• Категория: Психология
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2016
  • Оригинальность: 52% %

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 История исследований психологии о мотивации социального поведения людей и её связи с актуальными проблемами современного общества……………………………………………..8
1.2 Понятие о мотивах. Их виды……………………………………....10
1.3 Сознательная и бессознательная регуляция поведения………….24
1.4 Бессознательные мотивы магического мировосприятия………...37
1.5 Природа мистического мироощущения…………………………..43
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методологические основы работы……………………………..…..56
2.2 Организация и проведение эмпирического исследования………..58
2.3. Методы эмпирического исследования……………………………..59
2.4. Обоснование и выдвижение гипотез…….........................................62
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕРЫ В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ И СУЕВЕРИЙ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
3.1. Общие результаты исследования………………………….................65
3.2. Анализ взаимосвязи веры в сверхъестественные явления и суеверия с другими экспериментальными данными…………………………………..72
3.3. Факторный и регрессионный анализ………………………………...74
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……………82
ЛИТЕРАТУРА…………………………………….…………………..............85
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………..…………………………………89

Введение

Актуальность исследования. В современных условиях, когда произошла смена единой тоталитарной идеологической доктрины на неограниченную свободу выбора личной веры, в значительной части общества образовался своеобразный вакуум в выборе ориентиров жизни, имеющих личностный смысл. Православие все же не смогло стать фундаментальным мировоззрением в нашем обществе; между тем на не слишком подготовленного к аналитическому мировоззрению члена российского общества обрушились потоки информации о сверхъестественном магическом оккультном знании, зачастую преподносимом под маской научности. Это, прежде всего, касается массовых коммуникаций, где целые серии телепередач посвящены необъяснимым и сверхъестественным явлениям, таким как: НЛО, Снежный человек, чудовище Лох-Несса, бермудский треугольник и прочее. По многим каналам происходят выступления экстрасенсов, целителей, магов, колдунов и даже гадальщиц. В кинотеатрах идут фильмы подобной тематики: о волшебнике Гарри Потере и властелине колец (последователи последнего - толкиенисты организуют широкомасштабные ролевые игры, воспроизводящие волшебный мир), фильмы о Дракуле и вампирах, о борьбе сверхъестественных сил добра и зла (“Ночной и Дневной дозор”), фильмы ужасов о мертвецах и сверхъестественных силах (“Кладбище домашних животных”). Выходит массовый тираж книг по этой тематике. Все это пользуется повышенным вниманием, вызывает нескрываемый интерес и воспринимается как вполне нормальная реальность сегодняшней жизни.
Кроме того, как в целом в Российской Федерации, так и в нашей области существует много официальных и неофициальных религиозных и сектантских объединений, где их члены совершают ритуальные действия и поклонения для привлечения сверхъестественных сил. Зарубежные секты вербуют в свои ряды множество сторонников мистического мировосприятия.
Множество людей, разуверившихся в официальной медицине, обращаются к различным знахарям, ясновидящим, ведьмам и колдунам в поисках средств излечения каких либо болезней. Люди верят в помощь потусторонних сил, в волшебные зелья и снадобья, в исцелителей, в чудо внезапного выздоровления.
Легально издаются сотни и тысячи книг о ворожбе, колдовстве, черной и белой магии, гадании и колдунах. Все они пользуются огромным спросом у современного читателя.
Широкая распространенность иррационального подхода к объяснению мира заставляет психологов обратить внимание на те особенности поведения и мировосприятия, которые обусловлены верой в сверхъестественные явления, приметы, волшебные предметы.
Человек сегодня не может быть объяснен как сугубо рациональное существо, верящее в естественнонаучные законы и живущее с постоянной оглядкой на волшебный сверхъестественный мир, который он не в силах понять.
Желания оценить масштабы этого явления, его значение для личности, влияние на жизненные планы определило наше внимание к вышеизложенной проблематике. В этом мы видим актуальность исследования.

