• Категория: Юриспруденция
  • Вид работы: Курсовая работа
  • Год защиты: 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 1
1. Государственные органы, полномочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность 4
2. Полномочия органов внутренних дел Российской Федерации при осуществлении оперативно – розыскной деятельности 8
3. Полномочия органов ФСБ при осуществлении оперативно-розыскной деятельности 13
4. Полномочия органов государственной охраны при осуществлении оперативно – розыскной деятельности 17
5. Полномочия таможенных органов при осуществлении
оперативно – розыскной деятельности 20
6. Полномочия органов внешней разведки при осуществлении оперативно – розыскной деятельности 25
7. Полномочия органов уголовно -исполнительной системы РФ при осуществлении оперативно – розыскной деятельности 27
8. Понятие и формы взаимодействия оперативно-розыскных подразделений 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Важнейшей задачей при реализации Конституции РФ является поддержание баланса и соразмерности конституционно защищаемых ценностей, целей и интересов. В целях защиты конституционных ценностей (в том числе прав и свобод других лиц) на основе их баланса допускается в случае необходимости соразмерное ограничение прав и свобод человека и гражданина. Ограничения должны устанавливаться законодателем не произвольно, а на основе заложенных в Конституции РФ принципов справедливости, равенства и соразмерности. Без выполнения данных условий верховенство права невозможно.
Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженности оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан.
Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Исходя из вышеизложенного целью данной курсовой работы является – определить задачи, права и обязанности органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность.
Для достижения данной цели в работе была поставлена задача рассмотрения прав и обязанностей, полномочий органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность, согласно ст. 13 ФЗ №144 «Об оперативно-розыскной деятельности».
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении организационно-розыскной деятельности.
Предмет исследования – содержание законов, иных нормативно-правовых актом, регламентирующих правоотношения, возникающие в связи с обеспечением прав и свобод человека и гражданина в ОРД, и сложившейся практики деятельности оперативных подразделений органов, наделенных правом осуществлять организационно-розыскную деятельность.
Теоретической базой исследования послужили работы ведущих ученых в области теории права и государства, конституционного права, уголовного права, криминалистики, криминологии, психологии, теории оперативно-розыскной деятельности, таких как Бакланов Л. А., Горяинов К.К., Даянов И.С., Захарцев С.И., Климов И. А. Овчинский В.С., Овчинский С.С., Фирсов О. В., Халиков А. Н., Шевченко В. М., Шумилов А.Ю. и другие.
Нормативную основу составили Конституция РФ, УПК РФ, УК РФ, Г К РФ, ФЗ «Об о перативно-розыскной деятельности» и иные федеральные законы.
Структура работы включает введение, 8 глав, заключение и список использованной литературы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оперативно-розыскная деятельность, проводимая уполномоченными на то органами, направлена на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. В сущность понятия "выявление" входит процесс установления признаков преступления методами и средствами оперативно-розыскной деятельности.
Иными словами, с помощью оперативно-розыскных мероприятий обеспечивается обнаружение признаков криминала и осуществляется сбор информации о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, а также о лицах – исполнителях вскрытого противоправного деяния.
В понятие "пресечение" входят меры оперативно-розыскной деятельности, направленные на своевременное реагирование, документирование и ликвидацию преступных проявлений с последующим приобщением данных оперативно-поискового дела к материалам уголовного дела.
Оперативно-поисковое дело заводится по решению руководителя оперативного органа.
В термин "раскрытие преступления" законодателем заложено следующее: обнаружение и задержание лица, готовящегося к совершению преступления либо совершившего или совершающего его. В последнем случае часто употребляется профессиональное словосочетание "взять с поличным", т.е. застать на месте совершения преступления, раскрыть преступление "по горячим следам"; орган дознания, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, задержав лицо, виновное в противоправном деянии, и передав его следователю, может считать, что преступление, исходя из основных его функциональных обязанностей, раскрыто.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности, одним из наиболее важных её элементов является соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность должны всегда руководствоваться содержанием статьи 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Только такой подход со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, поможет им исполнять свои обязанности в полном объеме, с соблюдением прав граждан, с выбором и применением конкретного оперативно-розыскного мероприятия и привлечением лиц, виновных в содеянном.
Таким образом, оперативно-розыскная деятельность направлена на выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, т.е. представители оперативно-розыскной деятельности ограничивают свою задачу и ее решение наличием признаков преступного деяния и изобличением виновных в его совершении.










СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с изменениями. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. – 96 с.
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (Редакция от 18.07.2019 N 177-ФЗ). // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - №5. - Ст. 410.
3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019 N 304-ФЗ, N 308-ФЗ) – М.: Эксмо-Пресс, 2019 г.- 352 с.
4. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019 N 309-ФЗ, N 315-ФЗ) – М.: Проспект, 2019 г. - 352 с.
5. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 02.08.2019 N 311-ФЗ). //Собрание законодательства РФ. Выпуск № 31, 2019 г. ст. 4470
6. Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (ред. от 01.07.2017). //Собрание законодательства РФ. Выпуск № 7, 2017 г. ст. 1026
7. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 18.07.2019 N 182-ФЗ.) Справочно-правовая система «Консультант-плюс»
1. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (ред. от 29.07.2018 N 256-ФЗ. ). Справочно-правовая система «Консультант-плюс»
2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 26.07.2019 N 228-ФЗ, N 251-ФЗ.). Справочно-правовая система «Консультант-плюс»
8. Федеральный Закон от 10.01.1996 года №5-ФЗ в редакции Федерального Закона от 14.02.2007 N 20-ФЗ «О внешней разведке» (ред. от 18.06.2017 N 505-ФЗ). Справочно-правовая система «Консультант-плюс»
9. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (ред. от 28.12.2016 N 503-ФЗ). Справочно-правовая система «Консультант-плюс»
10. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 26.07.2019). Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
11. Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21.07.1993 N 5473-1 (редакция от 06.02.2019 N 4-ФЗ). Справочно-правовая система «Консультант-плюс».

Учебная и специальная литература

1. Гирько С.И., Харченко С.В. О соотношении уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности– М.: ЮНИТИ-ДАНА, журнал "Закон и Право", № 02/2019
2. Горяинов К.К. , Синилов Г.К., Овчинский В.С. Теория оперативно-розыскной деятельности / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского. — 4-е изд., перераб. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. — 384 с.
3. Даянов И.С. К вопросу о понятии «Оперативно-розыскное мероприятие». Журнал «Актуальные проблемы права и государства в XXI веке». № 7-5, 2015, С. 52-56.- Издательство: Уфимский юридический институт МВД России (Уфа).
4. Дубоносов Е. С. ,Тузов Л. Л., Климов И.А. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / И.А. Климов [и др.] ; под ред. И.А. Климова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 439 с
5. Даянов И.С. К вопросу о понятии «Оперативно-розыскное мероприятие». Журнал «Актуальные проблемы права и государства в XXI веке». № 7-5, 2015, С. 52-56.- Издательство: Уфимский юридический институт МВД России (Уфа).
6. Зорькина В. Д. Вагин О.А., Гаврилов Б. Я., Овчинский В.С. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации и обзоров практики Европейского Суда по правам человека / [отв. ред. В. С. Овчинский] ; вступ. ст. В. Д. Зорькина. — 3-е изд., доп. и перераб. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2019.- 576 с.
7. Климов И. А. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" / Климов И.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 407 с.
8. Козловский А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации: теоретические, правовые и организационные аспекты: монография / А.Ю. Козловский. M.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. 210 с.
9. Овчинский В. С. Комментарий к ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". С прил. решений Конституц. Суда РФ.../ В.С. Овчинский и др.; Отв. ред. В.С. Овчинский - 2 изд., доп. и перер. - М.: Норма, 2014. - 608 с.
10. Овчинский С. С. Оперативно-розыскная информация : монография / С.С. Овчинский ; под ред. А.С. Овчинского, В.С.Овчинского.– 2-е изд., доп. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 415 с.
11. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. д-ра юрид. наук, профессора А.Ю. Шумилова, канд. юрид. наук, профессора Н.Е. Симонова. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012.
12. Фирсов О. В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: Учебное пособие / О.В. Фирсов, - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 208 с.
13. Халиков А.Н. Оперативно-розыскная деятельность: Уч.пос. / А.Н. Халиков, - 2-е изд. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. - 281 с.
14. Халиков А.Н. Оперативно-розыскная деятельность: учебник / А.Н. Халиков. — 3-е изд. - Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2019. - 326 с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.