• Категория: Психология
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2017
  • Оригинальность: 68 %

Оглавление
Введение 1
Глава 1. Теоретический анализ взаимосвязи акцентуации характера и отклоняющего поведения 4
1.1. Понятие акцентуации характера в современной психологии 4
1.2. Понятие отклоняющего поведения подростков и юношей 23
1.3 Взаимосвязь акцентуации и характера и отклоняющегося поведения 28
Выводы по главе 1. 32
Глава 2. Эмпирические исследования взаимосвязи акцентуации характера и отклоняющегося поведения 33
2.1. Организация эмпирического исследования, описание методик 33
2.2. Результаты эмпирического исследования 39
2.3. Разработка рекомендаций по профилактике отклоняющегося поведения учащихся вечерней школы 50
Выводы по главе 2. 55
Заключение 56
Список литературы 58
Приложение 62

Введение
В настоящее время в психологии на достаточно хорошем уровне диагностируется личность, ее структура, различные элементы. Важное место среди психологических исследований занимает выявление акцентуаций характера, помогая более глубже понять сущность человека и на основании полученных данных провести профилактическую и коррекционную работу.
Нестабильное развитие современного общества влечет за собой изменение социальных ценностей. Происходящие кризисы видоизменяют связи и отношения, которые оказывают влияние на человека и общество в целом. Все сложнее становится поддерживать устойчивость и внутреннюю согласованность найти свое место в обществе.
«Любые негативные явления и процессы экономического, идеологического, социально-психологического, культурно-воспитательного, демографического характера, происходящего в обществе, болезненно отражаются на наиболее незащищенной части населения – на детях и подростках» .
В своих действиях на одинаковую жизненную ситуацию люди реагируют по-разному. В трудных ситуация может проявляться такая заостренная черта характера, как акцентуация, которая, однако, может и придавать своеобразие личности, придавая ей яркость и нестандартность.
В данной работе мы будем рассматривать каким образом влияет эта черта на отклоняющееся поведение подростков и юношей. Выраженное проявление повышенной уязвимости, перепадов настроения , затруднения эмоциональных контактов с другими людьми может ухудшить взаимоотношения с окружающим миром. Противоречие между возросшими требованиями, появление самостоятельности и невозможность ее осуществить вызывает конфликт.
Изучение такой особенности характера, как акцентуация, очень актуальна в настоящее время. Эти знания важны в профессиональной и учебной деятельности, в межличностных отношениях и во многих других сферах. Выявление акцентуации характера у подростков и юношей особенно значимо, т.к. по статистике именно в этот возрастной период совершается наибольшее количество противоправных действий, наблюдаются зависимости (алкоголь, наркотики т.д.). Так, по изучению тенденции к асоциальному поведению «более половины (59,9%) безнадзорных и 44,9% учащихся подростков считают, что законы не должны неукоснительно соблюдаться и при определенных условиях могут быть нарушены.»[2] Ковальчук И.Ф. Отечественный журнал социальной работы № 3 – 2011 г, с. 92.
Изучив результаты исследований в этой области следует отметить, что взаимосвязь акцентуации характера и отклоняющегося поведения подросткового и юношеского возрастов изучены недостаточно.
Проблематика акцентуаций характера и смежных с ней проблем в отечественной психологии юношеского возраста изучена достаточно подробно. Эта тема освещается в трудах Ю.А. Александровского, М.И. Буянова, М.В. Грибановой, О.И. Захарова, И.С. Кона, К.С. Лебедин-ского, О.Е. Личко, Н.Ю. Максимовой, К.Н. Поливановой, Ю.В. Попова, А.Н. Прихожан, О.В. Скрипченка, О.Т. Соколовой, Д.И. Фельдштейна и других авторов.
Среди зарубежных исследований можно отметить труды К. Леонгарда, а также исследования, которые проводились в рамках психоаналитической парадигмы (С.М. Джонсон, О. Лоуен, В. Райх, A. Horner, D. Shapiro).
Научная новизна работы: в проведенном исследовании впервые изучается взаимосвязь акцентуации характера и отклоняющегося поведения на примере подростков и юношей, отчисленных из общеобразовательных школ по причине отклоняющего поведения
Практическая значимость исследования: полученные данные могут быть применены в практической деятельности педагогов и психологов в работе с подростками и юношами, диагностике причин и коррекции отклоняющегося поведения
Теоретическая значимость исследования: возможность прогнозирования, предвидения и коррекции поведения в различных ситуациях.
Цель исследования: изучить взаимосвязь между акцентуаций характера и отклоняющегося поведения подросткового и юношеского возрастов.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический обзор научной литературы акцентуации характера и отклоняющегося поведения
2. Организовать проведение эмпирического исследования взаимосвязи акцентуаций характера и отклоняющегося поведения юношей, учащихся вечерней школы
3. Обработать и проанализировать результаты проведенного эмпирического исследования
4. Сформулировать выводы о закономерностях, характеризующих взаимосвязь акцентуации характера и отклоняющегося поведения юношей, учащихся вечерней школы
Объект исследования: юноши – учащиеся вечерней школы, отчисленные из общеобразовательных школ по различным причинам
Предмет исследования: взаимосвязь акцентуации характера и отклоняющегося поведения
Гипотеза: у акцентуированных подростков и юношей наиболее высокий уровень отклоняющегося поведения
Структура работы.
Работа состоит из введения, 2-х глав (теоретической и эмпирической), выводов, списка литературы и приложений с результатами эмпирического исследования
Место исследования: Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 3 г. Ижевска.

