• Категория: Страхование
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2013
  • Оригинальность: 70 %

Оглавление

 Введение. 3

Глава 1. Общая характеристика форм пенсионного страхования в РФ.. 7

1.1. Сравнительный анализ обязательной и добровольной форм пенсионного страхования. 7

1.2. Понятие и форма договора негосударственного пенсионного страхования. Отграничение от иных договорных обязательств. 16

Глава 2. Характеристика договора добровольного пенсионного страхования. 22

2.1. Существенные условия договора негосударственного пенсионного страхования. 22

2.2. Стороны договора негосударственного пенсионного страхования, их права и обязанности. 27

2.3. Особенности заключения и исполнения договоров негосударственного пенсионного страхования. 34

Глава 3. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) 42

3.1.                                 Нормативное правовое регулирование деятельности НПФ.. 42

3.2.                                                               Правовой механизм функционирования НПФ.. 50

3.3. Недостатки системы НПФ и их возможные решения. 56

Заключение. 64

Список использованной литературы.. 70

Введение

Актуальность темы. В целях обеспечения достойной жизни гражданам пенсионного возраста существует система обязательного пенсионного страхования, которую реализует государство для выплат пенсии трудящимся гражданам. В России можно выделить два основных вида пенсионного страхования:

- обязательное пенсионное страхование - включает трудовую пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;

- добровольное пенсионное обеспечение - включает пенсии, которые выплачиваются за счет взносов работодателей и самостоятельных пенсионных накоплений граждан.

Наряду с государственным пенсионным страхованием и государственным пенсионным обеспечением в России имеется и добровольное пенсионное страхование, позволяющее гражданам собственными силами повышать уровень свей жизни после наступления пенсионного возраста. В последнее время вопрос о добровольном пенсионном страховании стоит особенно остро в связи с маленьким размером государственных пенсий большинства населения страны. В этой связи изучение договора добровольного пенсионного страхования, выявление его основных элементов и возможностей, являются особенно актуальными.

Добровольное пенсионное страхование по сути является одним из видов накопительного страхования жизни, механизм действия которого не так уж сложен. Гражданин, согласно договора, перечисляет определенную денежную сумму страховой компании, и последняя инвестирует эти средства с целью увеличения их объема. По достижении клиентом оговоренного договором срока компания выплачивает ему дополнительную пенсию.

По своей сути договор добровольного пенсионного страхования очень похож на договора накопительного страхования жизни и здоровья, поэтому его затруднительно отнести к пенсионной или страховой сфере действующего законодательства, что также является одной из причин актуальности выбранной темы.

Основная цель пенсионного страхования – гарантировать гражданам по достижении ими пенсионного возраста достойный уровень жизни.

На сегодняшний день разработана масса программ дополнительного пенсионного страхования, и право клиента – выбрать ту, что ему больше по душе. Взносы в пенсионный фонд могут быть единовременными или накопительными, платежи – ежегодными, ежеквартальными или ежемесячными (в зависимости от договора). А сам договор может быть заключен на срок до 99 лет. Выплата денег пенсионеру в случае дополнительного пенсионного страхования может также производиться раз в квартал, полугодие, месяц и т.д., - в течение оговоренного срока или же до конца жизни. Благодаря принятию Федерального Закона о негосударственных пенсионных фондах, получили толчок к развитию как пенсионное страхование на предприятиях и в крупных корпорациях, так и пенсионные программы для отдельных граждан, желающих накопить средства к достижению нетрудоспособного возраста.

Добровольное пенсионное страхование обладает неоспоримым преимуществом перед другими вариантами накоплений: договор страхования накопительной пенсии можно сочетать со страхованием на случай наступления смерти до достижения застрахованным возраста выхода на пенсию. В этом случае, согласно договора добровольного пенсионного страхования, компания-страховщик выплатит законным наследникам застрахованного оговоренную сумму, и это будут немалые деньги.