Научная новизна. Изучение проблем многообразия вненаучных знаний, а так же сверхъестественных явлений и суеверий представлено в ряде работ отечественных и зарубежных психологов и философов (П.С.Гуревич, Л.Леви-Брюль, В.Джеймс, Д.Д.Фрезер, К.Г.Юнг, З.Фрейд, С.Максимов, Е.Н.Елеонская). Изучались проблемы возрождения мистицизма, научных и вненаучных форм мышления, психологии бессознательного и сновидений. В литературе так же широко представлены разнообразные народные обычаи, обряды, предания, гадания, ритуалы и образы мистических существ символизирующих мифологическое сознание. Данные работы чрезвычайно многочисленны. Однако специальных работ, посвященных отношению людей к бытовым суевериям, к различным оккультным наукам в психологической литературе мы не обнаружили. Проводимое нами исследование ставит целью определить представленность сверхъестественных явлений в обыденном сознании и установить их связь с психологическими особенностями личности. В этом мы видим научную новизну данного исследования.
Цели исследования – представленность сверхъестественных явлений в обыденном сознании и их связь с психологическими особенностями личности.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
• обобщить имеющиеся сведения об иррациональном сознании;
• проанализировать регулятивную роль эмоциональной и мотивационной сферы;
• изучить степень распространенности веры в сверхъестественные явления, оккультные науки и суеверия.
• создать методику и апробировать ее в пилотажном исследовании, соответствующем поставленным целям;
• корректно организовать и провести сбор эмпирических данных на репрезентативной выборке на основе выдвинутых гипотез;
• сгруппировать, статистически обработать полученные эмпирические данные и проанализировать их;
• сформулировать соответствующие вводы и соответствующие рекомендации.
Объект исследования – личность, как носитель сверхъестественных представлений. (На примере жителей районного центра Ивановской области).
Предмет исследования – роль суеверий в обыденном поведении.
В качестве методов эмпирического исследования нами были выбраны анкетирование и тестирование, методы математической статистики. Обработка эмпирических данных производилась в пакете статистических программ SPSS-10.
В работе применялись следующие психодиагностические методики: разработанная для целей исследования специальная анкета по изучению распространенности веры в сверхъестественные явления, оккультные науки и суеверия; тест Айзенка ЕРI; шкала самооценки личностной тревожности Спилбергера; тест на наличие депрессии; тесты диагностики мотивации успеха и боязни неудачи; мотиваторов социально-психологической активности личности. Всего было проанализировано и изучено 89 эмпирических переменных.
Основная гипотеза исследования состоит в том, что вера в сверхъестественные явления оказывает влияние на поведенческие особенности личности и связана с ее индивидуальными особенностями.
Основные понятия. В литературе разные авторы в отношении одного и того же явления употребляют различные термины: магическое мировосприятие, магическое мироощущение, суеверия, оккультные знания, необъяснимые наукой явления. В данном случае мы не будем проводить четкой дифференциации понятий. В целом мы будем считать, что данные понятия отражают основную веру человека в существование сверхъестественных явлений и связи их с поведением личности и планированием ею своего будущего.
В структуру дипломной работы входят: введение, теоретическая, методологическая и практическая части, выводы, заключение, список литературы, приложения. В диплом включено 14 таблиц и 9 диаграмм. Объем дипломной работы – 88 страниц.

Выводы

Эмпирическое изучение представленности сверхъестественных явлений в обыденном сознании и их связи с психологическими особенностями личности позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Вера в существование сверхъестественных явлений широко распространена в изучаемой выборке и составляет в целом около 50%, причем от 20% до 30% испытуемых проявляют колебания в этом вопросе. Последнее косвенно указывает на приемлемость ненаучного объяснения мира, а абсолютное отрицание высказывают около 10% респондентов. Это относится в равной степени к околонаучным сферам знаний, потусторонним существам, паранормальным явлениям и существованию волшебных средств.
(см. приложение 1)
2. Возможность корректировать свое поведение на основе оккультных знаний и наук допускают свыше 50% респондентов. (см. таблицу 3.1.6.) Наиболее действенными из этих средств люди считают: колдовство, порчу и магию.
3. Моральная приемлемость прибегания к помощи сверхъестественных сил допускается респондентами, прежде всего для того, чтобы завоевать любовь, получить много денег или в безвыходной ситуации. Однако это менее всего относится к ситуациям смерти. Что касается использования сверхъестественных ритуалов, более всего респонденты готовы прибегнуть к ним для достижения успехов в семейной жизни и работе. (см. таблицу 3.1.9.и 3.1.10.)
4. Источники веры сверхъестественного (согласно корреляционному анализу) связаны с личными контактами респондентов (по ответам испытуемых) с представителями оккультных наук и с наблюдением сверхъестественных явлений. Вера в сверхъестественное повышается у людей с возрастом, чаще наблюдается у женщин, чем у мужчин, обычно в периоды нестабильных семейных отношений.
Повышение уровня образования снижает веру в оккультные действия и использования подобных знаний в своей жизни.
(см. приложение 2)
5. Все показатели социальной мотивации коррелируют с верой в сверхъестественные явления и стремления людей изменять свои планы.
Состояние депрессии отрицательно коррелирует с верой в планирование будущего с помощью таких явлений, как порча, хиромантия, ясновидение, колдовство и магия.
Положительной корреляции показателей тревожности с другими показателями нами не установлено.
( см. приложение 3)
6. По результатам факторного анализа мы полагаем, что ядром магического мировосприятия является потребность в сохранении физического существования и здоровья, вокруг которого группируются различные элементы данного восприятия мира.
(см. приложение 4)
7. Результатом первого регрессионного уравнения явилось то, что респонденты более категорически заявляющие о своей вере в сверхъестественные явления, чаще всего имеют в виду окружающую бытовую реальность, используют стереотипы вампиров, колдунов, но хотят прежде всего денежной прибыли.
(см. приложение 5)
8. По результатам второго регрессионного уравнения, когда в качестве зависимой переменной выступила возможность изменения деловых и личных планов, такое изменение строится на вере в волшебное (сказочное) окружение. Видимо сформированная вера детей в сказки, в их реальность является более обобщенной и меньше осознанной, чем знания личности об оккультных науках и сверхъестественных явлениях. “Ребенок” в данном случае командует над “взрослым” (по классификации Э.Берна) и делает это на основе обобщенных детских представлений. (см. приложение 6)
9. Чаще всего возможность изменения мира при помощи сверхъестественных сил направлена на получение материальной выгоды.
(см. приложение 7)
10. В целом, мы подтвердили гипотезу о том, что вера в сверхъестественные явления оказывает существенное влияние на поведение личности. Между тем она относительно обособлена от системы мотивов и эмоциональных переживаний.







