• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2019
  • Оригинальность: 68 %

Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.1 Развитие глагольной лексики у ребенка в онтогинезе 8
1.2. Особенности развития глагольной лексики дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 15
1.3. Роль театральных игр в формировании глагольного словаря удошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 20
Выводы по I главе 26
Глава II. Экспериментальное исследование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня средствами театральных игр 28
2.1. Выбор и описание методов исследования 28
2.2. Методика проведения педагогического эксперимента 28
2.3. Практические рекомендации для педагогов и родителей по развитию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня средствами театральных игр 36
Выводы по II главе 38
Заключение 45
Список используемой литературы 50
Приложения 58

Введение
В настоящее время количество детей с речевыми патологиями заметно увеличивается. У детей нарушаются важнейшие элементы речи, такие как лексика, грамматика и фонетика. Но некоторые дети сталкиваются с наруше¬ниями всех компонентов речи, а именно с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Лексика выступает тем главным несформированным элементом, кото¬рый оказывает существенное влияние на развитие речи ребенка, поскольку значение непосредственно слова, по мнению Л. С. Выготского, является "единицей речевого мышления" [17].
Создание словарного речевого модуля в процессе развития ребёнка определяется также онтогенезом представлений об окружающей реальности. Расширение взглядов детей о находящемся вокруг обществе совершается в контакте с действительными предметами и действами в ходе неречевой и вербальной деятельности, а также с помощью общения со старшими. Речевой контакт с родителями, их взаимодействие с детьми считается важным обсто¬ятельством их психологического формирования, и одним из основных усло¬вий создания речевого концепта.
В связи с тем, что проблемы с отсутствием лексического конструкта значительно усложняют взаимодействие детей с ровесниками и старшими, в таком случае это негативно оказывает влияние на развитие познавательной работы, задерживает процесс овладения устной речью, что приводит к полу¬чению плохих оценок в школе.
Однако самыми существенными трудностями являются проблемы в освоении глагольных конструкций. Глагол имеет большое значение в лекси¬ческом модусе индивида: это связующий элемент для построения речи. Со¬гласно концепции В.В. Виноградова, «глагол является самой сложной и са¬мой емкой грамматической категорией русского языка. Он более конструк¬тивен, чем остальные части речи» [13]. Изучение глаголов является важным не только в плане лексико-грамматического оформления речи, но и в психо¬логическом и физиологическом плане.
Такие авторы как Ю.Д. Апресян, К. Бюлер, В.В. Виноградов, С.Д. Канцельсон, А.А. Пешковский, Э. Сепир занимались изучением глаголов как ключевых лексических единиц, составляющих основу речевой коммуникации.
Изучением глагольного словаря у детей дошкольного возраста занимались такие авторы как: А.Н. Гвоздев, А.М. Бородич, А.И. Максаков, С.Н. Цейтлин, В.В. Гербова, Т.В. Туманова, Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова и многие другие.
По мнению Г.А. Волковой, организация лексического модуса речи у детей с тяжелой патологией должно сопровождаться формированием и развитием системы предикативного словаря, поскольку предикат есть отношение объекта к действительности: «Предикат - это основа фразы и основа внутренней речи» [15]. Необходимо проведение коррекции с детьми для правильного употребления глаголов.
Нарушения речевого развития носят не только фонетический, но и лексический и грамматический характер. Постоянно увеличивается число детей с общим недоразвитием речи, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны и смысловой стороны при нормальном слухе и интеллекте.
Умственное воспитание ребенка связано с развитием речи. На занятиях по изобразительному творчеству дошкольников знакомят с новыми словами, словосочетаниями, значениями слов, учат понимать, различать и употреблять слова в активной речи. Ребенок знакомится с названиями предметов и действий, которые он производит с предметами, так же дошкольник может различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и действий [16,с.97].
Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для формирования словаря, что при осуществлении которых легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности.
