• Категория: Социальная работа
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2012
  • Оригинальность: 85 %

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ -
РЕФЕРАТ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СЕМЕЙНОМУ УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 8
1.1. Социальное сиротство как феномен современного российского
общества 8
1.2. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в семью 13
1.3. Организация работы органов опеки и попечительства по семейному
устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 19
1.4. Социальные технологии семейного устройства и воспитания детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 31
2. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПРИЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ 42
2.1. Общий обзор нормативно-правовой базы в отношении семейного
устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей 42
2.2. Федеральное законодательство, регулирующее семейное устройство
и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей 48
2.3. Законодательство Свердловской области, регулирующее семейное
устройство и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей 57
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПРИЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ «КРАСНОТУРЬИНСК» 67
3.1. Общая характеристика Управления социальной защиты населения
города Краснотурьинска 67
3.2. Анализ реализации стратегии социальной работы с приемными
семьями Управлением социальной защиты населения города
Краснотурьинска 79
3.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию реализации
стратегии семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 112
ПРИЛОЖЕНИЯ 116



















РЕФЕРАТ

В настоящее время одной из наиболее значимых социальных проблем России является создание и законодательное закрепление целостной систе-мы защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения роди-телей, в том числе создание и деятельность институтов опеки и попечи-тельства, профессиональной замещающей семьи. Эта работа требует систем-ного комплексного подхода с учетом всех субъектов защиты прав детей.
Каждый ребенок, как это закреплено в международной Конвенции о пра-вах ребенка, имеет право на воспитание в семье. Устройство ребенка-сироты в замещающую семью - безусловный приоритет социальной политики современ-ной России. В связи с этим проблемы организации социальной работы с прием-ными семьями являются актуальными.
Целью дипломной работы является анализ реализации стратегии соци-альной работы с приемными семьями в Городскому округе «Краснотурьинск» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Объект исследования – Управление со¬циальной защиты населения г. Краснотурьинска.
Предмет исследования – социальная работа с приемными семьями.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библио-графического списка и приложений.
В дипломной работе содержится 133 страницы текста, 9 рисунков, 24 таб-лицы, 14 приложений.







ВВЕДЕНИЕ

Повышение эффективности социальной поддержки семей с детьми явля-ется одной из ключевых задач современной государственной семейной полити-ки. В числе основных принципов Европейской социальной Хартии, к ратифи-кации которой последовательно движется Россия, провозглашено, что семья, являющаяся основной ячейкой общества, имеет право на надлежащую об-щественную, правовую и экономическую защиту для обеспечения ее всесто-роннего развития.
Действующая в настоящее время система государственной социальной поддержки семей с детьми претерпевает значительные изменения. Это в первую очередь связано с реализацией приоритетных национальных проектов, призванных обеспечить качественное улучшение услуг в сфере здравоохра-нения, образования и ЖКХ, а также сконцентрировать усилия государствен-ных органов власти на сбережении человеческого потенциала. Важным здесь является факт поддержки высшими органами государственной власти взаимо-связи этих направлений социальной политики с положением семьи и демогра-фической ситуацией в России. Программно-целевой механизм их реализации обеспечивает стабильность и стратегическую направленность реализуемых мер.
Вместе с тем в современной России ситуация усугубляется продолжаю-щимися трансформациями, влияние которых сказывается прежде всего на семье, принимающей на себя основное влияние системных преобразований. Не все семьи успешно адаптируются к новым социально-экономическим реа-лиям жизни в стране. Этим, а также особенностями демографической ситуации России во многом обусловлен процесс роста числа неполных семей, распро-странение детской безнадзорности и беспризорности, социального сиротства.
