• Категория: Психология
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2017
  • Оригинальность: 90% %

ВВЕДЕНИЕ…………………………….......................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ…………………………………7
1.1 Феноменология социально-адаптивного поведения…………….....…………...7
1.1.1 Теоретические подходы к определению социально адаптивного поведения……………………………………………………………..………..……...8
1.1.2 Виды и типы адаптивного поведения………………………...……………...19
1.1.3 Факторы формирования адаптивного поведения…………………...………23
1.2 Социальная ситуация как научная категория: теоретические подходы и концепции исследования……………………………………………………………25
1.3 Соотношение ситуационных и личностных переменных в определении стратегии социально-адаптивного поведения ………………………….....………28
1.3.1 Роль когнитивных и эмоциональных составляющих в построении стратегий адаптивного поведения.………………………………………………….…..…...…30
Выводы к главе 1 …………………………………………...……………………….35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ВОСПРИЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ……………………………………..……………..37
2.1 Организационно-методическое обоснование эмпирического исследования........37
2.2 Эмпирический анализ особенностей восприятия социальной ситуации….......…39
2.2.1 Изучение уровня самооценки испытуемых…………………………..….......….43
2.2.2 Изучение стрессоустойчивости и социальной адаптации испытуемых….....….44
2.3 Изучение преобладающих способов совладания у испытуемых……….….....…..45
2.4 Выявление взаимосвязи совладающего поведения с особенностями восприятия социальной ситуации………………………………………………………….……….49
Выводы к главе 2…………………………………………………….…...………….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...60
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………...………………………………….64
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. В связи со стремительно меняющимся окружающим миром в течение всей жизни каждый человек сталкивается с огромным количеством стрессовых ситуаций. И каждый в подобных ситуациях выбирает наиболее свойственную ему модель поведения.
Вопрос о преодолении личностью изучается не только в психологии, но и в медицине, биологии, психофизиологии и на данный момент является одним из наиболее актуальных в науке. В связи с тем, что влияние различных негативных факторов на человека с каждым годом усиливается, особую значимость получает изучение психологических способов и стратегий совладания со стрессом, как одни из факторов успешной адаптации личности в современном мире. Данную проблему разрабатывали ученых и исследователей, как зарубежных, так и отечественных. Были написаны сотни трудов (Л.И. Анцыферова, Ф.Б. Березин, В.А. Бодров, B.П. Казначеев, А.Р. Кудашев, В.И. Медведев, Ф.З. Меерсон, А.А. Реан, М.С. Яницкий и др.)
Актуальность данного исследования заключается в том, что в последнее время вопрос о разработке научных основ психологии совладающего поведения стоит достаточно остро. И не смотря на наличие многочисленных исследований совладающего поведения или копинга, этот вопрос до сих пор является недостаточно изученным.
Объект – совладающее поведение личности.
Предмет – восприятие социальной ситуации как фактор построения социально-адаптивного поведения.
Гипотеза: восприятие социальной ситуации, ее структуры, сложности и значимости, а также ресурсов и требований, которые она презентует субъекту, определяют построение субъектом соответствующих стратегий социально адаптивного поведения.
Цель: исследовать влияние восприятия социальной ситуации на построение субъектом стратегий социально адаптивного поведения.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты, а также психологическое содержание совладающего поведения и социальной ситуации.
2. Исследовать особенности восприятия социальной ситуации.
3. Изучить уровень самооценки и стрессоустойчивости испытуемых.
4. Выявить и охарактеризовать взаимосвязь между особенностями восприятия социальной ситуации и выбором стратегии совладающего поведения.
Научная новизна работы заключается в том, что установлена роль социальной рефлексии, выраженной в способности воспринимать, анализировать и интерпретировать ситуацию в формировании социально-адаптивного поведения. Исследована опосредующая роль личностных качеств таких, как стрессоустойчивость и самооценка в формировании стратегий адаптивного поведения.