Добровольные пенсионные накопления могут формироваться гражданами как самостоятельно, так и с помощью организаций и предприятий, являющихся по отношению к ним работодателем. Создание корпоративных пенсионных систем позволяет обеспечить дополнительную пенсию для работника соответствующей сферы и тем самым создать оптимальную и эффективную пенсионную программу, выгодную как и предприятию, так и работнику. Это будет способствовать повышению уверенности работников в завтрашнем дне. Для предприятия же внедрение корпоративной пенсионной системы послужит дополнительным стимулом сокращения ротации кадров, позволяя тем самым удерживать наиболее ценных сотрудников.

Объектом работы является добровольное (негосударственное) пенсионное страхование граждан.

Предметом исследования является договор негосударственного пенсионного страхования в РФ.

Цель выпускной квалификационной работы – изучить договор добровольного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- дать общую характеристику формам пенсионного страхования в РФ;

- провести сравнительный анализ обязательной и добровольной формам пенсионного страхования;

- изучить договор негосударственного пенсионного обеспечения, его понятия и формы;

- определить существенные условия договора негосударственного пенсионного страхования;

- дать характеристику сторонам договора негосударственного пенсионного страхования, определить их права и обязанности;

-выявить особенности заключения договора негосударственного пенсионного страхования;

- дать характеристику негосударственным пенсионным фондам, оценить нормативное правовое регулирование НПФ;

- изучить правовой механизм функционирования НПФ;

- выявить недостатки системы НПФ и их возможные решения.

Методологическую основувыпускной квалификационной работы составили современные такие методы исследования как аналитический, сравнительный, анализа документов, а также частно-научные метод.

Выпускная квалификационная работа состоит из введение, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

 

Подводя итог проделанной работе, можно сделать вывод, что в России существует два вида пенсионного обеспечения граждан – обязательный и добровольный. Обязательное пенсионное страхование подразумевает под собой систему норм, которую реализует государство для выплат пенсии трудящимся гражданам. От гражданина не зависит ни размер будущей пенсии, ни выбор срока наступления пенсионного периода – право на получение государственной пенсии регламентирована действующим законодательством.

Добровольное пенсионное страхование - это система накоплений с помощью различных финансовых организаций будущей пенсии, являющаяся дополнительной по отношению к обязательному пенсионному страхованию и позволяющая гражданину самостоятельно определять размер взносов и, соответственно, негосударственной пенсии.

В отличие от добровольного страхования, субъекты страховых правоотношений при обязательном страховании лишены возможности достигать каких-либо соглашений по условию о характере события, на случай которого осуществляется страхование. Эту функцию выполняет законодатель, а понятие страхового случая обусловлено уже не договором, а законом.

Добровольное пенсионное страхование осуществляется негосударственными пенсионными фондами и страховыми компаниями.

Право на получение страховой суммы при добровольном пенсионном страховании принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор, как правило, это застрахованное лицо. Но в договоре в качестве выгодоприобретателя может быть названо другое лицо. Если иные выгодоприобретатели не назначены, то в случае смерти застрахованного таковыми признаются его наследники.

Добровольное пенсионное страхование может быть пожизненным  и временным. Пожизненное страхование означает выплату пенсии по достижении пенсионного возраста и на протяжении всей жизни страхователя. Временное страхование означает выплаты на протяжении определенного количества времени, например, пяти или десяти лет.

Страховые взносы по договору добровольного пенсионного страхования могут быть единовременными или накопительными, платежи – ежегодными, ежеквартальными или ежемесячными (в зависимости от договора). А сам договор может быть заключен на срок до 99 лет. Выплата денег пенсионеру в случае дополнительного пенсионного страхования может также производиться раз в квартал, полугодие, месяц и т.д., - в течение оговоренного срока или же до конца жизни. Все указанные условия оговариваются при заключении договора.

Договор добровольного пенсионного страхования носит консенсуальный характер, поскольку считается заключенным тогда, когда стороны пришли к соглашению по всем существенным условиям договора. Вместе с тем, все сколько-нибудь существенные обязательства у сторон возникают после внесения вкладчиком первого взноса, что дает право назвать договор негосударственного пенсионного страхованию реальным.

