• Категория: Психология
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2016
  • Оригинальность: 72% %

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ..................................................................................................6
1.1. Проблема воображения в отечественной и зарубежной психологии.....6
1.2. Виды воображения....................................................................................16
1.3. Истоки воображения и его развитие в онтогенезе.................................19
1.4. Факторы, влияющие на развитее воображения......................................24
1.5. Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению.........27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ОСНОВЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ............................................................40
2.1. Цели, задачи, предмет, объект, гипотеза исследования........................40
2.2. Методологические принципы исследования..........................................41
2.3. Методики исследования...........................................................................44
2.4. Этапы эмпирического исследования.......................................................50
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...............................................................................................51
3.1. Результаты эмпирического исследования степени развития воображения......................................................................................................51
3.2. Результаты эмпирического исследования уровня интеллектуальной готовности к школьному обучению...............................................................53
3.3. Взаимосвязь между уровнем развития готовности к школьному обучению и степенью развития воображения старших дошкольников......59
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.........................................................................66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................72
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................77

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование темы исследования и ее актуальность: Современное дошкольное образование, являясь наиболее динамичным и инновационным уровнем образовательной подготовки, в то же время постоянно подвергается критике со стороны лиц, как правило, в нем не занятых, но недовольных либо его качеством, либо формой реализации. Именно поэтому пожелания оздоровления дошкольников сопровождаются требованием гуманизировать дошкольное образование, убрав его развивающее содержание. Критика развивающих программ со стороны представителей науки обычно касается невысоких показателей у детей, переходящих в начальную школу. При этом обычно не принимается во внимание неравномерность психического развития в дошкольном детстве и социальные (семейные) условия воспитания. Школьных психологов обычно тревожат высокая конфликтность и отсутствие школьной мотивации у тестируемых 6-ти 7-леток. Как правило, показатели готовности в интеллектуальном плане не критикуются, и если какие-то дети не проходят тестирование, то есть достаточно много коррекционных программ, позволяющих «подтянуть» восприятие, мышление и память. Парадоксальным может показаться то, что воображение – такая же высшая психическая функция, как и мышление, - практически не оценивается в качестве значимого показателя школьной готовности.
Представляется актуальным выяснить, в какой степени воображение влияет на общую готовность ребенка к школе. Актуальность тем более высока из-за того, что в школе не меняется в целом положение, при котором в подростковом возрасте резко сокращается количество учебных предметов, объективно способствующих развитию воображения (это отмечал еще Л.С.Выготский в 30-е годы ХХ в.). Несмотря на то, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, «ведет» психическое развитие за собой, воображение развивается не только в игре, но и в других дошкольных деятельностях, и если они хорошо освоены в течение дошкольного периода детства, показатели развития воображения у детей могут оказаться высокими.
Необходимость данной исследовательской работы была обусловлена тем, что до сих пор не ясны до конца взаимосвязь между показателями готовности к школьному обучению и уровнем развития воображения у старших дошкольников и в связи с этим существует ряд проблем:
1. Результаты диагностики воображения либо вовсе не учитываются при стандартных процедурах диагностики готовности к школе, либо не являются основными.
2. В литературе ведется критика развивающих дошкольных образовательных программ из-за их перегруженности занятиями познавательного плана и снижению роли игры и следствием этого якобы является отставание в развитии личностной, познавательной и интеллектуальной готовности ребенка.
3. После Выготского Л.С., отмечающего резкое снижение качества воображения в школьном детстве, так и не появилось обобщающих работ, рассматривающих методы и роль воображения в «школьной судьбе» ребенка, даже если в дошкольном возрасте показатели воображения у него были высоки.
Цель исследования: выявить взаимосвязь уровня развития воображения и интеллектуальной готовности к школьному обучению старших дошкольников.
Объект исследования: особенности воображения детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются изучение характера взаимосвязи уровней интеллектуальной готовности к школьному обучению и воображения старших дошкольников.
Рабочая гипотеза исследования: существует взаимосвязь между показателями интеллектуальной готовности к школьному обучению и уровнем развития воображения у старших дошкольников.
В соответствии с целью и предметом исследования и, исходя из рабочей гипотезы, определяются задачи исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
- постановка проблемы исследования
- подбор материала и методик
- формирование выборки
- проведение эмпирического исследования с целью определения уровня интеллектуальной готовности к школьному обучению и степени развития воображения старших дошкольников
- обработка, анализ и интерпретация результатов исследования
- формулировка выводов и рекомендаций по развитию воображения дошкольников и их интеллектуальной готовности к школьному обучению
Задачи исследования решаются с помощью методов:
В нашей работе мы использовали следующие психологические методы: наблюдение, тестирование, статистическая обработка полученных данных, анализ продуктов деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении характера влияния содержания образовательной программы ДОУ на показатели развития воображения, и, как следствие, достижение школьной готовности старшими дошкольниками.
Практическая значимость исследования состоит в разработке психодиагностической процедуры, включающей показатели развития воображения в общие результаты тестирования готовности ребенка к обучению в школе.
База исследования: Исследование проводилось на базе МДОУ №193. Количество испытуемых – 30 человек. Все – дети старшего дошкольного возраста (6,5 – 7 лет), выпускники 2016 года.
Структура работы: работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы, приложений.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ


На основании результатов проведенного теоретического анализа психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме и проведенного нами эмпирического исследования интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению и уровня развития их воображения, мы сформулировали следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме показал важность исследования воображения дошкольников в структуре интеллектуальной готовности к школьному обучению.
2. Взаимосвязь особенностей уровня развития воображения с интеллектуальной готовностью ребенка к школьному обучению является малоизученной и важной проблемой в педагогической и возрастной психологии.
3. Существует взаимосвязь между уровнем воображения дошкольников и уровнями их интеллектуальной готовности к школьному обучению. У испытуемых с высоким уровнем развития воображения присутствуют высокий и средний уровни интеллектуальной готовности к школе. У испытуемых с низкими уровнем развития воображения преобладает низкий уровень интеллектуальной готовности к школе.
4. Чем лучше развито у дошкольника воображение, тем легче ему включаться в учебную ситуацию и осуществлять содержательное сотрудничество со взрослым. Следовательно, уровень развития воображения отражает степень готовности ребенка к школе.
5. Низкий уровень развития воображения, даже при наличии у ребенка определенных «учебных» навыков, затрудняет включение его в учебную ситуацию и построение конструктивного общения ребенка со взрослым.
6. Корреляционный анализ подтвердил достоверность результатов нашего эмпирического исследования.
7. Воображение, как мы выяснили, важный показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению, поэтому, необходимо продолжать исследования в данном направлении, расширив его эмпирическую базу с целью возможного создания методики диагностики интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению на основе изучения особенностей воображения дошкольников.
Сделанные в ходе нашего исследования выводы, позволили нам сформулировать следующие рекомендации педагогам дошкольных учреждений.
1. Развитие уровня воображения необходимо учитывать в процессе подготовки к школьному обучению, так как оно порождает индивидуальные способы деятельности детей. В процессе занятий с дошкольниками должны применяться познавательные задания, требующие актуализации и активизации творческого воображения. Чтобы развивать воображение, мы предлагаем педагогам дошкольных учреждений в своей работе использовать ряд развивающих методик и игр.
Для развития воображения можно использовать такие задания, как рассказ по картинке, или игры типа «Последствия ситуаций» (Попробуй представить, что будет, если…), «Использование предметов» (например, как можно использовать пустую коробку, газету и т.д.), «Словесная ассоциация», «Составление изображений» (нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур), «Спрятанная форма» и т. д...
Все выше указанные задания способствуют помимо развития самостоятельного творческого воображения детей, развитию мышления, внимания и других процессов, и соответственно, формированию у них интеллектуальной готовности к школьному обучению.
2. Работа по формированию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Занятия могут проводиться как фронтально, так и малыми группам и или же индивидуально. Отдельные задания и упражнения могут вплетаться в занятия по развитию речи, рисованию, музыке, лепке, и вводиться в свободное время как игра. В задачи таких занятий входят, во-первых, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной и обширной основы для воображения, а во-вторых, активизация и развитие речи, обучение детей комбинированию воспроизведению опыта, приемам оперирования представлениями – для развития собственного воображения.
3. Но самое важное условие для развития воображения детей – это создание общей атмосферы принятия, свободы, возможности для каждого ребенка пережить опыт своей успешности, «момент достижения». Такая задача требует от взрослых особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказывать разные виды помощи: кому-то из них достаточно ободряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым требуется и совместная работа со взрослым.
В любом случае взрослый строит общение, ориентируясь на особенности личности ребенка, таким образом, чтобы по возможности каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или общего со взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.
Что касается дальнейшего развития воображения в условиях школьного обучения, то здесь, многое зависит от личности учителя.
В условиях школьного обучения учитель или школьный психолог могут создать условия, стимулирующие развитие воображения в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями. Безусловно, это потребует дополнительных ежедневных усилий, но и принесет истинную радость сотворчества учителя и учеников.
Учитель, стремящийся к развитию воображения учащихся, должен, прежде всего, обеспечивать условия благоприятные для творчества учащихся в классе, т. е. облегчать и стимулировать появление вопросов, новых ракурсов, идей. Основной целью такого обучения является организация соответствующего окружения, способствующего формированию творческого отношения к окружающей действительности.
Судя по результатам многих психологических исследований, наиболее успешны в этом учителя, которые делают больший акцент на использовании различных видов мышления (конвергентного, дивергентного, критического) и меньший — на запоминании; используют оценку для анализа ответов, а не для награды или осуждения; обеспечивают атмосферу понимания (приятия) и возможности для спонтанной экспрессии, творческого использования знаний в самостоятельной практике или исследованиях; задают провокационные вопросы; ценят оригинальность и стремление проверять новые идеи и не пугают их с капризами и "оригинальничанием".








Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.