Введение
Различные виды психологической помощи включают всевозможные способы психического воздействия на человека в условиях клинического взаимодействия, но представлены они по-разному. Наиболее часто в клинической практике приходится опираться на метод беседы. Именно благодаря этому методу выясняют историю развития личности больного, историю болезни. Однако в условиях наступления апраксии в результате получения травм, больной не всегда может внятно изъясняться с врачом. В период лечения а также реабилитации, пациенту, тем не менее, необходимо наладить коммуникацию с врачом и персоналом больницы. От такого контакта зависит возможность доктора прийти к объективным выводам и обеспечить эффективность процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации. Неумение пациента наладить контакт с врачом столь же опасно, сколь нежелание врача установить эффективный контакт с любым пациентом. В связи с этим возникает необходимость создания такого универсального «языка» - символического праксиса, который позволит пациенту в условиях апраксии общаться с персоналом больницы.
Праксис – система произвольных действий, его нарушения – апраксия. Способность совершать смысловые предметные действия без предметов (по имитации) носит название символического праксиса. К нему относятся все смысловые жесты, такие как «едят», «рубят дрова» и проч.
Целью данной работы является апробация методики исследования символического праксиса.
Объект исследования: методика символического праксиса
Предмет исследования: эффективность методики символического праксиса.
Для достижения поставленной цели исследования необходима реализация ряда задач:
- Создать набор наиболее распространенных жестов .
- Отобрать жесты, которые интерпретируются однозначно.
- Создать методику исследования распознания коммуникативных жестов.
Заключение
Целью данной работы являлось создание методики символического праксиса. Для людей после каких-либо травм, после которых последовала апраксия необходимо создать самый легкий "язык", для того чтобы они могли быстрее социально адаптироваться, для наиболее эффективного процесса реабилитации.
В ходе работы была кратко проанализирована классификация жестов, употребляемых людьми в тех или иных ситуациях, рассмотрены такие группы жестов, как: жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы , жесты-эмблемы , жесты-адаптаторы , жесты-аффекторы , жесты-оценки , жесты уверенности , жесты нервозности и неуверенности, жесты ожидания, жесты отрицания, жесты расположения, а также жесты агрессии и готовности.
Для решения задач, поставленных данной работой был выполнен отбор жестов, наиболее употребляемых, и наиболее однозначно интерпретируемых испытуемыми. Отбор происходил в 2 этапа, в результате чего для апробации методики символического праксиса было отобрано 25 жестов.
Методика основана на демонстрации посредством видеозаписи всех жестов, фиксации реакции и интерпретации испытуемых на демонстрируемые жесты и обработке результатов. Анализ полученных данных показал, какие жесты воспринимаются всеми испытуемыми однозначно, демонстрация каких вызывает сомнения. Таким образом, описанная методика позволяет делать выводы о распознавании символического праксиса и может быть использована как для описанных выше жестов, так и для другого подобного набора жестов и поз. На ее основе возможно создать эффективный язык коммуникации для больных, у которых наступила апраксия в результате травм.