• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2022
  • Оригинальность: 70 %

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗРАБОТАННОСТИ 6
ПРОБЛЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Понятие адаптации школьника 6
1.2 Особенности протекания адаптации в школе 12
1.3 Особенности адаптации к условиям школы пятиклассников 16
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Результаты констатирующего этапа исследования адаптации в классах с новым и старым коллективом 40
Выводы по главе 2. 46
Глава 3. СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 47
3.1 Разработка программы адаптации учащихся 5-х классов 47
3.2 Сравнительный анализ результатов исследования адаптации учащихся 5-х классов 51
Выводы по главе 3. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 79

ВВЕДЕНИЕ
Адаптация пятиклассника в условиях средней школы – многофакторный сложный процесс. В России в отличии от многих стран в большинстве случаев дети учатся в одном коллективе на протяжении 9 лет. Таким образом, социализация ребенка протекает в закрытой системе, где обучение взаимодействию с окружающими в первую очередь основано на выстраивании контактов с уже знакомыми сверстниками.
Исследуя вопрос адаптации с разных сторон, С. А. Чекалова [44] и другие исследователи подчеркивают, что основной этап этого процесса в пятом классе проходит от 2-3 недель до 2-3 месяцев. По истечении этого срока большая часть детей находит свои методы справляться с новыми условиями, выбирает модели поведения.
Через 5-6 месяцев происходит нормализация поведенческих характеристик школьника: сдвиги регистрируются только по отдельным психологическим параметрам.
Таким образом, можно выделить два основных этапа в адаптации: завершения основного адаптационного периода (2-3 месяца) и коррекция последствий адаптации (5-6 месяцев). Именно эти точки становятся интересны при исследовании процесса и результата адаптации.
Для подростка процесс социализации связан в первую очередь с институтом образования [39], когда воспитание системно и организованно.
В настоящее время в нашей стране наблюдается тенденция к обособлению начальной школы от среднего и старшего звена. В некоторых учебных заведениях обучение начинается с 5 класса, в некоторых – создаются специализированные по какому-то направлению классы, в которые приходят учиться дети из разных школ. Подростки попадают в абсолютно новую социальную среду, и перед ними встают задачи знакомства, выстраивания новых отношений, выбора роли в коллективе, что в меньшей степени характерно для классического формата образования.
Однако в данный момент нами не найдено актуальных научных работ, в которых сравнивались бы особенности психологической адаптации подростков к средней школе в условиях старого и нового коллективов классов.
В адаптации школьников, как правило, выделяют три различных, хотя и связанных между собой составляющих: академическую, социальную и психологическую адаптацию. Основным показателем академической адаптации является успешность в учебе, самым информативным показателем социальной адаптации, характеризующей успешность вхождения в коллектив – социометрический статус учащегося в классе.
В отличие от этих видов адаптации для психологической адаптации не выделено основного общепринятого показателя. Многие исследователи, например, Л. Е. Тарасова [38], Рюбчук Ю. А. [35], Прихожан A. M. [34], Щербенина О.А. [49] и др. считают школьную тревожность одним из основных показателей психологической адаптации на этапе перехода в среднюю школу.
Лусканова Н. Г. [2] на основе качественной обработки эмпирических данных пришла к выводу, что при изучении адаптации важен и эмоциональный аспект: отношение ребенка к учению, самоощущения при пребывании в школе, в классе.
Манахова Н. М. [28] одним из главных показателей адаптации к средней школе пятиклассника называет мотивацию деятельности, в своих эмпирических исследованиях она исходит из того, что данный показатель коррелирует с уровнем адаптированности ребенка в целом. Среди показателей психологической (личностной) адаптации называются так же самооценка, удовлетворенность школьной жизнью, отношениями с одноклассниками.
При психологической работе по профилактике дезадаптации учащихся пятых классов в первую очередь необходимо учитывать особенности их социальной и психологической адаптации. Однако, нами не было найдено разработанных современных программ, позволяющих помочь пятиклассникам, учащимся в новом классе, успешнее адаптироваться к новой среде.
Актуальностью данной работы является недостаточный уровень изученности школьной адаптации пятиклассников в условиях старого и нового коллективов, недостаточное количество эмпирических данных, которые бы позволили вести продуктивную психологическую работу по профилактике дезадаптации с учащимися пятых классов.
Объект: адаптация как социально-психологический феномен
Предмет: психолого-педагогические процессы сопровождения адаптации учащихся 5-х классов в средней школе.