В настоящее время одной из наиболее значимых социальных проблем России является преодоление этих негативных явлений, создание и законо-дательное закрепление целостной системы защиты прав и законных интере-сов детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе создание и деятельность институтов опеки и попечительства, профессиональной заме-щающей семьи. Эта работа требует системного комплексного подхода с учетом всех субъектов защиты прав детей - органов опеки и попечительст-ва, действующих в регионах институтов уполномоченного по правам ребенка, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, управлений соци-альной защиты населения, Фонда для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и т. д. Этот процесс начал широко обсуждаться общественностью, профессионалами и экспертами. Поиск оптимальных решений ведется с учетом мирового опыта, привлечения СМИ, дискуссий, столкновений различ-ных взглядов и концепций.
Каждый ребенок, как это закреплено в международной Конвенции о пра-вах ребенка, имеет право на воспитание в семье. Устройство ребенка-сироты в замещающую семью - безусловный приоритет социальной политики современ-ной России. В связи с этим проблемы организации социальной работы с прием-ными семьями являются актуальными.
Разработкой теоретических и практических аспектов, связанных с про-блемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимались такие ученые как Г.В. Семья, И.Ю. Дементьева, Е.И. Морозова.
Вопросы социальной защиты детей-сирот, проблемы их образования, трудоустройства, жилищного обеспечения и другие социальные аспекты их жизнедеятельности исследовались и исследуются в рамках социологии семьи многими учеными, такими как М.П. Аракелова, Т.А. Гурко, И.Ф. Дементьева, А.Н. Елизаров, Г.Г. Силласте, Г.И. Осадчая, Е.Р. Смирнова, В.В. Форсова, А.С. Барашкова, Е.М. Рыбинский, Л.В. Кузнецова, М.И. Несмеянова, С.Ю. Барсуко-ва, СВ. Кочеткова, О.Г. Исупова и др.
Проблемы развития социальной работы с приемными семьями рассмот-рены в работах А.Г. Асмолова, Б.Н. Алмазова, С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, И.А. Зимней, В.А. Иванникова, Р.А. Литвак, Л.Я. Олиферен-ко, А.В. Мудрина, В.Д. Семёнова, М.В. Фирсова и других.
Тем не менее вопросы социальной работы с детьми – сиротами и прием-ными семьями продолжают оставаться актуальными.
Целью дипломной работы является анализ реализации стратегии соци-альной работы с приемными семьями в Городскому округе «Краснотурьинск» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- проанализировать теоретические аспекты социальной работы по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- изучить правовые аспекты социальной работы с приемными семьями;
- проанализировать особенности реализации стратегии социальной рабо-ты с приемными семьями в городе Краснотурьинске;
- разработать рекомендации по совершенствованию реализации стратегии семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Краснотурьинске.
Объект исследования – Управление со¬циальной защиты населения г. Краснотурьинска.
Предмет исследования – социальная работа с приемными семьями.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отмеченных выше российских ученых и специалистов по вопросам соци-альной работы с приемными семьями.
При написании работы применялись современные методы анализа, срав-нения, сопоставления, изучения теоретической и нормативно-правовой литера-туры, синтез, планирование.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследо-вания могут служить базой для дальнейшего изучения теоретических и научно-практических проблем, связанных с улучшением реализации стратегии соци-альной работы с приемными семьями на муниципальном уровне.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библио-графического списка и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый ребенок, как это закреплено в международной Конвенции о пра-вах ребенка, имеет право на воспитание в семье. Устройство ребенка-сироты в замещающую семью - безусловный приоритет социальной политики современ-ной России. В связи с этим проблемы организации социальной работы с прием-ными семьями являются актуальными.
Проведенный анализ теоретических аспекты социальной работы с прием¬ными семьями позволяет сделать следующие выводы:
1) Сиротство - это социальное понятие, которое отражает положение де¬тей-сирот. Дети - сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (прямые сироты). Дети, оставшиеся без попечения ро¬дителей (ДОБПР) - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
2) Основные причины возникновения социального сиротства: манкирова¬ние отцовскими и материнскими обязанностями, жестокое обращение по отно¬шению к детям, нахождение семьи в стадии кризиса, разрушение государствен¬ной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей, зло¬употребление родителями алкоголем и наркотическими веществами.