Практическая значимость: заключается в возможности использования полученных результатов исследования для формирования программ профилактики дезадаптаций и расширения социальной компетентности детей, а также организации поддержки для дезадаптированных подростков
Методологическая основа: подходы к изучению совладающего поведения (Т.Л. Крюкова, Т.В. Корнилова, Л.И. Анциферова, Р. Лазаруса и С. Фолкман); когнитивная теория стресса Р. Лазаруса; виды и стратегии социально-адаптивного поведения (С.В. Штак, А.Г. Маклаков, А.В. Морозов, Д.Н. Дубровин, К.К Платонов, М.Е. Сандомирский, А.А. Налчаджян, И.А. Милославова); определение и классификация социально-психологических ситуаций (М. Аргайл, Э. Берн, Д. Магнуссон, А. Первин, В. Мишель).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы используются такие методы исследования: теоретические – изучение научных концепций и парадигм на разные аспекты исследуемой проблемы.
Эмпирические методы - беседа, наблюдение, анкетирование; методы математической статистики для количественного и качественного анализа эмпирических данных.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики копинг-механизмов Э. Хейма
Скрининговая методика, позволяющая исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на *когнитивный, *эмоциональный и *поведенческий, – копинг-механизмы.
Методика адаптирована в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, под руководством д.м.н. профессора Л.И. Вассермана.
2. Опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман (WCQ) в адаптации Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк, направленный на определение копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.
3. Тест-опросник на стрессоустойчивость. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
4. Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Экспериментальная база исследования: исследование проходило в МБОУ «Общеобразовательной школе» №40 г. Симферополя.
Структура: работа включает в себя два раздела, введение, заключение, список использованной литературы и приложение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

1.1 Феноменология социально-адаптивного поведения

Прежде чем говорить об адаптивном поведении стоит вспомнить, что такое собственно адаптация. На основе анализа большого количества определений этого термина А.Б. Георгиевский создал обобщенное понимания адаптации.
Адаптация – это особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним динамического равновесия
Исходя из данного определения можно сказать, что адаптивное поведение – это приспособительное поведение человека.
Главная особенность данного вида поведения – это приспособление к ближайшему социальному окружению, которое неразрывно связано с умением избегать конфликтов, готовностью идти навстречу ожиданиям социальной среды, а также со способностью соответствовать требуемым социальным ролям. Адаптивное поведение предполагает стремление человека избежать каких бы то ни было столкновений и противоречий между собой и соционормативной реальностью. В этом контексте главная задача человека установить нейтрально-дружественные отношения со своим окружением, которое в свою очередь предоставит покровительство и защиту. Однако процесс адаптации личности может приводить и к деградации. Это происходит в том случае, когда окружение, к которому применяется адаптивное поведение, живёт вне законов морали и права. Двойственность данной позиции в своих работах также отмечал Юнг, который говорил о том, что человек может возвышаться и падать в соответствии с социальной системой, в которой он находится. К тому же не всегда человек самостоятельно выбирает себе эти условия.
Процесс социально-психологической адаптации личности рассматривался большим количеством, как отечественных, так и зарубежных авторов, причем рассматривался он в самых различных аспектах. Особенность адаптации личности заключается в том, что в ходе жизнедеятельности так или иначе возникает необходимость активного приспособления к различным условиям социальной среды, а именно её: культурным, профессиональным бытовым и другим характеристикам. Отсюда принято говорить о различных видах адаптации: профессиональной, межкультурной, производственной и тд.
Н.Л. Налчаджян внёс новый конструктивный взгляд на процесс социально-психологической адаптации, которую он связывал с понятием внутренних и внешних конфликтов. Суть его взглядов в том, что адаптация рассматривается им, как определённое взаимодействие личности и группы, при котором длительное отсутствие внутренних и внешних конфликтов является предпосылкой к продуктивной деятельности, удовлетворению своих основных социальных потребностей.
В своих работах А.А. Налчаджян указал, что качественный уровень адаптации характеризуется таким показателем, как адаптированность.
Под адаптированностью понимается способность к построению продуктивного взаимодейтсвия (А.А. Деркач, Н.А. Ошуркова и др).
