• Категория: Таможенное дело
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2013
  • Оригинальность: 55 %

СОДЕРЖАНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ  ИНФОРМАЦИОННЫХ БАЗ В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ. 6

1.1.   Регулирование информационных баз в таможенном законодательстве. 6

1.2.   Информационные ресурсы таможенных органов. 13

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ БАЗ ДАННЫХ ПРИ КОНТРОЛЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ.. 19

2.1. Автоматизация процедур контроля таможенной стоимости. 19

2.2. Процесс накопления информационных баз данных. 30

2.3. База данных, как источник информации внешней торговли. 35

ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  ИНФОРМАЦИОННЫХ БАЗ ДАННЫХ ПРИ КОНТРОЛЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ.. 48

3.1. Особенности баз данных, используемых в ФТС России. 48

3.2. Правовые проблемы создания и функционирования баз данных таможенных органов  52

3.3 Направления информационного развития таможенных органов. 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 68

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 71

ВВЕДЕНИЕ

  В настоящее время формирование Таможенного союза и создание единой таможенной территории определяют основные цели, задачи и направления развития таможенных органов Российской Федерации. В результате активного обновления таможенного законодательства значительно усиливается влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.

Реформированию подвергается вся система административного управления в сфере таможенного регулирования. Это и организационно-структурная, и кадровая, и нормотворческая составляющие системы. Вместе с тем, быстро меняющаяся экономическая обстановка предъявляет все более высокие требования к таможенному администрированию, призванному обеспечивать законность правоотношений, возникающих между участниками внешнеэкономической деятельности и государством в ходе реализации и защиты прав, свобод и законных интересов лиц при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В свою очередь процессы модернизации таможенной системы вызывают обвальный рост количества таможенных споров, которое в последнее время постоянно прогрессирует. Однако дальнейшее развитие таможенной системы не может быть простым наращиванием количества сотрудников подразделений, осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность, вслед за постоянным увеличением количества рассматриваемых жалоб и обращений. В этой связи необходимы меры для интенсификации данной деятельности, необходим переход таможенных органов на новый качественный уровень администрирования. С началом функционирования Таможенного союза одним из основных направлений по оптимизации таможенного оформления и таможенного контроля является внедрение в таможенных органах в практику перспективных информационных таможенных технологий, включающих комплекс декларирования в электронном виде. В последние годы таможенная служба России широко использует современные информационные технологии, в том числе с применением Интернет-ресурсов. В первую очередь эти технологии нацелены на ускорение и упрощение процесса таможенного оформления внешнеторговых грузов с обеспечением высокого уровня и эффективности контроля соблюдения закона.

База данных федеральной таможенной службы (база ФТС) имеет множество различной информации, которая помогает анализировать рынок в целом и содержит множество ответов на различные вопросы. Код товара, количество поставок, стоимость, дата выпуска, финансирование, поставщика, покупателя, налоги и множество прочей информации можно узнать при наличии базы ФТС. Таможенная база данных имеет более сотни полей, важной исчерпывающей информации, которую указывают в таможенных декларациях при ввозе/вывозе товара из страны/в страну. База ФТС обладает достоверной информацией, которая складывается благодаря доступу к таможенным декларациям государственного таможенного комитета (ГТК). Также, база данных ФТС складывается благодаря доступу к грузовым таможенным декларациям, которые играют значительную роль при формировании всей базы в целом.

Сегодня актуальным на службе таможенников и бизнеса является  - возможность передачи-получения экспортно-импортных деклараций с использованием сетей Интернет, технологии предварительного информирования и удалённого выпуска.

Целью  дипломной работы является изучение теоретических основ и анализ использования информационных баз при контроле таможенной стоимости.

В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

  1. Изучить теоретические аспекты  информационных баз.
  2. Изучить регулирование информационных баз в таможенном законодательстве.
  3.  Выполнить анализ информационных баз при контроле таможенной стоимости.
  4. Разработать мероприятия по совершенствованию автоматизации при контроле таможенной стоимости.