3) В настоящее время в РФ существуют два направления устройства де¬тей-сирот и ДОБПР: помещение детей в сиротские учреждения (интернаты, детские дома и детские дома семейного типа) и устройство их в замещающие семьи (усыновление, опека, приемная семья).
4) Обязанности по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без по¬печения родителей, возлагаются на органы опеки и попечительства местных органов власти.
5) Основными социальными технологиями семейного устройства и вос¬питания детей-сирот и ДОБПР являются психолого-педагогическое сопровож¬дение замещающих семей и обучение родителей навыкам взаимодействия с приемными детьми.
Поведенный анализ правовых аспектов социальной работы с приемными семьями позволяет сделать следующие основные выводы:
1) Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется рядом федеральных законодательных актов. Основными из них являются Гра¬жданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «О государст¬венном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Во ис¬полнение федерального законодательства принят ряд целый ряд подзаконных актов.
2) Многие регионы развивают, на основе федерального законодательства, свою нормативно-правовую базу организации семейного устройства. В субъек¬тах РФ действуют также нормативные акты, регулирующие вопросы организа¬ции и деятельности органов опеки и попечительства. Многие регионы опреде¬ляют на своем уровне различные меры поддержки приемных семей.
3) В Свердловской области, помимо федерального законодательства в сфере семейного устройства детей-сирот и ДОБПР действует региональное за¬конодательство: Закон Свердловской области от 19.11.2008 г. № 107-ОЗ «О де¬нежных средствах на содержание ребенка, находящегося под опекой или попе¬чительством»; Закон Свердловской области от 23.12.2010 № 108-ОЗ «О едино¬временной денежной выплате на усыновленного (удочеренного) ребенка»; За¬кон Свердловской области от 10.12.2005 № 116-ОЗ «О размере вознаграждения, причитающегося приемным родителям, и мерах социальной поддержки, пре¬доставляемых приемной семье, в Свердловской области». Также в Свердлов¬ской области действуют целевые программы, направленные на устройство де¬тей-сирот и ДОБПР в приемные семьи и на поддержание приемных семей.
Анализ реализации стратегии социальной работы с приемными семьями в городе Краснотурьинске показал следующее.
Вопросами семейного устройства детей-сирот и ДОБПР в городе Красно¬турьинске занимается Управление социальной защиты населения, общая чис-ленность сотрудников которого составляет 33 человека. В подведомственности Управления социальной защиты населении нахо¬дятся три учреждения социаль-ного обслуживания населения, расположенные на территории Городского окру-га «Краснотурьинск».
В 2011 году Управление социальной защиты населения г. Краснотурьин-ска осуществляло работу с разными категориями населения: ветеранами, инва-лидами, реабилитированными, мно¬годетными семьями, приемными семьями.
В Краснотурьинске за 30 лет количество учреждений, в которых содер-жатся дети-сироты и ДОБПР, воз¬росло с 1 до 4. При этом дети указанных кате-горий содержатся не только в спе¬циализированных учреждениях, но и в приюте (стационарном отделении) при ГОУ СО «Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска» и в группах двух детских садов.
В период 2009 – 2011 годов в городе Краснотруьинске наблюдается по¬ложительная динамика выявления и учета детей-сирот и ДОБПР: общее коли¬чество возросло с 21 человека в 2009 году до 39 человек в 2011 году. В связи с увеличением количества выявленных детей-сирот и ДОБПР увеличивается их общая численность: с 86 человек в 2009 году до 109 человек в 2011 году. Уве-личилось количество детей, переданных на се¬мейные формы воспитания, с 47 человек в 2009 году до 57 человек в 2011 году. Большая часть детей оформляет-ся под опеку и попечительство (25 чело¬век в 2009 году, 31 человек в 2010 году, 35 человек в 2011 году), меньшая часть усыновляется (по 6 человек в 2009 и 2010 году и 5 человек в 2011 году.