Цель: изучить особенности процессов сопровождения адаптационного периода учащихся в пятых классах в средней школе.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ теоретической и практической разработанности проблемы адаптации пятиклассников к средней школе.
2. Провести диагностику психологической адаптации пятиклассников на разных этапах обучения.
3. Сравнить результаты диагностики психологической адаптации пятиклассников, обучающихся в условиях нового и старого коллективов.
4. Разработать программу сопровождения адаптации учащихся 5-х классов в средней школе и оценить ее эффективность.
Гипотеза исследования: Индивидуальная психологическая коррекционная помощь позволяет пятиклассникам со сложностями адаптации эффективнее преодолеть возникающие в адаптационный период трудности.
Методы исследования: На основе изученной литературы были подобраны методики, которые позволили бы в большем объеме охватить исследование изучаемого процесса.
Методики: «Методика изучения социализированности личности учащегося» М. И. Рожкова, «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности» Л.В. Байбародова, методика «Наши отношения» Л. М. Фридман, «Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А. А. Андреева, «методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению» А. Д. Андреева, «шкала личной тревожности» А. М. Прихожан.
Теоретическая значимость исследования: Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении понятия психологической адаптации пятиклассников, которое авторы описывают с различных сторон, и подбор таких методик исследования, которые бы позволили наиболее полно осветить поставленный вопрос.
Практическая значимость состоит в подготовке эмпирической базы для организации психолого-педагогической поддержки пятиклассников в период адаптации в условиях нового коллектива, а также для составления плана индивидуальной коррекционной работы с теми детьми, которые переживают дезадаптацию.

Выводы по главе 3.
Проведенное исследование подтвердило, что для пятиклассников в старых коллективах характерно отсутствие конфликтов по мнению самих учеников, сниженная мотивация на протяжении полугода обучения в средней школе. Пятиклассники не испытывают повышенную тревожность, через полгода учебы этот показатель значимо снижается, дети активнее вступают в социальные контакты и чаще готовы проявлять активность в школьной деятельности. Повышается уровень удовлетворенности школьной жизнью.
Для учащихся в новых коллективах характерно доминирование престижных мотивов при выполнении совместной деятельности. На протяжении всего периода исследования они переживают «школьную скуку», испытывают школьную тревожность. Через полгода обучения можно наблюдать появление межличностной тревожности, снижение мотивации обучения. Снижается и удовлетворенность школьной жизнью.
Выявлен ряд различий в психологической адаптации у учеников новых и старых коллективов.
На начальном этапе пятиклассники из новых коллективов менее удовлетворены школьной жизнью, считают свой класс более конфликтным, оценивают взаимопомощь в классе ниже, чем «старые» классы.
Через полгода совместной учебы классы с новыми коллективами испытывают большую тревожность, ученики в них более автономны, и значимость личных мотивов для них выше. Сохраняется разница в уровне удовлетворенности школьной жизнью: новые классы оценивают ее значимо ниже.
По сравнению с адаптацией в начале обучения через полгода появляется разница в уровне тревожности пятиклассников из новых и старых классов: последние испытывают значимо больший уровень школьной и общей тревожности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследование было посвящено изучению адаптации пятиклассников в условиях средней школы.
Адаптация к средней школе – это многофакторный процесс взаимного приспособления ученика и условий, в которые он попадает.
Вопрос о том, как именно протекает адаптация подростка к средней школе в современных условиях, до сих пор однозначно не решен, однако большинство ученых сходятся во мнении, что это сложный, кризисный этап развития человека, который характеризуется переходом от учебной как ведущей деятельности к интимно-личностному общению. В связи с чем важно учитывать социальную ситуацию развития пятиклассника, так как она непосредственно влияет на решение главных задач возраста и развитие личности.
В данном исследовании был изучен вопрос психологической адаптации пятиклассника, с которой в первую очередь работает школьный психолог. Среди научных исследований, проводимых в пятых классах, не было найдено актуальной информации о том, как именно протекает адаптация в новых коллективах, в связи с чем был обозначен вопрос: на что именно ориентироваться при планировании психолого-педагогической помощи школьникам в переходный период.
В ходе сравнительного анализа адаптации школьников из новых и старых коллективов было доказано, что на протяжении полугода обучения в средней школе новые коллективы значимо ниже удовлетворены своей школьной жизнью. Также они оценивают свой класс как более конфликтный, а одноклассников – менее склонными к взаимопомощи.