Объектом исследования является процедура контроля таможенной стоимости, предметом – информационные базы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В настоящее время формирование Таможенного союза и создание единой таможенной территории определяют основные цели, задачи и направления развития таможенных органов Российской Федерации. В результате активного обновления таможенного законодательства значительно усиливается влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.

База данных федеральной таможенной службы (база ФТС) имеет множество различной информации, которая помогает анализировать рынок в целом и содержит множество ответов на различные вопросы. Код товара, количество поставок, стоимость, дата выпуска, финансирование, поставщика, покупателя, налоги и множество прочей информации можно узнать при наличии базы ФТС. Таможенная база данных имеет более сотни полей, важной исчерпывающей информации, которую указывают в таможенных декларациях при ввозе/вывозе товара из страны/в страну. База ФТС обладает достоверной информацией, которая складывается благодаря доступу к таможенным декларациям государственного таможенного комитета (ГТК). Также, база данных ФТС складывается благодаря доступу к грузовым таможенным декларациям, которые играют значительную роль при формировании всей базы в целом.

Процесс контроля таможенной стоимости по своей природе является информационно-аналитическимпроцессом. Для принятия взвешенных и обоснованных решений о таможенной стоимости товаров, как при ихдекларировании,  так и при проведении комплексных аналитических работ на всех уровнях таможеннойвертикали, необходима автоматизация процессов анализа и обработки больших массивов разнообразной посвоей природе информации.  Автоматизация процедур таможенного контроля с использованием новыхинформационных технологий обеспечит создание единого информационного пространства,  организацию прямой и обратной связи между различными этапами и уровнями таможенного контроля.

База данных ГТД является основным источником данных статистики внешней торговли и статистики таможенных платежей. Она позволяет получить оперативную информацию о товарах, перемещаемых через таможенную границу.

В условиях функционирования Таможенного союза первоочередными задачами стали создание общего информационного пространства и формирование необходимой правовой базы.

Основными правовыми актами, регулирующими функционирование БД в России являются: Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" и Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятые 31 мая 1991 г.

В соответствии с этими правовыми актами на БД распространяется авторское право. При этом не имеет значения, считаются ли БД выпущенными или не выпущенными в свет и их качество. Правовая охрана распространяется на БД, представляющие собой результат творческого труда по подбору и организации данных.

Проблемы обеспечения прав на информацию в части АИР, то она, несмотря на длительную и довольно подробную проработку, еще далека от своего решения. Для осуществления права на информацию надо прежде всего узнать, где имеется нужная информация и каковы возможности доступа к ней. Очевидно, что государство должно предоставлять такие сведения, по крайней мере, об информационных ресурсах, созданных на средства бюджета, об информации, касающейся прав, обязанностей граждан, и желательно других информационных ресурсах, необходимых для обеспечения важнейших бытовых, социальных, культурных, экономических и других потребностей. Однако создание государственной системы учета информационных ресурсов и информирования о них неоправданно затянулось. Обнадеживающей подвижкой в этом направлении стало содержащееся в Указе Президента РФ № 1390 от 1 июля 1994 г. указание о подготовке проекта Временного положения о государственном учете и регистрации БД, создаваемых за счет средств федерального бюджета.

Необходимо как на концептуальном законодательном уровне, так и на уровне конкретных нормативных актов федеральных и региональных органов власти определить порядок организации и использования государственных (федеральных, ведомственных, региональных) АИР, закрепить ответственность за их создание и поддержку АИР, необходимых для обеспечения функций государственного управления, обеспечения прав граждан на информацию, и за доступ к этим ресурсам.

Эти вопросы и проблемы прав собственности на информационные ресурсы были в значительной мере проработаны рядом организованных Роскоминформом научных коллективов. Ими были подготовлены: Концепция правового обеспечения информатизации России; проект Закона "Об информации, информатизации и защите информации", определяющий правовой режим информации в ее современных формах (прежде всего в виде АИР) и создающий каркас правовых отношений в сфере информатизации (базовый закон).

Подготовлены и приняты ряд законов "Об информационном обеспечении экономического развития и предпринимательской деятельности", "О персональных данных", "Об участии в международном информационном обмене и контроле за экспортом информационной продукции", "О внесении изменений и дополнений в Кодексы РФ об ответственности за правонарушения при работе с информацией", проекты ряда нормативных актов об организации и использовании федеральных и региональных АИР, предложения по проведению приватизации БД.