Договор добровольного пенсионного страхования сформулирован как взаимный, т.е. предусмотрен двусторонний характер сделки, создающий права и обязанности для каждой из сторон.

К существенным условиям договора добровольного пенсионного страхования относятся сведения о застрахованном лице, о страховом случае, о размере страховой суммы и о сроке действия договора.

При добровольном пенсионном страховании страховым случаем являются основания выплаты негосударственной пенсии, например, достижение определенного возраста. При этом основания выплат по данному договору могут не совпадать с законными основаниями для назначения государственной пенсии.

Сторонами договора добровольного пенсионного страхования являются страховщик, страхователь и застрахованное лицо. При заключении договора с негосударственным пенсионным фондом стороны договора именуются вкладчик и фонд.

Вкладчиком является физическое или юридическое лицо, заключившее договор добровольного пенсионного страхования и уплачивающее в фонд пенсионные взносы.

Фонд – это созданный и зарегистрированный в установленном порядке фонд, обладающий лицензией на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Страхователь – это лицо, которое в силу закона или договора обязано уплатить страховщику страховую премию (плату за страхование), а при наступлении страхового случая вправе требовать от страховщика страховую выплату себе или выгодоприобретателю, если страхование производится в пользу третьего лица.

Страховщик – это субъект страхового отношения, который за плату в виде страховой премии обязан при наступлении страхового случая обеспечить страховую выплату лицу, в пользу которого производится страхование.

Застрахованное лицо – это лицо, в отношении которого осуществляется страхование, т.е. реализуется страховая защита. Им всегда выступает лицо, получающее страховую выплату.

Действующее законодательство не содержит детального описания процедуры заключения договора негосударственного пенсионного страхования, поэтому при его заключении необходимо руководствоваться нормами права, регулирующими порядок заключения договора личного страхования.

Договор заключается в простой письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Перед подписанием договора стороны должны согласовать между собой все существенные условия договора.

Договор добровольного пенсионного страхования, как и любой другой гражданский договор, может быть прекращен надлежащим исполнением. Договор прекращается, если страхователю (выгодоприобретателю) страховое возмещение выплачено в полном объеме. Поскольку в этом случае выплачивается вся страховая сумма, то считается, что обязательство исполнено надлежащим образом. Исполнить договор страхования – значит выполнить вытекающие из него обязательства. Обязательство страхователя по договору негосударственного пенсионного страхования связано с уплатой страховой премии.

Большая часть договоров добровольного пенсионного страхования заключается с негосударственными пенсионными фондами, одним из важнейших направлений деятельности которых является наращивание пенсионных накоплений граждан.

В соответствии с Законом о НПФ негосударственный пенсионный фонд представляет собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой является деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения и деятельность в качестве страховщика по обязательному и добровольному пенсионному страхованию. Отношения, возникающие между НПФ и вкладчиком такого фонда, являются по своей сущности инвестиционными отношениями: они возникают на основании договора добровольного пенсионного страхования.

 По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что реформа добровольной пенсионной системы еще не получила должного завершения. Причина слабого развития рынка НПФ кроется в нескольких факторах, среди которых невысокие доходы населения, неграмотность граждан в вопросах финансирования, низкий уровень вовлеченности средств негосударственных пенсионных фондов в инвестиционный оборот, менталитет русского народа.

Из-за слаборазвитости финансового рынка НПФ не могут применять инструмент долгосрочных инвестиций – фактически управляющие компании преобразуют долгосрочные ресурсы НПФ в краткосрочные активы.

Существующая система налогообложения также должна быть скорректирована. В России взносы в НПФ и доход, полученный от инвестирования средств, подлежат налогообложению, а выплаты пенсий, напротив, освобождены от налога.

Необходимо при модернизации деятельности НПФ придерживаться ориентиров: повышение доли активов НПФ в ВВП до уровня развитых стран; среднее соотношение трудовой пенсии и заработной платы должно составлять более 0,3, с учетом поступлений от всех видов пенсионного обеспечения – не менее 0,5.

