• Категория: Психология
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2016
  • Оригинальность: 70 %

Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследований психологического благополучия и межличностных отношений в научной литературе. 5
1.1 Понятие психологического благополучия и его особенности. 5
1.2 Проблемы межличностного  общения в парадигме профессиональных отношений. 10
Глава 2. Организация и проведение исследования. 22
2.1 Организация и выборка исследования. 22
2.2 Методы исследования. 24
Глава 3. Результаты исследования и предложения. 28
3.1 Количественный и качественный анализ результатов исследования. 28
2.2 Коррекционная программа оптимизации межличностных отношений. 35
Заключение. 37
Список литературных источников. 41
Приложения. 45

Введение
Проблема психологического бла­гополучия личности является одной из фундаментальных в философии, медицине, психологии. В каждой на­уке существует свое понимание и со­держательное наполнение данного понятия. Философский смысл про­блемы психологического благополу­чия связан с двумя направлениями этики — гедонизмом и эвдемониз­мом.
В медицине психологическое благополучие связывается с такими составляющими здоровья, как каче­ство жизни, психическое здоровье.
В последние десятилетия проблема психологического благополучия все чаще становится предметом внима­ния психологов. Это вызвано необхо­димостью понять, какие механизмы лежат в основе психологического благополучия, каким образом они участвуют в регуляции поведения, как это отражается на отношениях с окружающими и в выборе адекват­ных жизненных стратегий.
Проблема психологического благополучия, та­ким образом, непосредственно связа­на с проблемой позитивного разви­тия. Без учета развитийного аспекта становится невозможным процесс оптимизации психологического бла­гополучия.
Исторически основной акцент в изучении развития личности фокусировался на различных пове­денческих проблемах и трудностях развития, которые, понятно, описать гораздо проще, чем конечную цель позитивного развития.
Как отмечают известные зарубежные исследовате­ли[1], чтобы изу­чать успешное развитие, нужно, прежде всего, подумать о тех жиз­ненных циклах, внутри которых это развитие и происходит, и оценить, каким образом осуществляются адаптационные процессы. Выделяют­ся три основных подхода к этой кон­цептуальной проблеме: модели роста (Maslow А., Erikson Е.П, Loevinger J., Labouvie-Vief G., Levinson D.J. и др.), модели жизненного цикла (Baltes P.B., Heckhausen J., Brandtst?dter J. и др.) и модели течения жизни (Elder G.H., Helson R. и др.)
Интерес к проблеме психологи­ческого благополучия со стороны отечественных исследователей во многом обусловлен тенденциями, происходящими в нашем обществе. По данным Института мозга челове­ка РАН, проблемы с психическим здоровьем имеют 15% детей, 25% подростков и до 40% призывников. Каждый третий взрослый нуждается в психологической поддержке, что­бы противостоять стрессу. Свыше 70% населения России живет в со­стоянии затяжного психоэмоцио­нального стресса, вызывающего рост депрессий, реактивных психо­зов[2].
В настоящее время активно изу­чается связь психологического благо­получия с различными особенностя­ми личности (смысложизненными ориентациями, суверенностью психо­логического пространства, стратегия­ми жизни и т.д.) и ее социальными ха­рактеристиками; разрабатывается ва­лидный и надежный инструментарий для измерения психологического бла­гополучия, происходит уточнение и операционализация самого понятия; исследуется влияние объективных и субъективных факторов на психоло­гическое благополучие личности (Н.К. Бахарева, М.В. Бучацкая, А.В. Воронина, Т.О. Гордеева, Д.А. Ле­онтьев, А.Е. Созонтов, П. П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, О.С. Ширяева, и др.).
Исходя из выше сказанного исследование особенностей психологического благополучия и межличностные отношения мужчин зрелого возраста представляется актуальным.
Цель исследования: Исследовать особенности психологического благополучия и межличностные отношения мужчин зрелого возраста.
Объект исследования: Психологическое благополучие мужчин зрелого возрастаю
Предмет исследования: Особенности психологического благополучия и межличностные отношения мужчин зрелого возраста
Задачи исследования:
  1. Исследовать научно-методическую литературу по вопросам исследования;
  2. Определить методы исследования для выявления особенностей психологического благополучия и межличностных отношений;
  3. Проанализировать уровень субъективного благополучия испытуемых и особенности межличностных отношений;
  4. Сформулировать выводы и рекомендации по повышению психологического благополучия.
Гипотеза исследования: Психологическое благополучие мужчин зрелого возраста тем выше, чем успешнее межличностные отношения.
В работе использовались методы эмпирического исследования (наблюдение, тестирование, анкетирование.), теоретический анализ литературы, методы математической статистики и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в деятельности психологов, менеджеров, руководителей организаций при разрешении межличностных конфликтов в организациях, а также при разработке программы тренингов по развитию навыков медиаторства.