Анализ психолого-педагогической, научно-исследовательской и научно-методической литературы и практическая работа с детьми дошкольного возраста с ОНР позволил выявить следующие противоречия:
Между высокой значимостью проблемы формирования словаря ребенка с ограниченными возможностями здоровья и недостаточной изученностью изобразительной деятельности, как коррекционного средства обучения;
Проблема исследования состоит в том, что необходимо определить пути формирования словаря у дошкольников с ОНР III уровня
С развитием и обновлением педагогической науки появляется все больше альтернативных форм работы по развитию и коррекции нарушений устной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Использование театрализованной игры - одна из таких доступных и понятных форм.
Объект исследования: глагольный словарь детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня
Предмет исследования: развитие глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня средствами театральных игр.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня средствами театральных игр.
Гипотеза исследования: театрализованная игра - одно из эффективных средств коррекции устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Использование театрализованных игр позволит педагогу развить у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня осмысленную связную монологическую и диалогическую речь, расширить и пополнить словарный запас, усовершенствовать лексико-грамматическую и фонематическую сторон речи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Изучить и описать особенности глагольного словаря детей дошкольного возраста с ОНР III уровня (провести констатирующий эксперимент);
3. Спланировать и реализовать работу по коррекции и развитию глагольного словаря детей дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством театрализованной игры;
Методы исследования:
- теоретические: анализ теоретической и методической литературы по выбранной теме;
- эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный)
- статистические: количественная и качественная обработка результатов диагностики.
Исследование проведено на базе МБДОУ №194 г. Ижевска. В исследовании участвовали 15 воспитанников детского сада с ОНР III уровня в возрасте 5-6 лет.
Теоретическая значимость состоит в изучение психолого- педагогической литературы и современных форм по работы по развитию и коррекции нарушений устной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической педагогической деятельности для работы по коррекции и развитию устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством театрализованной игры. В данном исследовании уточнены и описаны особенности устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, специфика работы по развитию и коррекции устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня посредством театрализованной игры.
Выводы по II главе
В результате проведённого исследования пассивного глагольного сло¬варя у 93% детей наблюдается высокий уровень развития (высокий уровень от 28 до 42 баллов) и 7% детей имеют средний уровень развития (средний уровень от 14 до 28 баллов).
В целом пассивный глагольный словарь у детей с ОНР соответствует возрастным нормам.
Дети, набравшие средний уровень допускали такие ошибки, как неточные ответы, например: на вопрос «Покажи, кто скачет?» - Показывали на картинку с зайцем. А на вопрос «Покажи, кто прыгает?» - Показывали картинку с лошадью.
Остальные дети, имеющие высокий уровень. Также многие дети затруднились ответить на вопрос «Покажи, кто воркует (100%), гогочет (40%), чирикает (40%)».
Пассивный словарь страдает у двух детей, и существует необходимость проведения с ними коррекционной работы, а у остальных детей с ОНР пассивный словарь оказался в пределах возрастной нормы.
В результате проведённого исследования активного словаря у 90% де¬тей средний уровень развития (от 17 до 34 баллов), и только у 10% - высокий (от 35 до 51 балла).
Называние слов-действий. Называние слов-действий у детей с ОНР не вызвало большого затруднения. 50% детей имеют высокий уровень, 50% - средний.
Нужно отметить, что в речи используются преимущественно назва-ния действий, с которыми они часто сталкиваются в повседневной жизни.
Для проведения контрольного этапа опытно-поисковой работы была осуществлена диагностика, аналогичная диагностике, используемой на констатирующем этапе.
После проведения формирующего эксперимента, который длился в течение шести месяцев, был проведен контрольный эксперимент.
При обследовании развития уровня глагольного словаря были получены результаты по уровню развития каждого из исследуемого параметра глагольного словаря:
у 5 детей, что составляет 33,3 % от общего числа детей, уровень развития повысился от среднего до высокого;
у 8 детей, что составляет 53,4 % от общего числа детей в этой группе, уровень развития остался на высоком уровне, незначительно увеличилось количество баллов, набранных по результатам исследуемых параметров, в среднем на 8,7 баллов;
у 2 детей, что составляет 13,3 % от общего числа детей в этой группе, уровень развития остался на среднем уровне, увеличилось количество баллов, набранных по результатам исследуемых параметров в среднем на 4,75 баллов.

Заключение
Проблемой формирования глагольной лексики детей с нарушениями речи занимались многие исследователи (Р.Е. Левина; Л.Н. Ефименкова; Л.Г. Парамонова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др.).