Для достижения указанных ориентиров необходимо продолжить реформирование пенсионной системы, продолжить программу государственного софинансирования, для чего создать дополнительные условия для развития добровольных пенсионных накоплений через НПФ, а также сделать более доступной информацию о рынках НПФ.

Также требуется создание условий для усиления НПФ как институциональных инвесторов, для чего было бы правильным создать благоприятное налогообложение и расширить допустимый инструментарий для размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений. Но при этом необходимо создание условий для повышения надежности НПФ.

Необходимо увеличить эффективность рынков НПФ, ужесточив требования по минимальному размеру собственных средств для НПФ, усилив систему гарантий, не зависящей от самих рынков НПФ. При этом данная система должна компенсировать потери только при реализации операционных рисков, а не как рыночных рисков. Также, необходимо создание системы добровольного лицензирования фондов (например, допускаемых к участию в системе государственного софинансирования добровольных накоплений).

Параллельно с рынками НПФ должны развиваться инфраструктуры рынка. Широкое использование инструмента рейтингов надежности должно привести к повышению уровня конкуренции и увеличению открытости и прозрачности фондов.

Для реализации поставленных целей необходимо предпринять следующие меры:

1. Привлекать дополнительные ресурсы на финансирование пенсионных выплат для сокращения разрыва между доходами трудоспособного населения и пенсионеров.

2. Повышение доверия к системе негосударственного пенсионного обеспечения со стороны населения и бизнеса и повышение пенсионной грамотности населения.

3. Создание благоприятного налогового климата.

4. Расширение допустимого инструментария для размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, а также совершенствование требований к размещению страховых резервов.

5. Расширение перечня инструментов для размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений должно развиваться как за счет разработки и выведения на финансовые рынки надежных долгосрочных инструментов, так и путем введения дополнительных показателей, характеризующих качество активов.

6. Усиление требований к надежности и устойчивости негосударственных пенсионных фондов.

7. Развитие инфраструктуры рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Собрание Законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 декабря 1994 г.  №  51-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Собрание законодательства РФ. -  1994. - № 32. - Ст. 3301.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 07.03.2011) // Собрание законодательства РФ.  - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
  4. Федеральный закон от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ред. от 08.12.2010) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 14. - Ст. 1401.
  5. Федеральный закон от 07 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (ред. от 27.07.2010) // Собрание законодательства РФ. -  № 19. – 1998. - Ст. 2071.
  6. Федеральный закон от 15декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 51. - Ст. 4831.
  7. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - №51. - Ст. 4832.
  8. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №  173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 27.07.2010) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 52 (1 ч.). - Ст. 4920.
  9. Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (ред. от 27.07.2010) // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 18. - Ст. 1943.
  10. Постановление Правительства РФ от 13 декабря 1999 г. № 1385 «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 51. - Ст. 6353.
  11. Постановление Правительства РФ от 22 января 2003 г. № 34 «О назначении Банка внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанка) государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений» (ред. от 31.12.2005) // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 4. - Ст. 336.
  12. Постановление Правительства РФ от 06 февраля 2004 г. № 60 «Об утверждении форм типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом, форм заявлений застрахованного лица о переходе в негосударственный пенсионный фонд и о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации» (ред. от 05.10.2010) // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 7. - Ст. 530.
  13. Постановление Правительства РФ от 01 февраля 2007 г. № 63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» // Собрание законодательства РФ. 2007 - № 6. - Ст. 769.
  14. Постановление Правительства РФ от 03 декабря 2007 г. № 742 «Об утверждении Правил выплаты негосударственным Пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии» (ред. от 18.08.2010)  // Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 46. - Ст. 5581.
  15. Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» (ред. от 12.04.1999) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1992. – № 12. - Ст. 925.
  16. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 19 июля 2010 г. № 523н «Об утверждении формы типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом» // Российская газета. - № 195. – 2010.

