• Категория: Психология
  • Вид работы: Дипломная работа

Введение

В современных условиях образовательная среда и педагогический процесс становятся более гибкими и носят исследовательский характер. Постоянный мониторинг за процессами воспитания, контроль и диагностика, оперативный анализ ситуации и принятие согласованных эффективных управленческих решений являются неотъемлемой частью организации внутришкольного управления и непосредственно работы учителя. Организационная и педагогическая успешность в целом обеспечиваются деятельностной и личностной включённостью всех участников образовательного процесса в активное взаимодействие: детей, родителей и педагогов.
Проблема девиантного поведения детей и подростков в настоящее время встает во многих образовательных учреждениях. В связи с этим школьные психологи понимают необходимость смещения акцентов работы с борьбы со следствиями нарушений социализации в подростковом возрасте на раннюю профилактику девиантного поведения. Такая работа требует новых профессиональных подходов, разработки конкретных форм ее реализации.
В последнее время в связи с переходом к информационному обществу в сферу пристального внимания педагогической науки попал вопрос использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовании. Исследования в данной области уже более десяти лет отмечают положительный эффект от их внедрения в педагогический процесс, при этом не затрагивая негативной стороны от их использования. Однако практика применения ИКТ выявила наличие ещё одной немаловажной проблемы: информационная безопасность ученика в ИКТ-насыщенной среде. Другими словами, современное общество и школа испытывает острую потребность «в активизации учебно-воспитательной работы, направленной на оказание помощь учащимся, их родителям по преодолению негативного воздействия ИКТ на физическое здоровье, психику, стереотипы поведения в обществе и личной жизни, моральные нормы, нравственные критерии и духовные ценности школьника».
Согласно исследованию Зеркиной Е.В., Чусавитиной Г.Н., одним из последствий негативного воздействия ИКТ является девиантное поведение школьников в сфере ИКТ. К основным видам данного поведения относят: асоциальное поведение (киберхулиганство, увлечение виртуальным сексом), делинквентное (компьютерные преступления, кибертерроризм), аддиктивное (Интернет-зависимость, геймерство) и гиперспособности в области ИКТ (хакерство). По мнению Зеркиной Е.В. проявление отклоняющегося поведения в сфере ИКТ свидетельствует о неспособности личности (или группы лиц) предвидеть последствия своих действий, проявить должную гибкость и перенести хорошо освоенные поведенческие механизмы в новую ситуацию, чувствовать ответственность за свои поступки.
В целях выявления девиантного поведения школьников в сфере ИКТ необходимо своевременно предпринимать действия: диагностику и профилактику, направленные на: предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов».
В качестве основных видов профилактики Всемирная организация здравоохранения выделяет: первичную, рассматриваемую как комплекс социальных, образовательно-воспитательных и психолого-медицинских мероприятий, предупреждающих зарождение поведенческих отклонений у несовершеннолетних; вторичную – комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и правовых мер, направленных на предупреждение формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних и перехода к уголовно-наказуемым; третичную – комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и нормативно-правовых мер, направленных на предотвращение рецидивных отклонений в поведении и способствующих восстановлению личностного и социального статуса несовершеннолетнего, имевшего проблемы с отклонениями в поведении и возвращении его в семью, образовательное учреждение и к общественно-полезной деятельности.
Таким образом, профилактика девиантного поведения школьников в сфере ИКТ должна включать в себя три основных блока: первичная профилактика – предупреждение возникновения девиантного поведения в сфере ИКТ у школьников; вторичная профилактика – предупреждение формирования отклоняющегося поведения школьников и перехода к уголовно-наказуемым поступкам в сфере ИКТ; третичная профилактика – комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и нормативно-правовых мер, направленных на предотвращение рецидивных отклонений в поведении и способствующих восстановлению личностного и социального статуса школьника.
Таким образом, проблема отклоняющегося поведения школьников в сфере ИКТ является одной из актуальных психолого-педагогических проблем.
Целью исследования - продиагностировать негативное девиантное поведение в сфере компьютерных технологий, выявить предпосылки к возможному его возникновению и разработать ряд мер, которые будут способствовать профилактике возможных отклонений.
Объектом исследования являются учащиеся 10 класса средней общеобразовательной школы.
Предметом – девиантное поведение.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и классификацию девиантного поведения,
2. Раскрыть причины отклоняющегося поведения,
3. Провести компьютерную диагностику девиантого поведения школьника в сфере ИКТ.
4. Предложить методы профилактики
Вопросы девиантного поведения освещаются в работах В.С. Афанасьева, С.А. Беличевой, Я.И. Гилинского, Т.А Донских, Е.В. Зеркиной, Е.В. Змановской, В.Д. Менделевич, В.Т. Кондрашенко, А.Е Личко, А.А. Реан, И.П. Подласого, Т.А.Хагурова и др

Список литературы

1. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. - М.,1980.
2. Баженов В.Г., Баженова В.П. - Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников
3. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике : учебное электронное текстовое издание / А.С.Воронин. – Екатеренбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с.
4. Гилинский, Я.И. Социальный контроль над девиантным поведением в современной России : теория, история, перспективы [Электронный ресурс] / Я.И. Гилинский. – Режим доступа: http://www.narcom.ru/ideas/socio/1.html.
5. Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) http://cpd2002.pisem.net/TEST/SOP.htm
6. Зеркина Е.В. Методика диагностики и профилактики девиантного поведения школьников в сфере информационно-коммуникативных технологий : учебно-методическое пособие / Е.В. Зеркина — Магнитогорск : МаГУ, 2006. – 102 с.
7. Зеркина Е.В., Чусавитина Г.Н. Подготовка будущих учителей к превенции девиантного поведения школьников в сфере информационно-коммуникативных технологий : монография /Е.В. Зеркина, Г.Н. Чусавитина. – Магнитогорск : МаГУ, 2008. – 185 с.
8. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / Е.В. Змановская. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.
9. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально- политический журнал. – 1995. - № 2.
10. Иванов М. С., Авилов Г. М Психологическая характеристика ролевой компьютерной игры как особого вида деятельности / Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – с. 41-55.
11. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения//Социология сегодня. - М., 1965.
12. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология : Практическое руководство / В.Д.Менделевич. – М. : Медпресс,2001. – 592 с.
13. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. - 445 с
14. Новые направления в социологической теории. - М., 1978.
15. Платонов, К.К. Структуры и развитие личности/ К.К. Платонов. – М. : АН СССР, Ин-т психологии, 1986. – 254 с.
16. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике для средних специальных учебных заведений / И.П. Подласый. – M. : ВЛАДОС, 2003. – 352 с.
17. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010 г. – 316 с.
18. Радугин, А.А. Социология : курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М. : Центр, 1997. – 160 с.
19. Фролов, С.С. Социология : учебник для вузов / С.С. Фролов; Ин«Открытое о-во». – М. : Наука, 2004. – 256 с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.