[1] Психологическая сущность адаптационного потенциала и психологического благополучия Zamyatina A.
Modern European Researches. 2015. № 5. С. 110-115.
[2] Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразую-щий фактор толерантности: Дис. канд. психол. наук. — Хабаровск, 2014.
Заключение
Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать следу­ющие выводы.
  1. Несмотря на активный инте­рес к проблеме психологического благополучия, данная проблема ос­тается по-прежнему одной из мало разработанных, как в зарубежной, так и в отечественной науке.
  2. Современная отечественная психология не располагает обще­принятым научным понятием «пси­хологическое благополучие личнос­ти», несмотря на широкую распро­страненность термина в научной и научно-популярной литературе. Под этим термином часто подразумева­ется целый ряд близких, но не тож­дественных по своему значению по­нятий: «психическое здоровье», «пси­хологическое здоровье», «внутрен­няя картина здоровья, болезни», «субъективное благополучие, удов­летворенность жизнью», «позитив­ное функционирование» и др.
  3. Среди всего разнообразия подходов к пониманию психологи­ческого благополучия, созданных на Западе, выделяются два основных — гедонистический и эвдемонистичес­кий. Важным вкладом в разработку проблемы психологического благо­получия является шестикомпонентная теория К. Рифф, в которой выде­лено шесть основных компонентов психологического благополучия: са­мопринятие, позитивные отноше­ния с окружающими, автономия, уп­равление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост.
  4. Исследование психологичес­кого благополучия непосредственно связано с проблемой позитивного функционирования личности, выяв­ляя при этом значимость процесса са­моактуализации в развитии личности и ее психологическом благополучии.
  5. Психологическое благополу­чие личности неразрывно связано с социальной ситуацией развития. Тревога, неудовлетворенность жиз­нью, депрессия, страх перед буду­щим представляют собой субъектив­ное отражение нестабильности мак­ро-, мезо— и микрокомпонентов со­циальной ситуации развития.
Проведенный нами теоретичес­кий обзор позволил выдвинуть пред­положение, что психологическое благополучие/неблагополучие лич­ности — это функционально-дина­мическое образование, понимание которого и проектирование путей позитивного воздействия на него предполагает:
  • Рассмотрение развивающей­ся личности на психофизиологичес­ком, индивидуально-психологичес­ком и ценностно-смысловом уровне.
  • Анализ специфической для каждого возраста социальной ситуа­ции развития, характеризующейся: а) наличием или недостаточным раз­витием психологических новообра­зований, соответствующих возрас­ту, а также характерной для данного возраста ведущей деятельности; б) тем или иным характером опосредо­вания определенных индивидуаль­но-типологических особенностей, эмоционального состояния и меха­низмов психологической защиты.
Выполнение условий развития личности: решение задач развития, т.е. приобретение психологических новообразований, соответствующих требованиям определенного возра­стного этапа в результате возникно­вения и развития ведущей деятель­ности, благоприятной социальной ситуации развития, отсутствия эмо­ционального неблагополучия, при­водящего к снижению адаптацион­ных ресурсов (высокая тревожность и депрессивность), и напряженнос­ти механизмов психологической за­щиты, позволит осуществить полно­ценную реализацию жизненных смыслов с помощью активности че­ловека, обусловленной его индиви­дуальными особенностями.
Исследование свойств личности в организации позволило выделить два цифровых индекса – доминирование и дружелюбие, позволяющих выявить уровень и направление межличностных притязаний, зоны конфликтов, а также причины нездорового психологического климата в коллективе.
Часть группы определены как зависимые. Этот тип соответствует людям конформным, мягким, ожидающим помощи и советов.
Основная масса респондентов умеренно агрессивна, отличается доброжелательностью и ориентирована на принятие.
Часть группы составляют люди агрессивные, отличающиеся стремлением к лидерству. Их характерные черты – властность и негативизм. Это зона вероятных конфликтов в межличностных отношениях группы.
В целом члены коллектива предрасположены к сотрудничеству и компромиссам, а не к соперничеству, что подтверждает диаграмма личностных характеристик, построенная по средним оценкам.
Однако, математическая обработка результатов показала, что коэффициенты вариации исчисленных индексов очень высокие, особенно по показателю «Дружелюбие». Это говорит о том, что в коллективе существует полярное противостояние – существуют крайние противоположности, резко недружелюбные личности и отличающиеся высоким дружелюбием.
Вышесказанное подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу.
Список литературных источников
  1. Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразую-щий фактор толерантности: Дис. канд. психол. наук. — Хабаровск, 2014.