Для детей с дизартрией характерны бедность активного и пассивного словаря, неточное, недифференцированное употребление слов, своеобразие словоизменения и словообразования, нарушение синтаксической структуры предложения.
Учеными отмечается резкое преобладание пассивного словаря над активным, недифференцированность лексических единиц по семантическим признакам, расширение родовых понятий, недостаточная дифференциация обобщающих понятий, ошибки в соотнесении слов с конкретным и обобщающим значением.
При этом несформированность лексического строя речи у дошкольников с дизартрией может в будущем отрицательно сказаться на школьной успеваемости детей, задерживать и затруднять овладение школьной программой, углублять негативное отношение этих детей к учебной деятельности.
Несмотря на достаточно обширный исследовательский материал, специальных исследований, посвященных изучению глагольной лексики и особенностям ее формирования у детей с дизартрией в настоящее время недостаточно. В то же время изучение особенностей глагольной лексики у детей с дизартрией имеет большое значение для диагностики нарушений речи, а также для совершенствования коррекционно-логопедической работы с этими детьми.
Таким образом, изучение особенностей нарушений глагольной лексики у детей с дизартрией и разработка методов их коррекции является актуальной проблемой в теории и практике логопедии.
В результате проведённого исследования пассивного глагольного сло¬варя у 93% детей наблюдается высокий уровень развития (высокий уровень от 28 до 42 баллов) и 7% детей имеют средний уровень развития (средний уровень от 14 до 28 баллов).
В целом пассивный глагольный словарь у детей с ОНР соответствует возрастным нормам.
Дети набравшие средний уровень допускали такие ошибки, как неточные ответы, например: на вопрос «Покажи, кто скачет?» - Показывали на картинку с зайцем. А на вопрос «Покажи, кто прыгает?» - Показывали картинку с лошадью.
Остальные дети, имеющие высокий уровень. Также многие дети затруднились ответить на вопрос «Покажи, кто воркует (100%), гогочет (40%), чирикает (40%)».
Пассивный словарь страдает у двух детей, и существует необходимость проведения с ними коррекционной работы, а у остальных детей с ОНР пассивный словарь оказался в пределах возрастной нормы.
В результате проведённого исследования активного словаря у 90% де¬тей средний уровень развития (от 17 до 34 баллов), и только у 10% - высокий (от 35 до 51 балла).
Называние слов-действий. Называние слов-действий у детей с ОНР не вызвало большого затруднения. 50% детей имеют высокий уровень, 50% - средний.
Нужно отметить, что в речи используются преимущественно назва-ния действий, с которыми они часто сталкиваются в повседневной жизни.
Для проведения контрольного этапа опытно-поисковой работы была осуществлена диагностика, аналогичная диагностике, используемой на констатирующем этапе.
После проведения формирующего эксперимента, который длился в течение шести месяцев, был проведен контрольный эксперимент.
При обследовании развития уровня глагольного словаря были получены результаты по уровню развития каждого из исследуемого параметра глагольного словаря:
у 5 детей, что составляет 33,3 % от общего числа детей, уровень развития повысился от среднего до высокого;
у 8 детей, что составляет 53,4 % от общего числа детей в этой группе, уровень развития остался на высоком уровне, незначительно увеличилось количество баллов, набранных по результатам исследуемых параметров, в среднем на 8,7 баллов;
у 2 детей, что составляет 13,3 % от общего числа детей в этой группе, уровень развития остался на среднем уровне, увеличилось количество баллов, набранных по результатам исследуемых параметров в среднем на 4,75 баллов.
Итак, целью нашего исследования явилась апробация разработанных нами средств логопедической коррекции и выявление их эффективности в системе формирования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня с использованием театральных элементов.
В результате исследования после проведённого нами формирующего эксперимента мы заметили, что количество детей у которых повысился уровень развития со среднего до высокого, примерно одинаковое.

Список используемой литературы
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному язы¬ку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведе¬ний. - 3-е изд., стереотип. [Текст] / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина - М.: Изда¬тельский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.
3. Ахманова, Т.В. Словарь лингвистических терминов [Текст] / Ахма- нова Т.В. - М.: Советская энциклопедия, 1969. - 607 с.
4. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. [Текст] / Ахутина Т.В. - М.: Издательство МПГУ, 1989. 35-63 с.
5. Барменкова, Т. Д. Характеристика нарушений связного речевого вы¬сказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Т. Д. Барменкова. - М., МПГУ, 1997. - 182 с.
6. Бессонова, Т. П. Дидактический материал по обследованию речи де¬тей. 4.II: Словарный запас и грамматический строй [Текст]: / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова. - М.: АРКТИ, 1997. - 64 с.
7. Белякова, Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных пе¬риодов // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их пре¬одоление [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Московский психолого - социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001.-.7-14 с.
8. Борякова, Н.Ю. Логопедическая работа по формированию лексико - грамматического строя (на примере словообразования и словоизменения гла¬голов) [Текст] / Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. // Логопедия сегодня. - 2009. - №2 (24). - 48-53 с.
9. Брунер, Д. Онтогенез речевых актов// Психолингвистика/ Под ре¬дакцией A.M. Шахнаровича. [Текст] / Брунер Д. -М.: Прогресс, 1984.- 307-324 c.
10. Валгина, Н. С. Современный русский язык: Учебник [Текст] / Н. С. Валгина, Д. Н. Розенталь, М. И. Фомина / под редакцией Н. С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Логос, 2002. - 528 с.
11. Васильев, Л.М. Семантика русского глагола. [Текст] / Васильев Л.М. - М.: Просвещение, 1986. 23-36 с.
12. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / О. М. Вершинина // Логопед. - 2004.
13. № 1. - С. 34 - 40.
14. Виноградов, В.В. Вопросы современного русского словообразова¬ния [Текст] / В.В. Виноградов // Русский язык в школе. 1951. -№ 2. - 1-10 c.
15. Воробьева, В.К. Ошибки в использовании глаголов детьми с общим недоразвитием речи. [Текст] / Воробьева В.К. Пятая научная сессия по де¬фектологии. - М.: Просвещение, 1967.- 219-220 c.
16. Волкова, Л. С. Логопедия. Методическое наследие: пособие для ло¬гопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов , кн. V : Фонетико - фонематическое и общее недоразвитие речи [Текст] / Под ред. Л. С. Волко-вой, С. Н. Шаховской - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 480 с.
17. 16 Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. [Текст] / Выготский Л.С. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.- 500-507 с.
18. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Собр. соч. - М., 1982.
19. Т. 6. Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского разви¬тия // Вопросы психологии. - 1972. - №2. - 114с.
20. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] / Гвоздев А.Н. М.: Учпедгиз, 1961. - 472 с.
21. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследо¬вания: метод. пособие [Текст] / О. Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
22. Грибова, О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно. [Текст] / Грибова О.Е. - М.: Айрис - пресс, 2004. - 48с.
23. Гриншпун, Б.М Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью [Текст] Гриншпун Б.М // Дефектология. - 1988. № 3 -18 с.
24. Даниленко, В. П. История русского языкознания: курс лекций [Текст] / В. П. Даниленко - М.: ФЛИНТА, 2012. - 320 с.
25. Ефименкова, Л.Н Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). [Текст] / Пособие для логопедов. - М.: Просве¬щение, 1981 - 112с
26. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст] / // Сов. Педагогика. - 1954. - №6. - 80-94 с.
27. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб. - метод.пособие. [Текст] / Жукова Н.С. - М.: Соц.-полит, журн., 1994. - 96 с.
28. Жукова,Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольни¬ков. [Текст] / Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. - М.: Просвеще¬ние, 1998. - 197с.
29. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность. М.,1992. -220с. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. [Текст] / Земская Е.А.- М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1987.
30. Золотова, Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. 6- ое изд. [Текст] / Г. А. Золотова - М.: УРСС, 2010. - 368 с.
31. Ильякова, Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связ¬ной речи у детей с ОНР 5-6 лет. От глаголов к предложениям. [Текст] / Илья¬кова Н.Е. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. - 32 с.
32. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 280 с.
33. Канцельсон, С.Д. Речемыслительные процессы [Текст] / Канцельсон С.Д. // Вопросы языкознания. - 1984.-№4.-С. 3-12.