О развитии процесса адаптации свидетельствует переход с одного уровня адаптированности на другой, более высокий, однако иногда наблюдается и обратное движение, когда процесс адаптации застревает на одном уровне или движется в обратную сторону (дезадаптация). А.А. Налчаджян определяет дезадаптированность личности как переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения необходимых для их развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В связи со стремительно меняющимся окружающим миром в течение всей жизни каждый человек сталкивается с огромным количеством стрессовых ситуаций. И каждый в подобных ситуациях выбирает наиболее свойственную ему модель поведения. Процесс преодоления стрессовых ситуаций и называется «совладанием», при этом зачастую можно слышать такое понятие как «копинг» (от англ. coping – совладание, преодоление). Копинг-поведение – относительно постоянная предрасположенность индивидуума, устойчивый стиль реагирования на стрессовые события определённым образом. Копинг является важной частью нашей повседневной жизни, так как помогает справляться не только со сложными жизненными ситуациями, но и каждодневными стрессами. Последние потребляют довольно много человеческих ресурсов, которые включают в себя материальные, физические, социальные и немаловажно психологические. Успешная адаптация будет зависеть от того насколько индивид способен видеть ресурсы для решения проблем.
2. Когнитивный подход, в рамках которого была разработана данная теория, опирается на то, что главную роль в поведении человека и процессе восприятия им событий играют его знания и представления о себе и окружающем мире. Данная теория направлена на изучение стресса как индивидуальной реакции человека, которая определяется тем, как человек оценивает угрозу и наличие у себя ресурсов для её преодоления. То есть, теория стресса Лазаруса, во главу угла ставит восприятие человеком ситуации и рефлексию ресурсов для ее разрешения. Исходя из вышеописанной теории можно говорить о том, что самооценка, ровно, как и стрессоустойчивость, являются определяющими факторами в процессе восприятия социальной ситуации. Опираясь на это утверждение была исследована связь между самооценкой подростков и уровнем стрессоустойчивости.
3. У испытуемых с высокой и завышенной самооценкой был обнаружен высокий уровень стрессоустойчивости. Также в процессе исследования было определено, что испытуемые с высоким уровнем стрессоустойчивости предпочитают использование следующих копинг-механизмов: конфронтация, дистанцирование, избегание, но без ориентации на решение проблемы, и как результат, это приводит к выбору неадаптивных вариантов поведения.
4. И установлено, что подростки с адекватной и завышенной самооценкой зачастую используют адаптивные копинг стратегии за счет использования следующих копинг-механизмов: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, решение проблемы, принятие ответственности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айдаралиев, А.А. Комплексная оценка функциональных резервов организма Фрунзе / Айдаралиев, А.А. Баевский, Р.М. Берсенева А.П. – СПб.: 1988. - 195 с.
2. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова. - «Психологический журнал», 1994г. т.15, №1
3. Аргайл, М. Основные характеристики ситуаций / М. Аргайл. - Психология социальных ситуаций: Хрестоматия. СПб.: 2001. - 165-188 с.
4. Argyle M., Furnham A., Graham J. Social situations. Cambridge, 1981.
5. Артюхова, Т.Ю. Психологические основы адаптационных возможностей человека / Т.Ю. Артюхова. –Т.: 2004. - 513-518 с.
6. Бассин, Ф.В. О силе «Я» и психологической защите / Ф.В. Бассин. - Вопросы философии. 1969. – 118–125 с.
7. Битюцкая, Е.В. К вопросу о субъективной и объективной трудности жизненной ситуации / Е.В. Битюцкая, В.А. Петровский. - К.: 2016. 17 – 19 с.
8. Битюцкая, Е.В. Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций как фактор совладающего поведения / Е.В. Битюцкая. - 2011. - 108-109 с.
9. Битюцкая, Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями. / Е.В. Битюцкая. - Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. - 100 – 111 с.
10. Битюцкая, Е.В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания. / Е.В. Битюцкая. - Психологическая наука и образование, № 4, 2007. - 87 – 93 с.
11. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
12. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова: Учебное пособие. – М.:1998. – 262-263 с.
13. Бурлачук, Л.Ф. К психологической теории ситуации / Л.Ф. Бурлачук, Н.Б Михайлова: Психологический журнал. 2002.- 5-17 с.
14. Витенберг, Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным условиям / Е.В. Витенберг. – СПб.: 1994. - 37 с.
15. Воронин, В.Н. К определению психологического понятия ситуации / В.Н. Воронин, В.Н. Князев.: Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами / Под ред. А.В. Филиппова. М., 1989. - 121-126 с.