  2. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений //Вопросы психологии.- 2014.- № 1.
  3. Бодалев, А. А. Психология личности. — М.: Просвещение, 2010.
  4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. — М.: Международная педагогическая академия, 2012г.
  5. Влияние организационных изменений на психологическое благополучие и совладающее поведение личности Петрова И.А., Дёмин А.Н. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. № 2. С. 215-219.
  6. Выготский Л.С. Проблема возраста / Собрание сочинений в шести томах. Т. 4. — М.: Педагогика, 2014. — С. 244-268.
  7. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – М. 2012г -409с.
  8. Заусенко И.В. Психологическое благополучие личности Образование и общество. 2012. № 2. С. 63-66.
  9. Изменение оценок эффективности разрешения конфликта в условиях изменения представлений участников конфликта о третьей стороне Журавлев А.Л., Бурмистрова Н.Н. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 8. С. 236-243.
  10. Ковалев А.Г, Бойко В.В, Социально-психологический климат коллектива и личность – М: 2013
  11. Куликов Л.В. Психологическая структура настроения //Психология: итоги и перспективы: Тез. научно-практ. конф. 28-31 октября 2013г. СПб., 2013
  12. Куликов Л.В., Дмитриева М.С., Долина М.Ю., Иванов О.В., Розано¬ва М.А., Тимошенко Т.Г. Факторы психологического благополучия личности //Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. «Ананьевские чтения — 97». Вып.3. Ч.1. Изд-во СПбГУ — СПб., 2011. С.342-350.
  13. Кутеева В.П., Рабаданова Р.С.. Психологическое здоровье как детерминанта благополучия развития социальной активной личности В сборнике: Социальное здоровье современного общества: от теории к практике Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Научный редактор: профессор С.Е. Шишов. 2013. С. 14-19.
  14. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. — 2012. — № 4. — С. 29-39.
  15. Олейников А.В. Психологическое благополучие как показатель психологической устойчивости учащихся начального профессионального образования Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 160. С. 246-252.
  16. Павлоцкая Я.И. Психологическое благополучие личности: существующие подходы и возможность их интеграции. В сборнике: Тенденции развития педагогики и психологии Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный Центр «Аэтерна», ответственный редактор: Сукиасян А.А. 2014. С. 68-71.
  17. Подольский А.И., Идобаева О.А. Психологическое благополучие личности как условие и результат ее позитивного развития Образование личности. 2011. № 3. С. 24-30.
  18. Психологическое благополучие как комплексный феномен Бессонова Ю.В. В книге: Человек, субъект, личность в современной психологии материалы Международной научной конференции, посвященной 80‐летию А.В. Брушлинского: в 3-х томах. Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. 2013. С. 551-554.
  19. Психологическое благополучие как предмет зарубежных и отечественных исследований Бекузарова А.Т. Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 2. С. 16-25.
  20. Рациональное поведение руководителя и эффективная коммуникация в конфликте: стратегии управления конфликтами Целютина Т.В., Линкина Д.Л., Поляков А.Н. Перспективы науки и образования. 2015. № 1 (13). С. 135-139.
  21. Рущак Е.А Психологическое благополучие сотрудников. Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 1-3 (20). С. 125-126.
  22. Ширинская Н.Е. Повышение уровня психологического благополучия посредством психологического тренинга Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 47. С. 203-208.
  23. Этапы развития конфликта. управление трудовыми конфликтами Ларионов В.Г., Мельников О.Н. Российское предпринимательство. 2013. № 4. С. 53-57.
  24. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. — М., 2013.
  25. Марищук В. Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция чело­века в условиях стресса. — СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2011.
  26. Митина Л.М. Психология профессионального развития. — М.: Сен­тябрь, 2012.
  27. Муздыбаев К. Психология ответственности.СПб: Наука, 2013. 153с.
  28. Немчин Т.А. Психические состояния. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.
  29. Никифоров Г.С. Психология здоровья. — СПб.: Речь, 2012.
  30. Ньюстром Дж. У., Дэвис К. Организационное поведение. — СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2011.
  31. Практикум по общей экспериментальной психологии / Под ред. Крылова Е.А. — М.: Академия, 2015.
  32. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человече­ского достоинства: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2013.
  33. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности.; Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Издательство С-Петербургского Универ­ситета, 2011.
  34. Психология. Словарь. / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. — М.: Политиздат, 2010.
  35. Рейнвальд Р. С. Психология личности. Монография. — М.: Изд. УДН, 2012.
  36. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО Речь, 2011.
  37. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Академия, 2012.
  38. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности — СПб.: Питер, 2011.
  39. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. 2013. № 3. — с.3.
Приложения
Приложение 1 .
Методика «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.