Выбранные ориентиры развития таможенных органов Российской Федерации, основанные на информационных технологиях и в основном совпадающие с принципами деятельности таможенных служб ведущих стран мира, определение четких и понятных правил таможенного оформления, базирующихся на международных конвенциях и рекомендациях, позволили за прошедшие годы создать правовую и организационную базу деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Тем не менее в настоящее время таможенные органы Российской Федерации еще находятся в стадии активного институционального развития, которое происходит с учетом предстоящего вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, изменения объемов пассажиро- и товаропотоков, повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности регионов страны, роста потребностей транспортных организаций, экспортеров и импортеров.

В качестве совершенствования информационного развития таможенных органов планируется, что реализация функций таможенных органов Российской Федерации при таможенном оформлении будет осуществляться в соответствии с нормами международных договоров по таможенным вопросам и на основе международных стандартах качества (по типу серии ISO), являющихся международным эталоном для создания и оценки систем качества, а также на вовлечении участников внешнеторговой деятельности в процесс подготовки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в таможенной сфере, на создание механизма передачи части не основных операций, выполняемых таможенными органами, саморегулируемым организациям.

Важным направлением является проведение мероприятий, которые позволят включить данные таможенной статистики в единый государственный информационно-статистический ресурс Российской Федерации.

Предполагается создание в структуре таможенных органов Российской Федерации операционного центра для обработки информации и принятия решений, главной задачей которого будет непрерывный мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с применением системы управления рисками и выдача оперативных ориентировок таможенным органам Российской Федерации для целевого применения методов выборочного таможенного контроля, обеспечивающих своевременное реагирование на угрозы связанные с нарушением таможенного законодательства Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17)
  2. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ  (ред. от 11.07.2011)  "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
  3. Закон РФ «О таможенном тарифе» (в ред. от 08.12.2010).
  4. Решение Комиссии Таможенного союза № 494 от 8 декабря 2010 года Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа
  5. ПРИКАЗ от 18 июля 2011 г. N 1470 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
  6. ВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Приказа ФТС РФ от 17.01.2012 N 58)
  7. Приказ ФТС РФ 373 от 01.03.12 Об утверждении типовых положений о подразделениях документационного обеспечения таможенных органов
  8. Андриашин Х.А. Таможенное право: учебник для вузов – М.: ЗАО "Юстицинформ". – 2009. – 150 с.
  9. Афонин П.Н. . Информационные таможенные технологии: Курс
  10. Афонин П.Н., Гамидуллаев С.Н. Таможенные риски: интеллектуальный анализ и управление. Монография. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – 450 с.
  11. Бакаева О.Ю. Правовое регулирование деятельности таможенных органов в Российской Федерации: Дис. ... д. ю.н. Саратов, 2010. – 150 с.
  12. Бакаева О.Ю. Таможенное право: Учеб. – М.: Норма, 2008. – 250 с.
  13. Бакаева О.Ю., Кочубей И.С. Льготы в таможенном законодательстве // Право и экономика. - 2011. - №4. – С.13-16.
  14. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: Учеб. – М.: Велби; Проспект, 2008. – 450 с.
  15. Борисов К.Г. Международное таможенное право. - М.Норма, 2010. – 170 с.
  16. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: Учеб. пособие. - М., 2007. – 144 с.
  17. Драганов В.Г. Основы таможенного дела. – М., 2007. – 187 с.
  18. Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2010. – 328 с.
  19. Журавлев А.А. Таможенные платежи в системе экономических отношений на современном этапе. – Автореф. дисс. … канд. экон. наук. – М. – 2009. – 54 с.
  20. Килясханов И.Ш., Кизляк А.П. Таможенное право: Учеб. пособие. – М.: Юнити, 2010. – 710 с.
  21. Кожанков Ю. ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЕРЕХОДА ОТ ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ К ЕДИНОМУ ЭЛЕКТРОННОМУ ПРОСТРАНСТВУ ЕЭП Логистика. 2011. № 1. С. 10-15.
  22. Косаренко М.И. Таможенное право России: Курс лекций: Учебно – методическое пособие. – М., 2011. – 312 с.
  23. Ноздрачев А.Ф. Административная организация таможенного дела: Учебно – практическое  пособие. – М., 2011. – 410 с.
  24. Ноздрачев А.Ф. Правовое обеспечение новой организации и деятельности таможенных органов: состояние и задачи дальнейшего совершенствования  // Законодательство и экономика. – 2009. – № 2. – С.23-27.
  25. Рутгайзер В.М., Окороков И.В. Таможенная стоимость и ее оценка. – Международная академия оценки и консалтинга. – 2009. – 258 с.
  26. Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учеб. – 2-е изд. Киев: КОО, 2011. – 315 с.
  27. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учеб. пособие - М.: Экономист. – 2009. – 147 с.
  28. Таможенная стоимость: Учебник / Под общ. ред. Л.А. Бондарь, В.А. Шамахов. –М.: Софт Издат, 2007.
  29. Таможенное   законодательство:  Сб.  нормативных  актов  /  Под  ред.  В.А. Максимцева, Б.Н. Габричидзе. – М., 2009. – 215 с.
  30. Таможенное право: Учеб. / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. – М., 2010. – 410 с.
  31. Таможенное право: Учеб. пособие / Под ред. В.Г. Драганова, М.М. Рассолова. – М., 2012. – 715 с.
  32. Халипов С.В. Таможенное право: Учебник. - М.: Зерцало-М, 2011. – 440 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Предложения ФТС России по внесению дополнительных изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза

№ п/п № статьи № пункта/подпункта Действующая редакция ТК ТС Предлагаемая поправка   Редакция с учетом поправки Обоснование Принять/отклонить
44 - Статья 44. Информационные ресурсы таможенных органов 1. Информационные ресурсы таможенных органов, сформированные на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, а также документов, необходимых для их совершения, имеют ограниченный доступ. Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется законодательством государств - членов таможенного союза. Под информационными ресурсами таможенных органов понимается организованная совокупность документированной информации, включающая в себя базы данных, создаваемые, обрабатываемые и накапливаемые в информационных системах таможенных органов. Информационные ресурсы таможенных органов, касающиеся таможенного законодательства таможенного союза, являются открытыми и общедоступными. Общедоступные информационные ресурсы размещаются на сайтах таможенных органов и Комиссии таможенного союза. 2. Порядок получения лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах, имеющих ограниченный доступ, находящихся в ведении таможенных органов, определяется законодательством государств - членов таможенного союза. Дополнить пунктом следующего содержания: «3. Таможенные органы государств-членов Таможенного союза представляют по письменным запросам лиц, осуществляющих оптовую и (или) розничную реализацию товаров иностранного производства, сведения о выпуске товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, в порядке и по форме, установленным решением Комиссии Таможенного союза» Статья 44. Информационные ресурсы таможенных органов 1. Информационные ресурсы таможенных органов, сформированные на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, а также документов, необходимых для их совершения, имеют ограниченный доступ. Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется законодательством государств - членов таможенного союза. Под информационными ресурсами таможенных органов понимается организованная совокупность документированной информации, включающая в себя базы данных, создаваемые, обрабатываемые и накапливаемые в информационных системах таможенных органов. Информационные ресурсы таможенных органов, касающиеся таможенного законодательства таможенного союза, являются открытыми и общедоступными. Общедоступные информационные ресурсы размещаются на сайтах таможенных органов и Комиссии таможенного союза. 2. Порядок получения лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах, имеющих ограниченный доступ, находящихся в ведении таможенных органов, определяется законодательством государств - членов таможенного союза. 3. Таможенные органы государств-членов Таможенного союза представляют по письменным запросам лиц, осуществляющих оптовую и (или) розничную реализацию товаров иностранного производства, сведения о выпуске товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, в порядке и по форме, установленным решением Комиссии Таможенного союза. В целях предоставления возможности лицам убедиться в легальности ввоза  на таможенную территорию Таможенного союза приобретаемых товаров  


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.