• Категория: Таможенное дело
  • Оригинальность: 65 %

ОГЛАВЛЕНИЕ
С
Введение 3
1. Организационные основы деятельности службы в таможенных органах Российской Федерации 6
1.1. Система таможенных органов Российской Федерации 6
1.2. Понятие таможенной службы в Российской Федерации как особого вида государственной службы 20
2. Правовые основы таможенной службы в Российской Федерации 37
2.1. Классификация личного состава таможенных органов Российской Федерации 37
2.2. Правовой статус (права, обязанности и правоограничения) таможенных служащих 47
2.3. Правовое регулирование прохождения таможенной службы сотрудниками и федеральными государственными служащими 59
Заключение 70
Библиографический список 73
Приложение 79

ВВЕДЕНИЕ

В организации и функциональной направленности таможенной службы накопилось немало проблем, в том числе связанных с ее административно-правовым статусом.
Сегодня прохождение таможенной службы регулируется большим количеством нормативных правовых актов как административного, так и трудового права, многие из которых не учитывают специфики таможенной службы, порождая серьезные практические проблемы, включая усложнение комплектования профессиональными кадрами, нездоровую морально-психологическую обстановку в таможенных органах.
Принятый Таможенный кодекс, внеся существенные изменения во взаимоотношения между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, придав им характер партнерских, упростив таможенные процедуры, не затронул многих вопросов правового регулирования таможенной службы, ее прохождения, правового статуса должностных лиц, не охарактеризовал таможенные органы как правоохранительные, военизированные.
В 2008 году доля таможенных платежей в доходной части бюджета России составила около 53 %. В связи с этим первоочередной задачей должно стать эффективное функционирование системы таможенных органов, где существенная роль должна быть уделена развитию и совершенствованию таможенного законодательства, регулирующего административно-правовой статус таможенных органов, порядок прохождения и осуществления государственной службы в них.
Происходящие в Российской Федерации социально-экономические и политические изменения влекут необходимость глубокого осмысления и совершенствования наиболее важных ее государственных институтов, к числу которых с полным основанием можно отнести таможенную службу, осуществляющую как правоохранительные, так и фискальные функции.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких ученых-правоведов, как: Г.В. Атаманчука, С.С. Алексеева, А.Л. Алехина, Д.Н. Бахраха, Н.М. Блинова, О.Ю. Бакаевой, Т.И. Байтина, А.Б. Венгерова, В.В. Витюка, Б.Н. Габричидзе, Е.И. Горбатова, В.Г. Драганова, С.Э. Жилинского, В.Е. Зобова, С.И. Истомина, Н.М. Казанцева, Д.М. Овсянко, Т.М. Шамбы и др., в которых затрагиваются определенные аспекты таможенной службы, но нигде не проводится ее комплексный анализ, основанный на публичном характере таможенной службы. До сих пор отсутствуют специальные монографические исследования современных проблем таможенной службы, что объясняется происходящими структурными и функциональными изменениями в ее деятельности, обновлением таможенного законодательства.
Цель дипломной работы состоит в комплексном исследовании адми-нистративно-правовой организации таможенной службы, выявлении проблем, связанных с ее организационно-правовым обеспечением, разработке научно обоснованных предложений по ее совершенствованию.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в ходе административно - правовой организации таможенной службы Российской Федерации.
Предметом дипломного исследования является нормативно-правовая база, регулирующая административно-правовую организацию таможенной службы Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать систему таможенных органов;
2) выявить концептуальные подходы к содержанию «таможенной службы»
3) рассмотреть признаки таможенной службы как особого вида государственной службы;
4) выявить и проанализировать принципы деятельности таможенной службы с учетом ее специфики;
5) показать особенности правового регулирования прохождения службы сотрудниками и федеральными государственными служащими таможенных органов.
Теоретическую основу дипломного исследования составили положе-ния, идеи и выводы, содержащиеся в работах отечественных ученых, по-священных различным аспектам организации и функционирования таможенной службы.
Методологическая основа. Для достижения поставленной цели ис-пользовались следующие методы: формально-логический, исторический, системный, правового моделирования.
Нормативно-правовую основу работы составили Конституция России, международные правовые акты, федеральные конституционные законы и федеральные законы, нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, ведомственные правовые акты ФТС РФ и иных федеральных органов исполнительной власти.
Опытная база дипломного исследования основана на анализе практики таможенных органов, опыта реализации программ развития таможенной службы.
Структура дипломного работы определена, исходя из целей и задач исследования, и состоит из введения, двух глав, заключения и списка ис-пользованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя общий итог данной работе, сделаем следующие выводы. Таможенный орган - это федеральный орган исполнительной власти, наделенный государственно-властными полномочиями и непосредственно осуществляющий таможенное дело посредством практической реализации возложенных на него задач и функций, направленных на достижение стратегических целей таможенного регулирования.
