• Категория: Психология
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2013
  • Оригинальность: 67 %

Содержание.
Введение.стр.3 – 6
Глава 1. Теоретические аспекты происхождения
агрессивности.стр. 7 –16
1.1. Понятие агрессии, агрессивности стр.16 –19
1.2. Классификация агрессии стр.20 –25
1.3.Возрастные особенности
детской агрессивности стр. 25 – 26
1.4. Причины возникновения агрессии
у детей и подростков стр. 26 – 28
1.5. Характерологические особенности
агрессивных детей стр.28
1.6. Варианты проявления детской агрессивности стр.29 – 34
Глава 2. Становление агрессивного поведения.стр. 35
2.1. Образ семьи в формировании
агрессивного поведения стр.35 – 39
2.2. Взаимодействие со сверстниками стр. 39–40
2.3. Влияние средств массовой информации
на формирование агрессивного поведения стр. 40 – 41
2.4. Влияние когнитивных процессов
на развитие агрессии стр. 41– 42
Глава 3. Диагностика агрессивного поведения.
3.1. Тест Розенцвейга стр.43 – 46
3.2. Карта наблюдений Д.Стотта стр. 46 – 48
3.3. Методика «Тест руки» Вагнера стр.48 – 53
3.4. Кинетический рисунок семьи стр.53 – 61
3.5. Протоколы исследований стр.62 – 94
Заключение стр. 95–96
Список литературы стр. 97 –98

Введение.
В своей дипломной работе я рассматриваю весьма актуальную в наши дни проблему агрессивности у детей младшего школьного возраста.
Традиционно сложилось в психологической науке так, что изучение агрессии и агрессивного поведения рассматривалось на выборке подростков и взрослых (Бандура Д., Семенюк Л.М., Реан А.А., Ковалев П.А., Уолтер Р., Ярмоленко Г.П.,Г.М.Андреева, В.В.Знаков, Л.П.Колчина, Н.Д.Левитов, Е.В.Романин, Т.Г.Румянцева и др.) Между тем, все возрастающее внимание к изучению данной проблемы является доказательством того, что необходимо обследовать и другие возрастные группы. Исследование агрессивности младших школьников также осуществлялось, это работы Бережковой Е.И., Конового А.С, Коротченковой Н.И. Однако исследования этой возрастной группы представлены, главным образом, западными исследователями (Берковиц Л., Бютнер К., Миллер А., Поппер П., Раншбург И.). Более того, в концепции психоаналитического направления младший школьный возраст рассматривается как «латентный», характеризующийся низкой активностью, в том числе невыраженной агрессивностью. Вместе с тем, наличие работ вышеуказанных авторов свидетельствует о том, что различные проявления агрессивности все же имеют место в этом возрасте. Все это делает перспективным рассмотрение агрессии и агрессивности у детей младшего школьного возраста. Представляется целесообразным расширить круг аспектов, в свете которых изучается агрессия, агрессивность младшего школьника. В частности, изучить социально-психологические факторы детской агрессивности:образ родительской семьи (Архиреева Т.В., Ениколопов П., Коротченкова Н.И., Маккоби Е.Е., Реан А.А., Сире Р.С., Фурманов И.А., Хоментаускас Г.Т.), систему отношений со сверстниками (Бережкова Е.И., Лалаянц И.), оценки педагога (Бандура А., Гуггенбюль Д., Паренс Г., Пинчук Н.В., Реан А.А., Коломенский Я.Л.) Кроме того, тип реагирования и направленность в ситуации фрустрации.
Мир взрослых,врядли можно назвать толерантным и гуманным.Модели взрослого поведения зачастую не могут оцениваться как желательные образцы взаимоотношений между людьми, как адекватные способы урегулирования проблем,как гуманизм и ответственность перед людьми за собственные поступки.Это отражается и в семейных отношениях,где жестокость и агрессия нередко становится нормой поведения.
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Учителя в школах отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и зачастую, просто не знают как справиться с их поведением. Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное. Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко ответную агрессию.
Рост агрессивности вызван суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
- ухудшением социальных условий жизни детей;
- кризисом семейного воспитания;
- невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей.
Свою долю вносят и средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующая культ насилия.
Так что же такое агрессивность? Каковы особенности возникновения агрессии? Что влияет на становление агрессивного поведения?
В своей дипломной работе, на основе теоретических аспектов происхождения агрессии, я хочу изучить особенности детской агрессивности, раскрыть сущность проблем развития, возникновения и проявления агрессии; проследить за становлением агрессивного поведения в семье, во взаимоотношениях со сверстниками, рассмотреть влияние средств массовой информации на формирование агрессивного поведения, а также рассмотреть влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте.
Почему некоторые дети часто агрессивны во взаимоотношениях с окружающими? Какое влияние на особенности и уровень агрессивности детей младшего школьного возраста несет их социальное окружение? Обусловлены ли агрессивные проявления детей особенностями личностного становления? Объект исследования: агрессивное поведение детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: индивидуальные причины агрессивного поведения учащихся 2-ого класса начальной школы ГОУ СОШ ЮАО г. Москвы. В исследовании принимали участие 25 детей одного класса в возрасте 8-9 лет.
Можно выдвинуть следующие гипотезы:
-на формирование и проявление агрессивности у детей влияют различные семейные факторы например конфликтность или неадекватный стиль воспитания, уровень фрустрации потребностей ребенка
- уровень развития социальной компетентности влияет на стиль поведения в конфликтной ситуации у детей младшего школьного возраста;
Цель исследования: выявление и рассмотрение причин и особенностей детской агрессивности, в том числе влияние семьи на формирование агрессивной модели поведения.