16. Георгиевский, А.Б. Философское содержание и функции теории адаптации / А.Б. Георгиевский. - Л., 1985. - 33 с.
17. Гришина, Н.В. Психология социальных ситуаций / Н.В. Гришина. - Вопросы психологии. 1997. - 121- 132 с.
18. Зборовский, Г.Е. Общая социология / Г.Е. Зборовский. - Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.
19. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации / В.П. Казначеев. - Новосибирск: Наука, 1980. - 192 с.
20. Карданов, Р.Ш. Методологические основы изучения проблем социальной адаптации / Р.Ш. Карданов. - [Электронный ресурс]. URL.: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-izucheniya-problem-sotsialnoy-adaptatsii.
21. Коржова, Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения / Е.Ю. Коржова. - Психологические проблемы самореализации личности. СПб, 1997. - 75-88 с.
22. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова. – Кострома, 2004.
23. Крюкова, Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения / Т.Л. Крюкова. - Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. – 55 – 65 с.
24. Кряжева, И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности. / И.К. Кряжева. - М.: 1980. 24 с.
25. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс. – Л.: Медицина, 1970.
26. Лапкина, Е.В. Психологическая защита и совладание: защитная система личности / Е.В.Лапкина. [Электронный ресурс]. URL:http://vestnik.yspu.org/releases/2011_2pp/54.pdf
27. Либина, А.В. Совладающий интеллект / А.В. Либина. – М.: Изд-во Эксмо, 2008.
28. Меерсон, Ф.3. Адаптация, стресс и профилактика / Ф М. Меерсон. - Наука, 1981. 278 с.
29. Милославова, И.А. Адаптация как социально-психологическое явление. / И.А. Милославова. - Социальная психология и философия / Под ред. Б.Ф. Парыгина. Л., 1973.
30. Милославова, И.А. Понятие и структура социальной адаптации. / И.А. Милославова. - Л., 1974. - 19 с.
31. Муздыбаев, К. Совладание с жизненными трудностями / К. Муздыбаев. - Журнал социологии и социальной антропологии 1998. - 37 – 47 с.
32. Нартова-Бочавер, С.К. "Coping-behavior" в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер. - Психологический журнал. – 1997. - 20-30 с.
33. Никольская, И.М. Психологическая защита для детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. –СПб. Речь, 2000. – 507 с.
34. Посохова, С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход / С.Т. Посохова. - СПб. 2001. - 393 с.
35. Петровский, А.В Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. М.: 1990.
36. Романова, Е.С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. / Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/59380/
37. Реан, А.А. Психология адаптации личности. / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: 2008. - 479 с.
38. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности. / А.А. Реан. – СПб.: 1995. –74-79 с.
39. Росс, Л. Человек и ситуация / Л. Росс, Р. Нисбетт М.: 1999. - 429 с.
40. Сандомирский, М.Е. Состояние психической адаптации в условиях хронического психоэмоционального стресса в связи с личностно-типологическими характеристиками / М.Е. Сандомирский. - Оренбург, 2001. - 28с. 
41. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М.: Медгиз, 1960. - 254 с
42. Сергиенко, Е.А. Субъектная регуляция и совладающее поведение / Е.А. Сергиенко. - Психология совладающего поведения: Материал междунар. науч.-практ. конференции / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. – Кострома, 2007. – 64-66 с.
43. Слоним, А.Д. Среда и поведение: Формирование адаптивного поведения / А.Д. Слоним. - Л., 1976. - 212 с.
44. Солякин, А.В. Понятийные аспекты категории «ситуация» / А.В Солякин. - Бюллетень МАПН. Ярославль; Саратов, 1997. - 40-41 с.
45. Трифонова, С.А. Психология социальных ситуаций: Учебное пособие / С.А. Трифонова. - Яросл. гос. ун- т. Ярославль, 2004. - 91 с.
46. Филиппов, А.В. Ситуация как элемент психологического тезауруса / А.В. Филиппов, С.В. Ковалев. - Психологический журнал. 1986. № 1.
47. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977. – 144 с.
48. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. Ростов н/Д, 1998.
49. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихирев. - США. М.: 1979.
50.  Яницкий, М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учебное пособие. / М.С. Яницкий. - Кемерово:, 1999. 84 с.


Узнайте стоимость работы:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.