Заключение
Акцентуации - это крайние варианты нормальных характеров. В то же время отклонения акцентуаций от средней нормы также порождают для их носителей (хотя и не в столь сильной степени, как при психопатиях) некоторые проблемы и трудности. Вот почему как сам термин, так и первые исследования акцентуированных характеров появились в работах психиатров. Однако не в меньшей, а может быть в большей мере проблема акцентуированных характеров относится к общей психологии. Достаточно сказать, что больше половины подростков, обучающихся в вечерних средних школах, имеют акцентуированные характеры.
Проблема диагностики акцентуаций характера, как справедливо определяет В.В. Ковалев (1981), разработана еще не достаточно. Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера.
Первая группа – это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях.
На первом месте среди них стоят острые аффективные реакции.
Второй вид транзиторных изменений при акцентуациях характера, наиболее выраженный в юношеском возрасте, – это преходящие психопатоподобные нарушения поведения ("пубертатные поведенческие кризы").
Психологическими исследованиями установлены корреляции между особенностями заострений характера у подростков и отклоняющимся поведением: правонарушениями, сексуальной патологией, вредными привычками - алкоголизацией, наркотизацией, никотиноманией и пр
На основании показателей приведенных в приложении, мы можем сказать, что явно выраженными признаками акцентуации личности обладают учащиеся вечерней школы. Присущей чертой личности данной группы является их высокая тревожность. Различия достоверны при t =-3,813, при р=0,14.
Качественный анализ методики СОП (Орел) показал, что значимые различия в проявлении склонности к девиантному поведению наблюдается по параметру «Социальная желательность». Различия достоверны при t =-3,813, при р=0,14.
По остальным параметрам показатели не достоверны и находятся н\вне диапазона значимых показателей.
Так же повышенные показатели были выявлены по параметрам таблицы «Волевой эмоциональный контроль» и несколько превышает норму показатель «Склонность к делинквентному поведению».
Эти показатели ожидаемы в виду специфичности группы испытуемых.
Существует устойчивая положительная связь между акцентуацией характера и отклоняющимся поведением учащихся вечерней школы, что подтверждает нашу гипотезу.

Список литературы
1. Абрамова Г.С., Абрамова Т.С. Руководство практического психолога. – М.: Гаудеамус, 2003.
2. Аксенова В.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.,2011
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1996.
4. Антонян Ю.М. Криминология: учебник для бакалавров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2014. – 523 с.
5. Аткинсон Р. Введение в психологию. – М., 2012.
6. Батяев А.А. Идеальный персонал – профессиональная подготовка, повышение, переподготовка, повышение квалификации. М.: Альфа-Пресс. 2015.
7. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. - СПб.: Соц.-психол. центр, 2016. - 379 с.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – 2-е изд., перераб. И доп. – Спб.: Питер, 2014. – 520с.
9. Введение в психологию. Под ред. Петровского А.В. М.: Академия, 1996 - 496 с.
10. Взаимосвязь акцентуаций характера с отклоняющимся поведением. // [Электронный документ] http://studme.org/149714254962/psihologiya/vzaimosvyaz_aktsentuatsiy_haraktera_otklonyayuschimsya_povedeniem
11. Визель Т.Г., Сенкевич Л.В., Янышева В.А, Девиантное поведение подростков. - Тула., 2015
12. Гордеева Т. Психология мотивации достижения / Т. Гордеева. – М.: Смысл, 2013. – 334 с.
13. ГордфруаЖ. Что такое психология. - Т2., Перев с фр. - М1992
14. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. – Мн.: «Хэлтон», 1998.-399с.
15. Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2013.
16. Зимбардо Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 2011.
17. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.
18. Козьяков Р.В. Методы и методики диагностики акцентуаций характера. - М.:Директ-Медиа, 2013. - 250 с.
19. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 2014.
20. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. – М., 2012.
21. Курцева Н.В. Основы социальной педагогики. - Краснодар., 2009 156 с.
22. Лазурский А.Ф. Классификация личностей Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2012. - 776с.
23. Леонгард К. Акцентуированные личности. – М., 1989.
24. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.
25. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у учащихся: пато- характерологический диагностический опросник для учащихся (ПДО). - СПб.: Речь, 2009. - 251 с.
26. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.
27. Лупъян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс...- Ростов н/Д, 1991.- 224с.
28. Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
29. Маклаков В.С. Общая психология. – СПб., 2015.
30. Максименко С.Д. Общая психология – М.: 2013 – 528 с
31. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – Москва-Воронеж. 2016.
32. ММаслоу А. Мотивация и личность/Пер. А.М.Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999.
33. Мюррей Г. Личностные переменные. – Спб., 2012.
34. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР: В 2 т. - Т. 2. - М., 1960.
35. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000.
36. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. – М., Спб., 2008. 345 с.
37. Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология. М.,2015.
38. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб.пособие.2-е изд., доп.и.перераб./В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. Под общей ред.А.А.Крылова, С.А.Маничева. – Спб.: Питер, 2003. – 560с.
39. Проблемность в учебной деятельности: теория и методы психологического анализа / Л. Г. Дикая. М.: РАН. Институт психологии, 2013.
40. Психологический словарь/авт. - сост. В.Н. Копорушина, М.Н. Смирнова, Н.О.Гордеева; Под ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов на Дону: Феникс, 2003.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – Спб: Питер, 2012.-720с.
42. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара, 2015. 656 с.
43. Сарджвеладзе Н.И.. Личность и её взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: «Мецниереба», 1989.
44. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: Методическое руководство. – М.: ИКА "Москва", 1990.
45. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: МГУ, 1980.
46. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Издательство Московского Университета, 2013.
47. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н/Д: «Феникс», 2012.-448с.
48. Телина И.А. Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовер¬шеннолетних. - 2-е издание. -М., 2013
49. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М.: ЧеРо, 2010. - 776с.
50. http://wiseparent.ru/test/%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BA/

Приложение
Таблица 1 – Результаты по тесту Шмишека



Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.