Большая часть устроенных детей – это девочки. Их чаще, чем мальчиков, берут в приемные семьи. Более охотно приемные родители берут на воспитание детей младшего возраста: до 1 года и от 1 до 3 лет. Дети 3 – 7 лет устраиваются в приемные се¬мьи в меньшем количестве. Дети старше 7 лет попадают в при-емные семьи в единичном количестве. Приемными родителями для детей-сирот и ДОБПР из Краснотурьинска чаще всего становятся граждане 31 – 40 лет.
Проведенный анализ социальной работы по семейному устройству детей-сирот и ДОБПР в городе Крснотурьинске позволил выявить следующие основ-ные недостатки и упущения: отсутствие систематической социальной рекламы, пропагандирующей прием детей-сирот и ДОБПР на воспитание в семью, по ме-стному радио и телевидению; отсутствие собственных сайтов с информацией о детях-сиротах и ДОБПР у учреждений города, в которых указанные категории детей проживают; отсутствие информационных паспортов у части детей, под-лежащих семейному устройству; отсутствие обращения к гостевому режиму при устройстве детей-сирот и ДОБПР в приемные семьи; отсутствие подготов-ки приемных родителей на курсах; отсутствие информационных материалов о семьях, имеющих приемных детей.
Для устранения выявленных недостатков в дипломной работе разработа-ны рекомендации по:
- организации социальной рекламы на краснотурьинском радио и телеви-дении по пропаганде семейного устройства детей-сирот и ДОБПР;
- созданию на сайте администрации города Краснотурьинска раздела с информацией о детях, подлежащих семейному устройству;
- изготовлению информационных паспортов на детей-сирот и ДОБПР;
- организации курсов для приемных родителей;
- организации работы по внедрению гостевого режима;
- подготовке цикла телепередач и статей о семьях с приемными детьми.
На реализацию всех мероприятий потребуется 191 687 рублей.
Реализация мероприятий будет иметь социальный эффект и позволит усовершенствовать реализацию стратегии социальной работы с приемными семьями в городе Краснотурьинске.









БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конвенция о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. 1993.
2. Конституция РФ // Российская Газета от 25 декабря 1993 г., № 237.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16.
4. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечитель¬стве" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 17 ст. 1755.
5. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 апреля 2001 г. N 17 ст. 1643.
6. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении измене¬ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" // Собрание законода¬тельства Российской Федерации от 1 января 2007 г. N 1 (часть I) ст. 21.
7. Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 N 829 «О приемной се-мье» // Консультант-плюс.
8. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 "О государст¬венном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" // Со¬брание законодательства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 15 ст. 1434.
9. Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 г. N 542 «Об утвержде-нии перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыно-вить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // Консультант-плюс.
10. Постановление Правительства РФ от 29.03.00г. № 275 "Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за усло-виями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Рос-сийской Федерации" // Консультант-плюс.
11. Постановление Правительства Свердловской области от 29 декабря 2008 года г. N 1417-ПП «Об утверждении Порядка приема в государственные образовательные учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Консультант-плюс.
12. Закон Свердловской области от 19.11.2008 г. № 107-ОЗ «О денежных средствах на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечи-тельством» // Консультант-плюс.
13. Закон Свердловской области от 23.12.2010 № 108-ОЗ «О единовремен-ной денежной выплате на усыновленного (удочеренного) ребенка» // Консультант-плюс.
14. Закон Свердловской области от 10.12.2005 № 116-ОЗ «О размере возна-граждения, причитающегося приемным родителям, и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье, в Свердловской области» // Консультант-плюс.
15. Закон Свердловской области от 20.10.2011 № 86-ОЗ «Об областном мате-ринском (семейном) капитале» // Консультант-плюс.
