• Категория: Бюджет и бюджетное устройство
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2012
  • Оригинальность: не установлено %

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1.Теоретические аспекты экономического содержания государственного долга5
1.1. Дискуссионные вопросы трактовки государственного долга,
государственного кредита и государственного займа………………………5
1.2. Виды государственных заимствований..…………………………………….15
1.3. Финансовые теории возможности привлечения и использования
государственного долга……………………………………………………….18
1.4. Управление государственным долгом.………………………………………28
2. Анализ состава и структуры государственного долга Российской Федерации…………………………………………………………………………..45
2.1. Анализ внешнего долга…………………………………………………….....45
2.2. Анализ внутреннего долга…………………………………………………….50
3. Основные направления стабилизации и повышения эффективности
использования государственного внутреннего и внешнего долга…………...53
3.1. Анализ текущего общегосударственного долга …………………………….53
3.2. Управление государственным долгом……………………………………….62
3.3. Обслуживание государственного долга……………………………………...73
Заключение………………………………………………………………………….76
Список литературы...……………………...………………………………………..79
Приложение…………………………………………………………………………82


Введение

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.
Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.
Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается тем, что в современных условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем. Это особенно актуально и в условиях текущего финансового кризиса.
Цель работы - исследовать явления государственного долга в нашей стране, его причины, динамику и последствия для экономики России, а также выявить пути его стабилизации.
Объектом исследования является – государственный кредит Российской Федерации.
Предметом исследования является - государственный долг РФ, его структура, динамика, пути управления и стабилизации в современных условиях.
На основе обознЗаключение

За последние годы в результате проводимой бюджетной политики произошли коренные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России, включающего государственный внешний и внутренний долг, внутренний и внешний корпоративный долг.
В настоящее время госдолг России составляет 12,7% от ВВП страны, что существенно меньше, чем в европейских странах. В условиях мирового кризиса резко возрастает значение антикризисных мер по минимизации его последствий. В связи с этим повышается роль инструментов государственной долговой политики как источника финансовых ресурсов, необходимых для экономики. Сейчас, когда для российской экономики все более актуальным становится вопрос о финансировании бюджетного дефицита, механизмы формирования госдолга являются объектом более пристального внимания.
В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 23 сентября 2010 года, государственная политика в области государственного долга Российской Федерации будет направлена на обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований, создание условий для осуществления корпоративных заимствований.
Согласно законопроекту в 2011 – 2013 годах в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета предусматривается осуществлять значительные заимствования на внутреннем финансовом рынке.
Всего за 2011 – 2013 годы предусматривается общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей.
В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществить выпуск еврооблигаций в рублях, первое размещение их возможно в 2010 году. Предполагается, что выпуск таких бумаг позволит привлечь новых инвесторов и содействовать укреплению позиции рубля, как одной из расчетных валют.
Таким образом, на основе рассмотренных и изученных вопросов можно сделать следующие выводы, что основными задачами государства, направленными на поддержание стабильности рынка государственных заимствований является: сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета; осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах; изменение структуры государственного долга Российской Федерации в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга.
Главными целями долговой политики Российской Федерации на ближайшее будущее должно быть решение следующих задач:
- улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;
- обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;
- содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;
- гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
- обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;
- усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;
- создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;
- совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.
Главными из них на ближайшую перспективу являются:
- улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;
- обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;
- создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере.
Эти решения являются обоснованными не только по линии улучшения рынка государственного долга, но и по линии улучшения социально-экономического состояния страны и ее граждан.

Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон принят Гос. Думой 31.07.1998 № 145-ФЗ по состоянию на 1 ноября 2009 г.] – М.: Издательство Юрайт, 2009
2. Федеральный закон РФ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 2 декабря 2009 г. №308-ФЗ.
3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие. / И.Т. Балабанов - 2-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика – 2006 - с.17
4. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/ Г. М. Колпакова - 2-е изд., переработ. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 496 с.
5. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 248 с.
6. Ворожцов П. А. О принципах политики России в области управления государственным долгом / П. А. Ворожцов // Рынок ценных бумаг. -2005 - №18 - С.20 - 24.
7. Воронин Ю. С. Управление государственным долгом / Ю. С. Воронин // Экономист. – 2006 - №1 - С.58 - 67.
8. Златкис Б.И. Ситуация с госдолгом нуждается в аналитиках. // Финансы. 2008. - № 7. – С. 10 – 15. 37
9. Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России / А. И. Лебедев // Проблемы теории и практики управления – 2008 - №3 - С.37-40
10. Моисеев А.К. Внешний долг России – состояние и проблемы платежеспособности. / А.К. Моисеев // Проблемы прогнозирования. – 2007. - № 4. - С. 99 – 107.
11. Попкова Н.А. Управление государственным долгом6 проблемы и возможности. / Н.А. Попкова // Финансы. – 2010. - №1 – С.49-51.
12. Саркисянц А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. // Аудитор. – 2007. - № 8. – С. 25 – 31.
13. Селезнев А. Государственный долг: иллюзии и реальность / А. Селезнев Экономист – 2007 - №3 - С.31-40
14. Хейфец Б.А. Внешний долг России. // Финансы. – 2008. - № 2. – С.22-24
15. Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования /А.А. Чумаченко // Рынок ценных бумаг. – 2008 - №16 - С.63-66.
16. Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России / В. Н. Шенаев // Бизнес и банки – 2009 - №26 - С.1-3.
17. Алехин Б.И. Государственный долг. Пособие для студентов - М., 2007.
18. Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит: Учебник. - М.: Высшее образование, 2006. - С.241.
19. Бескова И.А. Управление государственным долгом. Финансы.-2003.
20. Заключение Счетной палаты на проект бюджета 2011-2013 гг. http://www.budgetrf.ru
21. Зуев Д.С. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ//Инициативы XXI века. 2009. № 4. С. 65-68.
22. Иогансен Н. А ну-ка, отними (Валютный фонд ужесточает правила выдачи кредитов). // Известия. - № 228 (25820). – 02.12.2000. – С. 2.
23. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. Пособие./ Ред. Колпакова Г.М. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2003.
24. Лушин АМ. Финансы: Учебник,- М.: Экономистъ.2005.
25. Мартьянов А.В. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И НОВАЯ ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ Мартьянов А.В.Сибирская финансовая школа. 2008. № 2. С. 35-40.
26. Митрофанова Э., Назаренко Б., Кузьменко А. Обслуживание задолженности РФ Лондонскому клубу кредиторов в цифрах. // Рынок ценных бумаг. – 2000. - № 11 (170). – С. 10 – 15.
27. Мицек С.А. Что способствует и что мешает инвестициям в России? // Финансы и кредит. – 2000. - № 3 (63). – С. 2 – 6.
28. Моисеев А.К. Внешний долг России – состояние и проблемы платежеспособности. // Проблемы прогнозирования. – 2000. - № 4. - С. 99 – 107.
29. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2007.
30. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 7-е изд., перераб. доп. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко», 2007.
31. Николаева Т.П. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ. Учебно-методический комплекс. —
32. Федулова С.Ф. – Финансы – М.Крокус,2005, с.134
33. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. - М.: Юрайт-Издат. - 2006.
34. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2000.
35. Интернет-журнал «Экономика России XXI век»//www.ruseconomy.ru
36. Министерство финансов Российской Федерации//www.minfin.ru
37. Счетная палата РоссийскойФедерации//www.ach.gov.ru/bulletins
38. Центральный банк Российской Федерации//www.cbr.ru
39. http://www.rbc.ru сервер RBC
40. Внешний долг и внешние заимствования. // www.euro.4-6.htm
41. Внешний долг РФ сократился на 4,3 млрд. долл. // www.lenta.ru/economy/2000/11/14/dolg
42. Внешэкономбанк выплатит проценты по валютным займам. // www.lenta.ru/economy/2000/05/12/vyp/aty
43. Геращенко отказывается от обещания накопить 30 млрд. долларов. // www.lenta.ru/economy/2000/12/01/gera
44. Внешний долг России// http://debt.by.ru/g1.htm


аченной цели дипломной работы, поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть дискуссионные вопросы трактовки государственного долга, государственного кредита и государственного займа
2. Проанализировать состава и структуру государственного долга РФ
3. Выявить основные направления стабилизации и повышения эффективности использования государственного внутреннего и внешнего долга.
В процессе работы проводилось изучение основной и периодической литературы, законодательно-нормативных актов по теме исследования.
Проблеме государственного долга посвящены работы экономистов классиков, среди которых можно выделить Д.Рикардо, Ж.-Б.Сей, Дж.С.Милль, У. Петти, Я.Ф.Мелон, А.Хамильтон и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как Алехин Б.И, Белоглазова Г.Н. , Вавилов Ю.Я., Кузнецов А.М., Романовский М.В., Врублевская О.В. и другие.



Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.