СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПР В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.. 6
1.1. Понятие и сущность ПР. 6
1.2. Субъекты и объекты ПР. 12
1.3. Специфика ПР-деятельности в органах государственной власти. 16
2. АНАЛИЗ ПР-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИНИСТЕРСТВЕ ТРУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.. 24
2.1 Характеристика деятельности Министерства труда УР. 24
2.2 Структура управления Министерства труда ее задачи и функции. 27
2.3. Основные принципы и инструменты реализации связей с общественностью в Министерстве труда УР. 29
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПР-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ... 36
3.1. Анализ основных направлений ПР - деятельности Министерства труда. 36
3.2. Корпоративная культура и ПР-политика Министерства труда УР. 50
3.3. Предложения по совершенствованию ПР-деятельности в Министерстве труда УР 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 68
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 72
ВВЕДЕНИЕ
Стратегия государства в отношении гражданского общества, реализуемая в деятельности ПР органов государственной власти, проявляется, прежде всего, в определенной информационной политике. В настоящее время она приобрела огромное значение в деятельности органов государства, что обусловлено вступлением человечества в новую фазу развития - информационное общество.
Информационные процессы оказывают существенное влияние не только на экономическое, социальное, политическое, научно-техническое и культурное развитие общества, но и на изменение мировоззрения людей, морально-психологические и поведенческие аспекты их жизнедеятельности, государственное устройство и функционирование государственного механизма, в целом на инфраструктуру межличностных, общественных, внутри- и межгосударственных отношений.
Для того чтобы в России сформировалось и устойчиво развивалось демократическое гражданское общество, необходимо, чтобы общественные структуры и каждый гражданин могли оперативно получать достоверную и объективную информацию по всем интересующим его вопросам жизнедеятельности системы «общество - власть» и свободно обмениваться информацией.
Следует отметить значимость работы ПР-служб в органах государственного управления, причем названия и круг полномочий таких служб могут быть разными. ПР-службы призваны обеспечивать регулярное предоставление информации о результатах деятельности органов власти, планах и принимаемых решениях, а также реализовывать воспитательно-информационную функцию, направленную на просвещение общественности в сфере ответственности этих органов. В последнее время в России наблюдается положительная тенденция со стороны, в первую очередь, федеральной власти к использованию механизма взаимодействия с общественностью. Достаточно заметными являются ПР-службы в Администрации Президента, Правительстве России, силовых структурах и ряде других федеральных ведомств, мы же рассмотрим специфику ПР деятельности на региональном уровне на примере Министерства труда Удмуртской Республики.
С развитием демократии, открытости и гласности в работе государственной власти, с повсеместным введением выборных должностей в системах федерального, регионального и муниципального управления, важное значение приобретает расширение контактов власти с населением. Если ранее идеологическая и пропагандистская работа органов власти через средства массовой информации представлялась как односторонний поток, лишенный обратной связи, то новое время поставило задачу построения диалогической по сути формы взаимодействия властей и населения в регионе. Это не просто требование времени - это важнейшее условие успешного функционирования исполнительных органов власти.
Объектом исследования является деятельность органов государственной власти, предметом - ПР-политика в деятельности органов государственной власти.
Цель работы - рассмотреть особенности связей с общественностью (ПР) в деятельности органов государственной власти.
Исходя из цели, формируются следующие задачи дипломной работы:
- Рассмотреть деятельность ПР-служб в органах государственной власти;
- Провести анализ ПР -деятельности в Министерстве труда Удмуртской Республики;
- Направления совершенствования ПР-деятельности в структуре Министерства труда.
Методологическая база исследования строится на общенаучных методах познания: обобщение и систематизация теоретических данных, системный и социокультурный анализ, обработка полученных эмпирических данных, формирование выводов исследования.
В процессе исследования использованы труды отечественных и зарубежных ученых, специалистов в области ПР: Блэк С. , Гоулд Ф., Алешина И.А., Почепцов Г.Г., Пономарев Н.Ф. и др.
Наиболее подробно в своих работах ПР-политику в органах государственной власти раскрывают следующие авторы: Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Лукиева Е. Б., Тургаев А.С., Хренов А.Е..
Теоретические аспекты PublicRelations в системе государственного управления заложены в классических работах современных ученых (Сэм Блэк, Доти Дороти, В.С. Комаровский, А.Н. Чумиков, Г.В. Атаманчук, В.Г. Королько, Е.Ф. Коханов).
В нашей стране большее распространение получили исследования проблем, связанных с информационным взаимодействием граждан и органов власти, прежде всего - информационного влияния власти на массовое сознание. Следующую группу авторов можно отнести к специалистам, освещающим практическую PR-деятельность в государственных органах власти (Л.Ю. Гермогенова, В.В. Лазутин, В.А. Моисеев, Д.В. Ольшанский, И.С. Доскова, С.М. Емельянов).