Заключение

Из глубины веков доходят до нас песни и легенды о чудесной власти магов и кудесников. Обычного человека всегда захватывала мысль о существовании колдунов, ведьм, чародеев, шаманов и гуру, вызывая в нем чувство благоговения и ужаса. Эти наделенные властью и облаченные покровом таинственности люди поразительным образом противостояли традиционным способом взаимодействия с миром. Заклинания и заговоры этих людей вызывали в других неимоверный страх и одновременно привлекали к себе обещанием помощи и избавлением от бед. Совершая свои чудеса при большом скоплении народа, эти люди одновременно умели поколебать представления об обычной реальности времени и пространства и представить себя носителями качеств, не поддающихся научению и усвоению.
В наши дни мантия чародея чаще всего обнаруживается на плечах динамичных по своей природе практиков психотерапии, которые поразительно превосходят своими умениями других специалистов в этой области. Наблюдая за их работой, испытываешь поразительные чувства удивления, неверия и полного недоумения.
В былые времена владение вещим словом и тайным ведением было серьезным делом, которое не могло быть предметом праздного интереса и развлечения. Древние полагали, что магическое слово и действие может призвать в нашу жизнь могучие силы, обращаться с которыми нужно крайне осторожно. Ныне же к этим вопросам относятся проще и свободнее. Мы уже привыкли к широкой рекламе экстрасенсорных феноменов и способностей, к телевизионным шоу подобного рода и атмосфере вседозволенности, отсутствию идейных или моральных ограничений в этой сфере.
Нечто подобное и за рубежом. Д. Аллен, один из авторов неоднократно издававшейся в Англии энциклопедической «Книги верований» свидетельствует, что колдунам и магам никогда еще не было так хорошо, как в наши дни. «Их ремесло узаконено и выгодно» [14]. Широко организуются обряды посвящения для тех, кто приступает к такой деятельности, а для профессионалов - своего рода «шабаши ведьм». Колдуны, маги и ведьмы в конце XX в. зарабатывают немалые деньги на изданиях и телевизионных передачах.
Вопреки сомнительному образу, который магия обрела в истории западноевропейской культуры, она демонстрирует способность впитаться в нынешнюю культуру. Чем же привлекательна магия, и что в ней ищут? То же, что и в древности-средства улучшить свое положение в жизни, заглянуть в будущее, уберечься от врагов. Иначе говоря, здесь вполне обычные мотивы человеческих действий и амбиций. То же самое можно найти и в науке, в культуре, в хозяйственной жизни и в политике. Оппоненты могут возразить, что бывают и более высокие мотивы альтруистического и духовного характера, и это действительно так.
Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что в любой деятельности всегда можно найти вполне бескорыстных представителей, которые вдохновляются благими целями помощи другим людям и служения обществу, выходят далеко за рамки утилитарных интересов.
В своей работе мы попытались ответить на вопрос: как люди воспринимают сверхъестественные явления, оккультные науки и суеверия. Мы обнаружили, что они очень распространены, популярны и самое интересное - люди в них верят. Удивительно, что только 10% исследуемых высказали абсолютное отрицание к данным верованиям и явлениям. Эта вера индивидуальна и имеет разную направленность. По результатам нашего исследования она практически не связана с личными особенностями, а связана более с социально-демографическими характеристиками респондентов. Магическое мировосприятие уже стало чертой личности и на уровне бытовой регуляции поведения это вносит большие коррективы.
Разумеется, что требуется изучение глубинных связей иррационального сознания и факторов его формирующих, а так же личностных особенностей, способствующих этому. Все это задача будущих исследователей, а мы полагаем, что предварительный анализ, очертивший контуры изучаемых явлений, проведен вполне успешно.















Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.