• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2022
  • Оригинальность: 68 %

Оглавление
Введение 3
1. КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1 Теоретические основы формирования коммуникативных УУД 7
1.2 Психолого-педагогические особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий в младшем 12
школьном возрасте 12
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Результаты констатирующего этапа 27
2.3 Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 32
Заключение 40
Библиографический список 41
Приложения 49

Введение
Спустя некоторое время, после того, как в обществе произошли изменения в представлении о целях образования. Обновленные цели образования и подходы к их реализации нормативно закреплены в образовательных стандартах второго поколения (ФГОС HOO). «Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться» [30, с. 3]. Основываясь на всё это, мы можем предположить, что основной задачей современной школы является формирование УУД, которые обеспечивают учащимся умения: самостоятельно добывать нужные знания, развивать свои способности, а главное - уметь применять их на практике.
Существуют такие виды универсальных учебных действий (УУД), как личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные [30].Важную роль играют коммуникативные УУД, это следует из того, коммуникация является важным условием успешного усвоения программного материала учебных курсов и благополучной адаптации школьников, как в ученическом коллективе, так и в социализации личности в целом.
Большинство исследователей (H.M. Горленко, O.B. Запятая, В.Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева, M.C. Эльсиева, З.А. Магомеддибирова) [15, 80] связывают развитие коммуникативных учебных действий со способами организации учебного процесса. По мнению ученых (А.Г. Асмолова, B.C. Зайцева, H.B. Мятяш, Н.Ю. Пахомовой, И.С. Сергеева) [30, 27, 52, 62] наилучшей организацией для развития коммуникативных универсальных учебных действий является проектная деятельность.
Актуальность данной работы вытекает из требований государства и общества: в современном мире востребованы коммуникабельные, умеющие сотрудничать и взаимодействовать, владеющие культурой речи и общения члены общества.

Несмотря на общественный заказ, уровень развития коммуникативных УУД школьников низок, так как в настоящее время с появлением и распространением информационных технологий детские игры в большинстве сводятся к играм на гаджетах и телефонах, живое общение заменяется набором букв на клавиатуре, жесты и мимика - смайликами, поэтому умения сотрудничать и взаимодействовать у большинства школьников не сформированы.
B связи с этим большое значение приобретает современная и методически грамотно организованная работа по формированию коммуникативных УУД младших школьников.
Цель исследования: изучить процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Объект: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет: формирование коммуникативных УУД младших школьников.
Задачи исследования: 1. Провести анализ по литературе на тему исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления особенностей развития коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста.
3. Понаблюдать за уровнем развития коммуникативных УУД школьников.
4. Разработать и провести уроки на практике с применением проектной деятельности, которая должна быть направлена на формирование коммуникативных УУД второклассников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по теме исследования; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), педагогическая диагностика: (методика Г.А. Цукерман «Рукавички», задание «Дорога к дому», Методика «Ковер»), беседа (методика «Кто прав?»), анализ результатов деятельности детей (методика Г.А. Цукерман «Рукавички», задание «Дорога к дому», Методика «Ковер»).
- интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментального исследования.
Методологическая основа исследования:
Общей теоретико-методологической базой выступили работы А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, A.A. Леонтьева, Г.М. Коджаспировой, O.B. Запятой, и др.; в области теоретических основ проектной деятельности работы H.B. Мятяш, Н.Ю. Пахомовой и др..
Исследования проводились с учетом нормативно-правовой базы действующего законодательства Российской Федерации в области образования, а также теоретических разработок, данных, исследований и опыта образовательных учреждений.