Задачи:
- провести теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования;
- выявить уровень агрессивности детей с помощью диагностических методик:
а) методика Розенцвейга,
б) схема наблюдения за агрессивным поведением ребенка Стотта,
в) тест руки Вагнера,
г) кинетический рисунок семьи;
- на основе анализа всех полученных данных выявить индивидуальные особенности их агрессивного поведения, проанализировать связь семейной ситуации развития ребенка и его агрессивного поведения.
Для диагностического исследования использовался следующий методический инструментарий: метод наблюдения и беседы, анализ и обобщение имеющихся теоретических и экспериментальных данных по рассматриваемой проблеме, различные проективные методики (кинетический рисунок семьи, детский вариант методики С.Розенцвейга, тест руки Вагнера). Кроме этого использовалась анкета наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении детей Д. Стотта.
Выявленные причины помогут в дальнейшем наметить комплекс направлений коррекционной работы, которые помогут осуществить целостный системный подход к проблеме в целях ее эффективного разрешения.
Заключение.
Анализ проблем агрессивности в современной психологии показал наличие принципиально разных методологических и концептуальных подходов, которые не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения этого феномена. Однако становится ясно одно: детская агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические ( нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственных сферах), так и социально- психологические факторы ( нарушение эмоциональных связей в системе детско- родительских отношений, особенности стиля воспитания, слабое развитие социально- когнитивных навыков).
Детская агрессивность появляется на свет вместе с рождением ребенка и является естественной реакцией на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей реализации «принципа удовольствия». В дальнейшем развитие детской агрессивности зависит от отношения к ней родителей и ближайших родственников ребенка, а позднее – успешности и скорости процессов социализации.
Важную роль в формировании агрессивности играет образ семьи, стиль семейного воспитания. Здесь значимо все: от методов поощрения – наказания, стиля руководства ребенком, характера взаимодействия родителей до «непрожитых» детских проблем самих родителей, нетождественности семейных (воспитательных) ситуаций отца и матери и др. Кроме всего прочего, существует масса побочных, ситуативных факторов, которые могут стимулировать или провоцировать возникновение агрессии в ребенке. К таким факторам можно отнести присутствие других людей и их оценка поступков ребенка, способности самого ребенка оценить и понять причины агрессии другого, когнитивные способности ребенка и уровень развития его нравственности.
Для исследования агрессивности применяются те же группы методов, что и для других свойств личности: наблюдение, опросные и проективные методики. Применяются и вспомогательные методики, выявляющие агрессивность наряду с целым комплексом других личностных свойств и психических состояний. Комплексная диагностика предрасположенности к развитию агрессивного поведения у детей позволяет выявлять причины, влияющие на формирование агрессивного поведения в ходе индивидуального развития детей.
Работа с агрессивными детьми должна заключаться в психокоррекционном участии. В целях эффективности проводимой коррекции не¬обходима также работа с родителями агрессивного ре¬бенка, поскольку психологический фон взаимоотноше¬ний в семье носит, в основном, негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное по¬ведение. Родители агрессивных детей нуждаются в по-ложительном опыте общения со своими детьми, им не хватает навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с детьми и друг с другом. Развитие подобных навыков и обучение конкретным приемам конструктивного общения может быть основным со¬держанием работы психолога с родителями агрессив¬ного ребенка. Хочется также отметить, что на период перестройки поведения ребенка необходимо психоло-гическое сопровождение семьи агрессивного ребенка, так как вся семья в целом нуждается в поддержке - психолог может помочь осознать родителям, в связи с чем возникают те или иные трудности и что конкрет-но нужно исправить.
Проблема изучения агрессивности столь многогранна и сложна, что требует дальнейшей разработки.

Литература:
1.АвдуловаТ.П. Агрессивный подростоꬬ–М.: Издательский центр«Академия»2008.
2.Антье Э. Агрессивность.–М.,2008.
3.Агрессия у детей и подростков / под ред. Платоновой Н.М. – СПб. «Речь» 2004..
4.Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.М., 1993.
5.Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. - М., 1999.
6.Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи.–М., 1988.
7.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб. «Речь» 2004.
8.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб. «Питер» 2000.
9.Бютнер К. Жить с агрессивными детьми - М: Педагогика, 1991 .
10.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, 1988.
11.Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. – СПб., 2000.
12.Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте // Вопросы психологии 2000г. №1
13.Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // прикладная психология. №2. 2001. с.60 – 72.
14.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Изд.- 2. М., 1993.
15. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.: Медицина. 1982.
16.Игумен Евмений. Аномалии родительской любви. –М., 2005.
17.Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии, №6, 1967г. – стр.118 – 129
18.Ленденева И.Л. Психологическая помощь детям с агрессивным поведением // Актуальные проблемы обучения и воспитания. – Иркутск, 1999. – с. 96 - 101
19.Лоренц К. Агрессия. – М., 1994.
20.Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1986 .
21. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб. «Речь», 2002.
22. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Авт.- сост. Е.Е.Данилова; Под ред. И.В.Дубровиной. – 2–изд. – М.; Издательский центр «Академия», 2000.
23.Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности: - М., 1983г., - стр.125 – 135
24.Реан А. Агрессия и агрессивность личности. – СПб., 1996.
25.Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста / Методические рекомендации в помощь педагогам – практикам. – М., 1991. – с.16
26. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н/Д: Феликс, 2005г.
27. Фрейд З. Я и Оно. – Тбилиси, 1991г.
28.Фромм Э. Анатомия человеческойдеструктивности. – М., 199.
29.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Мн.: Ильин В.П., 1996г. – стр.16 – 18


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.