Сниженные коллективистские мотивы и преобладание престижных и личностных говорят о склонности малознакомых сверстников к автономии, индивидуальной, а не групповой деятельности, что по прошествии полугода совместного обучения только обостряется.

Помимо описанных феноменов, через полгода совместного обучения уровень тревожности в новых классах значимо повышается относительно старых классов.
Особенностями, требующими коррекции со стороны психолого- педагогического сопровождения, были названы склонность к ссорам, низкая мотивация учения, школьная и межличностная тревожность.
Одновременно с этим были предложены и опробованы методы индивидуальной коррекции школьной дезадаптации детей. Было доказано, что при работе с такими школьниками у них значимо снижается общая и школьная тревожность и повышается удовлетворенность школьной жизнью и социальная адаптированность.
Данное исследование позволило еще раз убедиться в том, насколько важным является для подростка период адаптации к средней школе, а также подтвердило потребность новых коллективов в грамотном психолого- педагогическом сопровождении. Были разработаны занятия с психологом, которые бы позволили грамотно организовать психолого-педагогическую поддержку пятиклассников в новых классах сходя из их потребностей, подтвержденных эмпирически.
Дальнейшее рассмотрение вопроса требует расширения границ исследования, что позволило бы реализовать ФГОС в школе в полном объеме: эмпирические исследования с 4 класса, чтобы охватить все периоды, которые влияют на протекание адаптации. А также формирующее исследование с целью проанализировать результаты групповой работы со школьниками.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ\
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 160 с.
2. Александровская Э.М., Лусканова Н.Г. Психологические трудности при адаптации детей к школе/ Э. М. Александрова, Н. Г. Лусканова // Гигиена и санитария. - 1984. - №3. – С. 21-29.
3. Андреева И. А. Стресс в подростковом возрасте / И. А. Андреева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2006. - №4. – С. 38-53.
4. Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику? /И. А. Андрияхина // Школьный психолог. - 2003. - № 30. – С. 17-29.
5. Артюхова А. Е. Эмоциональные состояния в подростковом возрасте / А. Е. Артюхова // Инновационная наука. – 2017. - №5. – С. 9–16.
6. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Р. Берне, С. Урнина. - М.: Психологические труды, 1980. – 414 с.
7. Битянова М. И. Как вы яхту назовете… / М. И. Битянова // Школьный психолог. – 2000. - №12. – С. 29 – 41.
8. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: Избр. психологические труды. М.: Эркон, 1995. С. 257-397.
9. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. - СПб.: Питер, 2018.
- 478 c.
10. Венгер А. Л. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка. Дисс. докт. психол. наук:
19.00.13 / А. Л. Венгер; Московский государственный университет – Москва, 2002. - 294 с.
11. Воробьева М. В. Специфика учебной мотивации школьников при переходе из младшего в среднее звено общеобразовательной школы / М. В. Воробьева // Вестник Курганского государственного университета. – 2010. -
№3. – С. 63-68.
12. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М.: Москва, 1995. – С. 8-11.
13. Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. соч. В 6-ти т. Т.4. / Л. С. Выготский – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
14. Голубков Г. В. Причины возникновения кризиса в подростковом возрасте / Я. А. Лычагина // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. -
№1. – С. 19-24.
15. Гребенщикова С. А. Формирование коллективистских мотивов обучающихся в учреждениях дополнительного образования / С. А. Гребенщикова // Актуальные вопросы современной науки. – 2008. - №2. – С. 54-59.
16. Давыдов В.В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармонической личности и индивидуальности в детском возрасте // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М.: Педагогика и воспитание, 1980. – С. 218-313.
17. Денисова А. А. Проблемы психологической готовности выпускников к обучению в основной школе / Денисова А. А. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герценв. – 2011. -.
№ 2. – С. 26-39.
18. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / В. Е. Каган // Вопросы психологии, - 1984. - № 4. – С 69-91.
19. Кисляков П.А. Психология развития человека как субъекта деятельности / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Е.А. Петрова. - М.: Русайнс, 2018. - 184 c.
20. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2018. - 352 c.
21. Крайнова Ю. Н. К вопросу об адаптации младших подростков к новым условиям обучения в средней школе / Ю. Н. Крайнова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2008. - №14. – С 54 – 67.
22. Крылова Т. А. Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов по профилактике дезадаптации детей и подростков. / Т. А. Крылова. - СПб.: Исма, 2017. – 59 с.
23. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.