Таможенные органы образуют единую четырехзвенную систему с центральным подчинением федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, причем характер системы совокупности таможенных органов придают принципы единства, целостности и иерархичности. Таким образом, система таможенных органов определяется как единая, целостная, иерархично расположенная совокупность таможенных органов, каждый из которых наделен определенным кругом задач, функций и правомочий в области таможенного дела, при совместной реализации которых государство способно осуществлять таможенное регулирование общественными процессами на территории Российской Федерации.
Рассматривается система управления в таможенных органах; субъекты и объекты управления, организованные между ними прямые и обратные связи, при этом отмечается двойственный статус некоторых элементов системы, которые могут одновременно выступать как субъект и как объект управления (например, региональные таможенные управления).
Особое внимание уделяется анализу изменений, произошедших в связи с принятием Указа Президента России от 09.03.2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», на основании которых ФТС России преобразован в Федеральную таможенную службу.
На основе проведенного анализа, предлагается понимать под государственной должностью правовое установление в таможенных органах и организациях таможенной службы России для одного лица, определяющее объем возможности или участия в осуществлении задач таможенного дела (либо способствовании их осуществлению), направленный на таможенное регулирование общественными процессами.
С учетом данного определения, таможенная служба характеризуется как профессиональная и практическая деятельность лиц, занимающих установленные действующим законодательством государственные должности в системе таможенных органов и наделенных предусмотренным занимаемой должностью кругом прав и обязанностей, направленных на непосредственное осуществление возложенных на таможенные органы функций и правомочий (или способствование их осуществлению).
При исследовании таможенной службы как особого вида государст-венной службы, указывается на возможность ее отнесения к специальному виду государственной службы.
В данной работе указана необходимость четкого закрепления принципов функционирования таможенной службы, отсутствующих в нормативных правовых актах таможенного законодательства, что не позволяет раскрыть направленности ее деятельности в действующих политико-правовых условиях. На основе проведенного теоретико-правового анализа, выделяются четыре принципа функционирования таможенной службы: законности, демократизма, гласности, социальной и правовой защищенности должностных лиц таможенных органов, причем за основу классификации принципов взято их содержание.
Особое внимание уделено классификации личного состава таможен-ных органов в зависимости от их места в системе таможенных органов и организаций ФТС России, от категории таможенного органа и его структуры, старшинства должностей, объема полномочий, группы должностей и т.д.
Проведенное исследование административно-правовой организации таможенной службы Российской Федерации позволяет выявить множество правовых проблем и противоречий, препятствующих эффективному функционированию таможенной службы как одному из важнейших государственных институтов страны и требует дальнейшего изучения вопросов организации таможенной службы в сочетании с действенными мерами по совершенствованию таможенного законодательства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993 г. 25 декабря.
2. О Правительстве Российской Федерации. Федеральный конституци-онный закон от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 22.12.1997. №51. - Ст. 5712.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. (Часть I). От 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. - Ст. 3301.
4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Федеральный закон от 30.12.2001 г. №195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.
5. Таможенный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 18.06.1993 г. № 522-ФЗ // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 2003. №31. - Ст. 1224. (Утратил силу).
6. Таможенный кодекс Российской Федерации от 25.04.2003 №61-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. - Ст. 2066.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ.1996. № 25. - Ст. 2954.
8. Трудовой кодекс РФ. От 30.12.2001 г. №197-ФЗ. Принят Государст-венной Думой РФ 21.12.2001 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. №1. - Ст.3.
9. О государственной гражданской службе Российской Федерации. Фе-деральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ. Принят Государственной Думой 7 июля 2004 г. // Собрание законодательства РФ. 2004. №31. - Ст.3152.
10. О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы). Федеральный закон от 30.03.2002 г. №78-ФЗ // Собрание законодательства РФ.2002. №27. - Ст. 2620.
11. Об оперативно-розыскной деятельности. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ // Российская газета. 1995. 18 августа.
12. Об оружии. Федеральный закон Российской Федерации от 13 декабря 1996 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 51. - Ст. 5681.
13. О системе государственной службы Российской Федерации. Феде-ральный закон РФ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ. Принят Государственной Думой Российской Федерации 25 апреля 2003 г. // Собрание законодательства РФ. 2003. №22. - Ст. 2063.
14. О службе в таможенных органах Российской Федерации. Федераль-ный закон от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. №30. - Ст. 3586.
15. О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской федерации федеральным государственным служащим. Указ Президента РФ от 01.02.2005 г. №113. // Собрание законодательства РФ. 2005. №6. - Ст. 440.
16. О борьбе с коррупцией в системе государственной службы. Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. №361. // Российская газета. 1992. 7 апреля.
17. О повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих. Указ Президента РФ от 23 августа 1994 года №1722. // Собрание законодательства РФ. 1994. №18. - Ст.2066.
18. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. №885.// Собрание законодательства РФ. 2002. №33. - Ст. 3196.
19. О денежном вознаграждении лиц замещающих государственные должности Российской Федерации. В редакции указа Президента от 23 сентября 2003 г. Указ Президента РФ от 9 апреля 1997 г. №309. // Собрание законодательства РФ. 2003. №39. - Ст. 3744.