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы дипломной работы и содержащиеся в ней выводы могут способствовать дальнейшей разработке круга проблем, связанных с изучением деятельности служб по связям с общественностью в местных государственных органах власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня информационная политика государства направлена на реализацию диалога власти и общества, на информирование граждан о деятельности представителей власти, на установление постоянных контактов с общественными организациями и СМИ, изучение общественного мнения, повышение авторитета власти, установление обратной связи как условия эффективной демократизации общества и формирования гражданской активности при широком использовании электронных информационных ресурсов.
Деятельность органов государственной власти затрагивает все стороны жизни общества и потому зависит от работы с общественностью. Спецификой работы госструктур является то, что они призваны отражать интересы страны в целом, всех граждан или значительной их части.
Повсеместно находит признание необходимость иметь эффективную службу по связям с общественностью в федеральных органах власти. Именно такая практика и установилась в работе аппарата правительственных учреждений многих стран, причем названия и круг полномочий этих служб могут быть различными.
Общими целями ПР в органах государственного управления, независимо от уровня, являются:
1) информирование граждан о деятельности государственного органа;
2) информирование госаппарата о состоянии общественного мнения;
3) побуждение граждан участвовать в государственных программах (голосование, защита окружающей среды);
4) побуждение бизнеса и общественных организаций участвовать в подготовке и реализации государственных программ;
5) информационная поддержка эффективного взаимодействия ветвей государственной власти в интересах общества;
6) обеспечение благоприятного отношения и поведения международной общественности и международных организаций в отношении страны.
Органы государственной власти Ижевска в большей степени взаимодействуют с республиканскими средствами массовой информации: газеты «Известия УР», «Комсомольская правда УР»», «Удмуртская правда», «АиФ Удмуртии», информационное агентство «День», телеканалы «Новый регион», «Моя Удмуртия», Общественно-политический сайт Удмуртской республики, города Ижевска и Приволжского федерального округа «СУСАНИН» и др
Исследование корпоративной культуры на примере управления информационно-аналитического и организационного обеспечения показало, что в целом корпоративная культура находится на высоком уровне. Так как эффективность связей с общественностью Министерства труда целиком зависит от слаженной работы данного управления, характеристики его показателей целиком отражают влияние корпоративной культуры на ПР-политику Министерства.
Анализ отдельных компонентов организационной культуры показывает, что имеется взаимосвязь между организацией работы управления и общим курсом связей с общественностью в Министерстве труда. Эта зависимость выше по таким ключевым элементам, как коммуникации или мораль, однако, такие компоненты организационной культуры, как «работа» и «управление» тоже имеют немаловажное влияние на формирование ПР-политики Министерства труда.
Проведенный мониторинг СМИ по деятельности выявил недостаточное количество публикаций по освещению работы Министерства труда. Анализ жанровой направленности публикаций показал, что большинство материалов по теме работы министерства труда - это информационные сообщения (пресс-релизы, отчеты, информационные заметки с мероприятий, организованных либо самим министерством, либо правительственными организациями).
Основная информация представлена о задолженности по выплате заработной платы в городах республики и состоянии рынка труда.
Самостоятельно подготовленные журналистские материалы в виде расследований, комментариев, корреспонденций, обозрений отсутствуют.
По результатам мониторинга СМИ можно отметить, что в Министерстве труда в настоящее время недостаточно разработан механизм координации деятельности СМИ. Необходимо чтобы средства массовой информации активно работали по освещению всех направлений работы Министерства труда УР.
Несмотря на острую актуальность проблему о положении на рынке труда УР данная тема являются необоснованно мало освещаемой в печатной и э прессе. Печатные СМИ уделяют недостаточно внимания актуальным для республики проблемам предложения и спроса на рынке труда.
В связи с этим для координации информационного обеспечения деятельности Министерства труда необходимо создание службы по ПР.
В числе важных функций пресс-службы – разработка стратегии по отношению к прессе, информационные консультации, подготовка информационных бюллетеней, текстов и документов для опубликования. Важнейшим условием эффективности работы Министерства труда УР сегодня является своевременная и достоверная информация. Пресс-службы информируют общество через СМИ, а также сообщают руководству об общественном мнении по какому-либо вопросу, о реакции общества на уже принятые решения, составляют аналитические обзоры. Таким образом, информационный центр – пресс-служба – сегодня становится ядром государственного учреждения, обеспечивая согласованность действий, выработку планов и достижение целей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (с изм. от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ)// СПС Гарант
- Указ Президента УР от 25 августа 2011 г. № 161 "О повышении заработной платы педагогических работников государственных учреждений Удмуртской Республики"// СПС Гарант
- Аги У., Кэмерон Г., Олт Ф. и др. Самое главное в ПР. [Текст] – СПб.: Питер, 2004.
- Алешина И.А. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. [Текст] - М: 1997.
- Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. [Текст] – Ростов – н – Д., 1998.
- Галкина Т.П. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ: от группы к команде[Текст] – М.: Финансы и статистика - 2001
- Гончаров В. Политический консалтинг в России: конец эпохи всемогущества. // Полития. – 1999. – №2.
- Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании. // Политические исследования. – 2003. – №4.