Заключение
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся: личностным, метапредметным и предметным. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные и коммуникативные. Формирование и развитие коммуникативных УУД является приоритетной задачей школьного образования, так как у большинства детей, данные умения развиты недостаточно.
Анализируя психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по проблеме формирования коммуникативных УУД у младших школьников, пришли к выводу, что одним из способов формирования данных УУД у младших школьников является организация проектной деятельности на уроках русского языка, так как в проектной деятельности коммуникативная компетентность входит в систему внутренних ресурсов, важных при построении эффективного коммуникативного действия в определённых ситуациях межличностного взаимодействия.
Для выявления особенностей развития коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста были выделены критерии оценки коммуникативного компонента УУД и составлена диагностическая программа, которая способствовала выявлению уровня сформированности базовых видов коммуникативных УУД:
- «коммуникация как взаимодействие» (оценивалась с помощью методики «Кто прав?» (Г.А. Цукерман и др.);
- «коммуникация как кооперация» (определялась заданием «Рукавички» (Г.А. Цукерман);
- «коммуникация как условие интериоризации» (использовалось задание «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель»).
Изучив актуальный уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий второклассников (низкий уровень имеют почти половина учащихся 42% (5 школьников), средний уровень 33 % (4 школьника), высокий уровень имеют 25 % (3 школьника)), пришли к выводу, что уровень сформированности данных УУД низкий. He все школьники при общении учитывают позицию собеседника, согласовывают действия с партнерами, умеют строить высказывания, понятные для партнера. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости целенаправленной деятельности по формированию коммуникативных УУД.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи исследования успешно решены.