20. О денежном содержании федеральных государственных служащих. Указ Президента РФ от 9 сентября 1997 г. №310. В редакции указа Президента РФ от 13 октября 2003 г. // Собрание законодательства РФ. 2003. №39. - Ст. 3743.
21. О федеральной таможенной службе. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 г. №459 // Российская газета. 2006. №167.
22. Об утверждении порядка осуществления материального стимулирования должностных лиц территориальных органов федеральной таможенной службы. Приказ ФТС РФ от 11.10.2007 г. №1258 // Российская газета. 2007. 26 октября.
23. Об утверждении методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, порядке и сроках работы конкурсных комиссий в таможенных органах Российской Федерации. Приказ ФТС РФ от 08.09.2006 г. № 858 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. №44.
24. Об утверждении общего положения о региональном таможенном управлении и общего положения о таможне. Приказ ФТС РФ от 12.01.2005 г. №7 // СПС КонсультантПлюс.
25. Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации. Приказ ФТС России от 01.12.2008 №1504 // Российская газета. 2009. №55.
2. Литература
26. Агарков В. Таможенное право России. – М.: Дело, 2008.
27. Атаманчук Г.В. Государственное управление: организационные и функ¬циональные вопросы. – М.: Экономика, 2008. - 301с.
28. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - М.: Норма, 2008.
29. Бахрах Д. Н. Административное право. – М.: Юридическая литература, 2008. - 902с.
30. Бахрах Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации. - Екатеринбург, 2005. - 104с.
31. Ванин М.В. Повышение эффективности управления таможенной службой России. - М.: Республика, 2000. – 318с.
32. Ветренко В.И. История государственного управления. - М.: ИНФРА М, 2007. – 166 с.
33. Витюк В.В. Таможенная служба как особый вид государственной службы Российской Федерация. - М.: Норма, 2000. - 212с.
34. Габричидзе Б.П. Государственное право Российской Феде¬рации. - М.: Инфра-М, 2006. - 509 с.
35. Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской Федерации. - М.: Республика, 2007. – 452с.
36. Государственная служба (комплексный подход). - М.: Дело, 2008. - 440с.
37. Государственная служба в Российской Федерации: опыт, концепция, проблемы. – М.: РАГС, 2003. - 137с.
38. Государственная служба: теория и организация. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 640 с.
39. Государственная служба. - М.: Дело, 2006. - 440 с.
40. Госслужба: новые документы. - М.: Соц. защита, 2007. - 173с.
41. Государственная служба и муниципальное управление на рубеже веков: Сб. статей. - М.: Прима-пресс, 2005. - 207с.
42. Государственная служба России: диалоги с обществом. – М.: РАГС, 2006. - 210с.
43. Государственная служба в Российской Федерации: опыт, концепция, проблемы. – М.: РАГС, 2006. - 137с.
44. Государственная служба России: исследования, разработки, подготовка кадров. Информационно-аналитический бюллетень №18. - М.: Издательство РАГС, 2008. - 116с.
45. Государственная служба: теория и организация. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 640 с.
46. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: Учебный курс. – М.: Дело, 2006.
47. Комментарий к таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.А. Максимцева, Б.Н. Габричидзе. - М.: Статут, 2007.
48. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. проф. Ю.П. Орловский. - М.: Флинта, 2009.
49. Косаренко Н. Таможенное право России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
50. Кудрявцев В. На таможне время перемен // Таможня. - 2002. - № 14.
51. Кулешов И.В. Служба в таможенных органах Российской Федерации - особый вид государственной службы // Право и политика. - 2001. - №2.
52. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации. Правовой аспект. – М.: Дашков и Ко, 2008.
53. Миронов В.И. Постатейный комментарий Трудового кодекса. М., 2006.
54. Миронов В.И. Трудовое право России. - М.: Московский рабочий, 2006.
55. Мельников В.Л., Нечипоренко В.Т. Государственная служба в Рос-сии: отечественный опыт организации и современность. - М.: Статут, 2003.
56. Новокшонов И.Б. Административно-правовой статус таможенных органов Российской федерации. - М.: ИП Сфера, 1999.
57. Овсянко Д.М. Административное право России. – М.: Инфра-М, 2008. – 522с.
58. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государст-венных служащих: Сборник нор¬мативных и методических материа-лов. - М.: Дело, 2007. - 240с.
59. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. - М.: Юрист, 2008. – 832с.
60. Ратанова В. Основы таможенного дела. – М.: Формула-М, 2008.
61. Российское таможенное право. Учебник / Под ред. Б.Н. Габричидзе. - М.: Статут, 2007.
62. Семиряка В. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. – М.: ФиС, 2007.
63. Суслов Н.А. Система таможенных органов Российской Федерации: Административно-правовой статус и проблемы его совершенствова-ния. - М.: Эксмо, 2008. – 334с.
64. Трунина Е.В. Административная ответственность за нарушение таможенных правил в Российской Федерации. - Волгоград, 2002.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.