Материалы судебной практики

  1. Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)»)  (ред. от 05.08.2000) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1992. - № 5. - Ст. 180.
  2. Определение ВАС РФ от 07.07.2010 г. № ВАС-8713/10 по делу № А40-140046/09-2-901 «В передаче дела об отмене предписания федеральной службы по финансовым рынкам об устранении нарушений, связанных с начислением отрицательной доходности по пенсионным счетам участников и вкладчиков, для пересмотра в порядке надзора отказано, так как одностороннее изменение обязательств перед своими вкладчиками и участниками противоречит нормативным актам, предусматривающим создание страхового резерва для обеспечения устойчивости исполнения обязательств» // СПС КонсультантПлюс, 2010.
  3. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.08.2004 г. № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» // Вестник ВАС РФ. - № 10. – 2004 (Обзор).
  4. Решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 29 октября 2009 г. // http://www.ahml.ru/ common/img/uploaded/files/participants/sud/judge/resh_arh_291009.pdf.

 

Литература

Учебники и монографии

 Барков А.В. Договор как средство правового регулирования рынка социальных услуг: Монография // М.: Юрист, 2008. - 291 с.

  1. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2008.
  2. Благодир А.Л., Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (постатейный) // М.: Юстицинформ, 2010. - 400 с.
  3. Вавулин Д.А. Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (постатейный) // М.: Деловой двор, 2009. - 168 с.
  4. Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие // М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. - 312 с.
  5. Зайцев О.Р. Договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом // М.: Статут, 2007. - 507 с.
  6. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации (постатейный) / С.А. Афанасьев, Г.Н. Батанов, В.Г. Белоглазова и др.; под ред. М.Ю. Зурабова // М.: НОРМА, 2007. - 944 с.
  7. Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам / Е.А. Борисова, С.А. Герасименко, Б.А. Горохов и др.; под ред. В.М. Жуйкова. 2-е изд., перераб. и доп. // М.: НОРМА, 2008. - 832 с.
  8. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации (постатейный) / С.А. Афанасьев, Г.Н. Батанов, В.Г. Белоглазова и др.; под ред. М.Ю. Зурабова // М.: НОРМА, 2007. - 944 с.
  9. Кутепова К.О., Степанов А.Г. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер // М.: Омега-Л, 2010. - 197 с.
  10. Новикова Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирований пенсионных накоплений» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2010.
  11. Петров А.Н. Государственные пенсии в Российской Федерации: Практический справочник. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. - 232 с.
  12. Слобцов И.А., Шашкова (Кузнецова) О.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2010.
  13. Черешева Е.А., Карташова Ю.А., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2010.

Статьи периодических изданий

 

  1. Авдеев В.В. Обязательное пенсионное обеспечение // Налоги (газета). – 2009. - № 19. – С. 14-19.
  2. Апиков Р.С. Правовое регулирование инвестирования пенсионных накоплений // Право и политика. – 2007. - № 9. – С. 36-41.
  3. Апиков Р.С. Инвестирование накоплений негосударственными пенсионными фондами // Банковское дело. – 2007. - № 4. – С. 4-8.
  4. Галаева Л.А. Юридическая ответственность страхователя как субъекта обязательного социального страхования // Социальное и пенсионное право. - 2010. - № 4. - С. 2 - 5.
  5. Конюхова Т.В. Правовое регулирование инвестиций пенсионных фондов // Законодательство и экономика. - 2004. - № 12. - С. 9-12.
  6. Конюхова Т.В. Правовое регулирование финансовой деятельности пенсионных фондов, использующих средства накопительной части трудовой пенсии граждан // Налоги (газета). – 2006. - № 20. – С. 12-18.
  7. Мананников Д.Ю. «О праве граждан на «вторую пенсию» // Социальное и пенсионное право. – 2008. - № 2. – С. 43-46.
  8. Пермяков О.В. Юридическая природа пенсионного договора // Юрист. – 2006. - № 6. – С. 12-16.
  9. Савельев А.И. Договор присоединения в российском гражданском праве // Вестник гражданского права. - 2010. - № 5. - С. 13 - 75.
  10. Соловьев В.Н. Право собственности на средства пенсионных накоплений, переданных в негосударственный пенсионный фонд // Юрист. – 2009. - №  2. – С. 5-10.

 Интернет-ресурсы


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.