16. Постановление Правительства Свердловской области от 11 октября 2010 г. N 1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социаль-ная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области на 2011 – 2015 годы» // Консультант-плюс.
17. Постановление Правительства Свердловской области от 20.10.2009 N 1522-ПП "О концепции реализации государственной семейной политики в Свердловской области на период до 2020 года" // Собрание законода-тельства Свердловской области, 2010, N 10-4, ст. 1597.
18. Постановление Правительства Свердловской области от 22.08.2007 N 830-ПП "О программе демографического развития Свердловской области на период до 2025 года ("Уральская семья")" вместе с "Планом мероприя-тий по реализации I этапа (2007 - 2010 годы) Программы демографиче-ского развития Свердловской области на период до 2025 года ("Уральская семья")" // Собрание законодательства Свердловской области, 2007, N 8-2, ст. 1280.
19. Постановление Правительства Свердловской области от 17 мая 2011 г. № 555-ПП «Об утверждении Комплексной программы по реализации проек-та «Чужих детей не бывает» на 2011 – 2013 годы // Консультант-плюс.
20. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России // Социологические исследова-ния. 2010. № 9.С. 67.
21. Басюк В.С. Модель организации службы социально-психологического сопровож¬дения в условиях детского дома: теоретико-практический ас-пект. М., 2004. 261 с.
22. Бреева Е.Б. Социальное Сиротство. Опыт социологического обследова-ния. // Социологические исследования. 2004. № 5 С. 54 - 63.
23. Береева Е.Б., Рубвальтер Д.А. Нужны ли эти дети российскому обществу? // Власть. 2002. № 7. С. 14 – 16.
24. Борисов Е.Ф.Основы экономики: Учебник для студентов средних специ-альных учебных заведений. М.: Юрист, 2006. 321 с.
25. Василькова Ю.В. Методика и опыт социального педагога: Учебное посо-бие. М.: Академия, 2012. 260 с.
26. Воспитание и развитие детей в детском доме / Ред.-сост. Н.П. Иванова. М., 2009. 254 с.
27. Гордеева М.В. Роль федеральных целевых программ в улучшении поло-жения детей в России // Отечественный журнал социальной работы. 2011. №1 С. 44 – 48.
28. Жабин Г.Е. Семейная политика РФ на современном этапе. М., 2011. 263 с.
29. Игонин Е.А. Семейная политика в России. М.: Зерцало, 2009. 198 с.
30. Морозова Е. И. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам. - М.: НЦ ЭНАС, 2005. 256 с.
31. Одинцова А. Н., Шамахова Н. Н. Детский дом семейного типа. Вологда: ВИРО, 2010. 216 с.
32. Постинтернатная адаптация детей-сирот / Под ред. A.M. Шипицыной и И.Г. Аб¬рамовой. СПб., 2011. 311 с.
33. Профилактическая и реабилитационная работа специализированных уч-режде¬ний для несовершеннолетних / Под ред. Г.М. Иващенко. М., 2011. 359 с.
34. Прихожан А. М. ,Толстых Н. И. Психология сиротства. СПб: Питер, 2011. 400 с.
35. Семья: 500 вопросов и ответов / Ред.-сост. Л.В. Прошина. М.: Мысль, 2005. 201 с.
36. Сидорова Л. К. Организация и содержание работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей. М.: Айрис-пресс, 2011. 112 с.
37. Справочник директора образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под ред. Г.В. Семья. М., 2012. 522 с.
38. Усольцева К.Е. Семейная политика государства. М.: Юнити, 2009. 289 с.
39. Харитонова Н.Р. Семейная политика. М., 2009. 201 с.
40. Шамахова А. Ш. Воспитание детей – сирот дошкольного возраста. М.: Академия, 2010. 292 с.
41. Ярушин Е.Е. Семейная политика государства в рыночной экономике. М., 2009. 245 с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.