24. Лебедева Н.В. Психологические основы подготовки младших школьников к обучению в основной школе: Учебное пособие по спецкурсу / Н.В. Лебедева. – Псков: ПГПИ, 2004. – 136 с.
25. Максимова М.В. Психологические условия адаптации: автореф. дис ....
канд. психол. наук: 19.00.01/М. В. Максимова. -М., 1994. - 15 с.
26. Максимова М. В. Психологические условия преодоления школьной дезадаптации (Методические разработки для учителей)/ М. В. Максимова. - Ханты-Мансийск: Эльми. 1994. – 115 с.
27. Манахова Н. М. Адаптация пятиклассника к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы/ Н. М. Манахова // Приволжский педагогический вестник. – 2015.- №1. – С. 35-53.
28. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика /Л. В. Мардахаев, - Волгоград: Издание Волгоградского государственного социально-педагогического университета, 2003. – 218с.
29. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. / А. К. Маркова - М.: Просвещение, 1983 - 95 с.
30. Матвеева Л. А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте. / Л А. Матвеева - М.: Имдан, 1991. – 112 с.
31. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник. / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2016. - 272 c.
32. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. /Ж. Пиаже М.: Ил, 1989.
– 418 с.
33. Прихожан A.M. Особенности самосознания. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / А. М. Прихожан, Н. И. Гуткина. - М.: Издат-С, 1987 – 193 с.
34. Рябчук Ю. А. Психологические проблемы синхронизации школьного и пубертатного кризисов/ Ю. А. Рябчук // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2006. - № 2. – С 25-29.
35. Сластенин В.А. Педагогика Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
36. Сомова Н.Л. В пятый класс в первый раз: пособие для родителей, специалистов службы сопровождения, психологов, педагогов школ и гимназий / Н. Л. Сомова. - СПб.: КАРО, 2001. - 368с.
37. Тарасова Л. Е. Формирование адаптационной готовности личности к образовательной среде: учебно-методическое пособие/ Л. Е. Тарасова, - Саратов, 2017. – 146 с.
38. Фахтулин Н. С. Особенности социализации личности в подростковом периоде: современная российская ситуация/ Н. С. Фатхулин, В.В. Королев// Казанский педагогически журнал. - 2018. - № 2. – С. 12-32.
39. Фельдштейн Д. И. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн. - Мск.: Издат-С, 1987. – 338 с.
40. Феоктистова С.В. Школьная адаптация и дезадаптация: психологические проблемы / С. В. Феоктистова. - М.: Образование, 2001. – 118 с.
41. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1998. - № 3. – С. 54-74.
42. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 2001. -
№ 5. – С. 77 – 92.
43. Чекалова С. А. Современный взгляд на проблему школьной адаптации/ С. А. Чекалова, В. А. Воробьева// Ремедиум Приволжье. – 2014. - №5. – С. 24- 28.
44. Чекина, Л.Ф. Психология развития: Учебное пособие / Л.Ф. Чекина. - СПб.: Лань, 2018. - 208 c.
45. Черкашина С. А. Психология особенного «опасного» подросткового возраста / С. А. Черкашина // Репродуктивное здоровье детей и подростков. – 2015. - №2. – С. 54-58.
46. Чифтчи Б. Проблемы одиночества и самооценка у подростков / Б. Чифтчи // Наука молодежи. – 2018. - №1. – С. 19-34.
47. Шаповаленко И. В. Возрастная психология / И. В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. – 343 с.
48. Щербинина О. А. Взаимосвязь тревожности, социометрического статуса и самооценки младших подростков / Ю. А. Рябчук // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. - № 1. – С. 46 – 53.
49. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. 4-е изд. / Д. Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007. – 414 с.
50. Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. / Л. А. Ясюкова. - СПб.: ГП ИМАТОН, 2005. - 256 с.
51. Berg I. Adolescence / I. Berg // British journal of psychiatry. - 1984. - №1. – P. 94-97.
52. Damon W. Self-understanding in childhood and adolescence / W. Damon,
D. Hart // Cambridge: Cambr. Univ. Press. - 1988. - № 2. – P. 49 – 68.
53. Harter S. Self and identity development / S. Harter, S. Feldmen // Cambridge, MA: Harvard Univ. Press. - 1990. - №4ю - P. 352-387.
54. Simmons R.G. Moving into adolescence: The impact of pubertal change and school context / Simmons R.G., Blyth D.A. // N.Y.: de Gruyter. – 1987. - №1. – 121-143/

ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.