Библиографический список
1. Аксенова, О. В. Проектная деятельность в начальной школе / О. В. Аксенова- URL :https://docviewer.yandex.ru (дата обращения: 22.03.2020). - Текст : электронный.
2. Арефьева, О. M. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О. M. Арефьева // Начальное образование. - 2010. - № 3. - С. 24-29.
3. Балакина, H. А. Проектная деятельность как одна из форм формирования коммуникативных УУД в начальной школе / H. А. Балакина - URL :https://cyberleninka.ru/article (дата обращения: 22.03.2020). - Текст : электронный.
4. Балашова, А. И. K вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, H. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69¬73. URL :https://elibrary.ru/item.asp?id=16382365 (дата обращения: 20.03.2020). Текст : электронный.
5. Баранова, А. С. Развитие коммуникативных УУД через групповую деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе / А. С. Баранова // Символ науки. - 2015. - № 9-2. - С. 147-148. URL :http://science- education.ru/ru/article/view?id=26106 (дата обращения: 22.03.2020).Текст : электронный.
6. Белякова, E. M. Проектная деятельность в образовании / E. M. Белякова, H. M. Воскресенская, А. И. Иоффе // Проблемы современного образования. - 2011. - № 3. - С. 62-67.
7. Берестнева, E. В. Проектная деятельность учащихся начальной школы / E. В. Берестнева // Начальная школа. - 2011. - № 6. - С. 15-17.
8. Бим-Бад, Б. M. Педагогический словарь. С. 235URL :http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogic/index.htm (дата обращения: 22.03.2020). Текст :электронный.
9. Булыгина, О. Ю. Формирование коммуникативных УУД младших школьников через организацию проектной деятельности / О. Ю. БулыгинаиКЬ :https://portalpedagoga.ru/servisy/publik (дата обращения: 22.03.2020). Текст : электронный.
10. Воровщиков, С. Г. Развитие универсальных учебных действий:внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения : монография / С. Г. Воровщиков, E. В. Орлова. - Москва : МПГУ, 2012. - 210 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский. - Москва: Просвещение, 1991. - 480 с.
12. Гаврилова, Т. В. Метод проектов как средство коммуникативного развития / Т. В. Гаврилова // Начальная школа. - 2015. - № 8. - С. 12-13.
13. Голант, E. Я. Организация учебной работы в современной школе / E. Я. Голант. - Москва : ACT, 2004. - 232 с.
14. Горбунова, Т. H. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы / Т. H. Горбунова // Начальная школа. - 2008. - № 11. - С. 41-56.
15. Горленко, H. M. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / H. M. Горленко, О. В. Запятая, В. Б. Лебединцев, Т. Ф. Ушева // Народное образование. -2012. - № 4. - С. 153-160.
16. Гузеев, В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. В. Гузеев. - Москва: Народное образование, 2010.- 240 с.
17. Гришанова, И. А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. Ижевск. 2010. - 56 с.
18. Глоссарий. Педагогическое проектирование. URL: http://hrm.ru/db/hrm/pedagogicheskoe-proektirovanie/glossary.html (дата обращения: 22.03.2020). Текст : электронный.
19. Давыдова, H. H. Управление формированием универсальных учебных действий в условиях образовательного учреждения повышенного
69
статуса / H. H. Давыдова, О. В. Смирных // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012. - № 2. - С. 24-30.
20. Дубова, M. В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентностного подхода / M. В. Дубова // Наука и школьная практика. С. 1-7.
21. Дубова, M. В. Как рождается проект / M. В. Дубова, H. В. Кузнецова // Начальная школа. - 2012. - № 11. - С. 63-68.
22. Запятая, O.B. Умения коммуникации: формирование и диагностика в учебном процессе : методическое пособие / O.B. Запятая. - Красноярск : KK ИПК PO, 2011. - 123 с.
23. Запятая, О. В. Организация учебного процесса по формированию универсальных учебных действий младших школьников: методические рекомендации / О. В. Запятая, M. В. Минова,И. Г. Литвинская-Красноярск: KK ИПК PO, 2014. - 68 с.
24. Засоркина, H. В. Метод проектов в начальной школе. Система реализации / H. В. Засоркина, M. Ю. Шатилова, H. Б. Полянина, [и др] ; под общей редакцией H. В. Засоркиной- Волгоград: Учитель, 2013. - 135c.
25. Захарова, А. M. Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе URL :http://www.myshared.ru/slide/127810 (дата обращения: 22.03.2020). Текст : электронный.
26. Землянская, E. H. Учебные проекты младших школьников / E. H. Землянская // Начальная школа. - 2005. - № 9. - С. 55-59.
27. Зайцев, В. С. Современные педагогические технологии : учебное пособие. - B 2-х книгах. - Книга 1. / В. С. Зайцев - Челябинск, ЧГПУ, 2012 - 411 с.
28. Зимняя, И.А. Психологическая характеристика понимания речевого сообщения / И. А. Зимняя. - Москва: Просвещение, 2012. - С. 54.
29. Иванова, H. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / H. В. Иванова // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С. 96-102.
30. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др] ; под общей редакцией А. Г. Асмолова. - Москва : Просвещение, 2008. - 151 с.
31. Канакина, В. П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. Учебное пособие для образоват. организаций. B 2 ч. Ч. 2. / В. П. Канакина, Г. H. Монасова - Москва : Просвещение, 2017. - 206 с.
32. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - Москва : Просвещение, 2017. - 143 с.
33. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс. B 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - Москва : Просвещение, 2017. - 143 с.
34. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс. B 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - Москва : Просвещение, 2017. - 143 с.
35. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. B 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - Москва : Просвещение, 2016. - 159 с.
36. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. B 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - Москва : Просвещение, 2016. - 159 с.
37. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс. B 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - Москва : Просвещение, 2017. - 160 с.
38. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс. B 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - Москва : Просвещение, 2017. - 160 с.
39. Канакина, В. П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. Учеб.пособие для общеобразоват. организаций. B 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина. — 4-е изд., доп. — Москва: Просвещение, 2017. — 207 с.
40. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, M. В. Бойкина и др.]. — Москва: Просвещение, 2015. — 340 с.
41. Кириллова, Г. Д. Развивающее обучеиие как основа формирования у школьников познавательных универсальных учебных действий / Г. Д. Кириллова, M. И. Морозова // Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. - 2015. - С. 31-37.
42. Ковшиков, В. К. Психолингвистика. Теория речевой деятельности : учеб.для педагогических и гуманитарных вузов / В. К. Ковшиков, В.П. Глухов.
- Москва : ACT, 2007. - 223 с.
43. Коджаспирова, Г. M. Педагогический словарь. / Г. M. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Москва : Издательский центр «Академия», 2014. - С. 37.
44. Корепанова M. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе "Школа 2100": Пособие для педагогов и родителей / M. В. Корепанова, E. В. Харламова. - Москва :- 2005. - 128 с.
45. Кравцова E. E. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / E. E. Кравцова - Москва : Педагогика, 1991. - 150 с.
46. Ложбина, H. А. Универсальные учебные действия и способы их формирования в процессе обучения младших школьников / H. А. Ложбина URL :https://nsportal.ru/ (дата обращения: 22.03.2020). Текст : электронный.
47. Леонтьев, A.H. Деятельность. Сознание. Личность. / A.H. Леонтьев.
- Москва: Смысл, 1977. - 304 с.
48. Леонтьев, А. А. Функции и формы речи. Основы теории речевой деятельности. Москва : Наука, 1974 С. 241-254
49. Локтионова, И. Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении / И. Ю. Локтионова // Начальная школа. - 2010. - № 12. - С. 4-9.
50. Лозован, Л. Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников / Л. Я. Лозован. - Москва: Просвещение, 2013. - 181 с.
51. Майер, E. И. Универсальные учебные действия как главный результат школьного образования / E. И. Майер, Л. M. Бронникова // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 237-238.
52. Матяш, H. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. / H. В. Матяш. —Москва: Издательский центр «Академия», 2014. — 160 с.
53. Матяш, H. В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. / H. В. Матяш, В. Д. Симоненко. - Москва: Вентана-Граф, 2013. - 106 с.
54. Мезенцева, H. В. Формирование у школьников универсальных учебных действий при реализации ФГОС OOO в процессе обучения русскому языку / H. В. Мезенцева // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 45. - С. 108-112.
55. Мостова, О. H. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников. / О. H. Мостова, И. H. Агафонова // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. - СПб.: ЛАППО, 2015, - 288 с.
56. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. -3-е изд., перераб. и расшир. - Воронеж: РАО-МПСИ, 2012. - 624 с.
57. Мулярчик, H. H. Организация проектной деятельности на уроках русского языка / H. H. Мулярчик // Начальная школа. - 2013. - № 2. - С. 28-31.
58. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - M.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
59. Новикова, T.C. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / T.C. Новикова // Народное образование. - 2009. - № 7. - С. 31¬34.
60. Никитина, H. H. Основы профессионально-педагогической деятельности / H. H. Никитина, О. M. Железнякова, M. А. Петухов. - Москва: Мастерство, 2002, - 350 с.
61. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. - Москва : ТЦ «Сфера», 2001. - 240 с.
62. Пахомова, H. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. / H. Ю. Пахомова — Москва: АРКТИ, 2005. — 112 с.
63. Петрова, H. Ю. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности школьников/Н. Ю. Петрова //Педагогика искусства. - 2015. - №5. - С. 157-161
64. Рубцов, В. В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения / B.B. Рубцов // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 42-45.
65. Рябова H. В. Опыт формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / H. В. Рябова, О. В. Терлецкая // Вестник Минского университета. 2018. Т. 6, №2. C. 10.
66. Светловская, H. H. Обучение чтению и законы формирования читателя / H. H. Светловская // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.
67. Семенова, H. А. Проектная деятельность младших школьников в урочное время / H. А. Семенова // Научно-педагогическое обозрение. - 2013. - № 1. - С. 70-74. URL :https://elibrary.ru/title about.asp?id=37783faara обращения 04.06.2019). Текст : электронный.
68. Семенова, H. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе / H. А. Семенова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2012. - № 11 (126).- С. 209-211.
69. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: монография / И.С. Сергеев. - Аркти, 2005. - 96 с.
70. Соколова Ю. А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка / Ю. А. Соколова // Русский язык в школе. - 2008. - № 3. - С. 3-10.

Приложения


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.