16/csi/modules.php?
43. Слушания в Думе «Профилактика семейно-бытового насилия» 21.10.2019 Видео. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=UzCeL5dlcTY&t=1188s
44. Федеральный закон (проект) «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://council.gov.ru/


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.