- Григорьева Н. Работа учреждения с общественностью. [Текст] – СПб: 1999.
- Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью. Вводный курс. [Текст] – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.
- Зотова З. Избирательная кампания: технологии организации и проведения. [Текст] – М., 2005.
- Игнатьев Д., Бекетов А., Сарокваша Ф. Настольная энциклопедия Public Relations[Текст] – М.: "Альпина Паблишер", 2002г., 229с.
- Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. [Текст] – М.: Издательство ИМА-пресс, 2000.
- Комаровский В.С. "Связи с общественностью в политике и государственном управлении".[Текст] М., РАГС, 2001, 520 с.
- Кондратьев Э.В. Связи с общественностью: Учебное пособие для высшей школы [Текст] / Под общ. ред.С.Д. Резника/ Э.В. Кондратьев, Р.Н. Абрамов.– 2-е изд. испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2004. – 432 с.
- Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. [Текст] М., "Рефл -бук", К.: "Ваклер" - 2000. - 528 с.
- Кошелюк М.Е. Технологии политических выборов. [Текст] – СПб.: Питер, 2004.
- Красовский Ю.Д. Организационное поведение [Текст] / Красовский Ю.Д. – М.: Юнити, 2004. – 511 с.
- Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью [Текст]: Учебник для вузов – М.:2010 – 384 с.
- Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технология: Учебник для студентов вузов [Текст] / В.Ф. Кузнецов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 300 с.
- Лукиева Е. Б. Теория и практика связей с общественностью. Часть I. Основы ПР: [Текст] Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 156 с
- Малинин Е.Д. Организационная культура и эффективность бизнеса [Текст] / Малинин Е.Д. - М.: МПСИ, 2004. – 360 с.
- Мамонтов А.А. Практический PR. Как стать хорошим PR-менеджером, версия 2.0. [Текст] / А.А. Мамонтов. – М.: Вершина, 2008. – 108 с.
- Маркони Дж. PR: полное руководство/ Пер.с англ. Д.Р. Геренава, Ю.П. Леоновой [Текст] / Дж.Маркони. – М.: Вершина, 2006. – 256 с.
- Минцберг Г.Р. Структура в кулаке [Текст] – СПб.: Питер,2003.- 512 с.
- Моисеев В.А. Паблик рилейшнз – средство социальной коммуникации. (Теория и практика) [Текст] / В.А. Моисеев. – К.: Дакор., 2002. – 506 с.
- Моисеев В.А. Паблик рилейшнз. Теория и практика. [Текст] – ИКФ Омега – Л, 2001. - 376 с.
- Моргунов Е.Б. Управление персоналом /[Текст] Е.Б. Моргунов. - М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000. - 260 с.
- Ньюсом Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз [Текст] / Д. Ньюсом, Дж. Терк, Д. Крукеберг. – М.: Дело, 2001. – 876 с.
- Овчинникова М.А. Паблик рилейшнз как инструмент политики в США [Текст] / М.А. Овчинникова / США+Канада: Экономика-политика-культура : Ежемесячный научный и общественно-политический журнал , 2001. - N4. – 63 с.
- Оливер С. Стратегия в паблик рилейшнз/ Пер. с англ. под ред. А.Н. Андреевой[Текст] / С. Оливер. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. – 160 с.
- Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики/ Е.Н. Пашенцев. - М.: Дело, 2000. – 134 с.
- Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура[Текст] – М.: Логос, 2002. – 205 c.
- Политология в схемах и комментариях [Текст] Под ред. Тургаева А.С., Хренова А.Е. Питер,2005 г.; 304 стр
- Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшнз для профессионалов. [Текст] М.: Ваклер, 2005.
- Роббинс С.П. Правда об управлении персоналом[Текст]. - М.: Логос, 2002. 215 с.
- Румянцева З.П. Менеджмент организации [Текст] / З.П. Румянцева, Н.А Соломатин. – Инфа – М., 2000. - 256 с.
- Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации [Текст] / Смолкин А.М. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 347 с.
- Тиккер Э. Паблик рилейшнз: учеб./ Пер. с англ. С.Бердышева [Текст] / Э.Тиккер – М.: Проспект, 2005. – 336 с.
- Уилкокс Д. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ [Текст] / Д. Уилкокс. - М.: Дело, 2004. – 243 с.
- Управление персоналом. [Текст] / Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. - М.: ЮНИТИ, 1998. – 185 с.
- Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов [Текст] / Уткин Э.А.- М.: Издательство «Зерцало», 1998. - 448 с.
- Хает Г.Л. Корпоративная культура и ценности человека [Текст] / Хает Г.Л. - Краматорск: ДГМА, 2001. – 268 с.
- Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: учебник. – 5-е изд. [Текст] / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. – М.: Дело АНХ, 2008. – 560 с.
- Шишкина М.А. Кривоносов А.Д. Филатова О.Г. Основы теории связей с общественностью. [Текст] -СПб, 2010
- Сайт Министерства труда УР[Текст] http://mintrud.udmurt.ru/