34. 75
35. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. [Текст] / - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
36. Коноваленко, В. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. - Изд-во: Детство-Пресс, 2012. - 192 с.
37. Коновалова, С. Н. Формирование предикативной лексики у до-школьников с общим недоразвитием речи [текст]: автореф. дис. ...к.п.н.: 13.00.03 / С. Н. Коновалова; Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. - М., 2007. - 200 с.
38. Косинова, Е. М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи детей от 2 до 7 лет : учебное издание [Текст] / Е. М. Косинова. - ЭКСМО, 2009. - 64 с.
39. Кротевич, Е.Ю. Синтаксические отношения между членами слово¬сочетания и предложения. [Текст] / Кротевич Е.Ю. М - Львов, 1956. - 39 с.
40. Кузнецова, А. Г. Развитие методологии системного подхода в оте¬чественной педагогике: Монография [Текст] / А. Г. Кузнецова. - Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. - 152 с.
41. Кутц, П. А. К вопросу о характеристике глагольного запаса у млад¬ших школьников с общим недоразвитием речи [текст] / П. А. Кутц // Aktualni Pedagogika - 2016. - № 2. - С. 47-50.
42. Лагутина, А. О. работе воспитателя в группе для детей с ОНР // Дошкольное воспитание. [Текст] / Лагутина А. О. 2006-№11- . 76-80 с.
43. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Се¬ребрякова - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. - 224 с.
44. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольни¬ков (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова - СПб.: «СОЮЗ», 1999. - 160 с.
45. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушения устной речи у детей [Текст] / Р. И. Лалаева. - М., 2004. - 71 с.44.
46. 76
47. 44. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. - М.: Просвещение, 1967. - 173 с.
48. Леонтьев, A.A. Психолингвистика. [Текст] / Леонтьев A.A. - М.: Наука, 1967. - 118 с.
49. Леонтьев, A.A. Внутренняя речь и процессы грамматического по¬рождения высказывания. Вопросы порождения речи и обучения языку. [Текст] / Леонтьев A.A. - М.: Наука, 1967.-С. 6-16.
50. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного воз¬раста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. [Текст] / Лопатина Л.В. Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: изд. «союз» 2005. - 192 с.
51. Лопатина, Л.В Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. [Текст] /, Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. - СПб.: Образование, 1994. - 92 с.
52. Лурия, А.Р. Нейропсихологический анализ предикативной струк¬туры высказывания [Текст] / Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Теория речевой дея¬тельности М.: Наука, 1968. - 219-233 с.
53. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного воз¬раста/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000.- 56 с.
54. Мамаева, С.В. Детское словотворчество: нестандартные словообра¬зовательные модели / С.В.Мамаева // Социальные варианты языка - II: [Текст] / Матер. межд. науч. конф.- Нижний Новгород: Нижегород. гос. Лингв. ун-т им Н.А.Добролюбова, 2003. -206-209 с.
55. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи. [Текст] / Микляева Н.В. Дефектология, 2001 - № 2. -.17¬34 с.
56. Автореф. дис. канд. пед. наук. [Текст] / Назарова Е.В. М.: Просвещение, 2000. -16 с.
57. Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР [Текст] / Н. В. Нищева. - Дет¬ство-пресс, 2016. - 704 с.
58. Нищева, Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родите¬лей дошкольников с ОНР. [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 150 с.
59. Поваляева, М.А. Справочник логопеда. [Текст] / - Ростов на-Дону: «Феникс», 2003. 448с.
60. Протасова, Е.Ю. Роль порядка слов в организации детского выска¬зывания// Становление речи и усвоение языка ребенком. [Текст] / Протасова Е.Ю. - М.: МГУ, 1985. - 46-58 с.
61. Серебрякова, Н.В. Логопедическая работа по формированию лекси¬ки у дошкольников со стертой формой дизартрии: Автореф. дис. канд. пед. Наук. [Текст] / Серебрякова Н.В. -СПб., 1996.-16 с.
62. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектолого в и воспи¬тателей. [Текст] / Смирнова Л.Н. - М.: Мозаика-Синтез, 2006 - 77 с.
63. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррек¬ции. [Текст] / Соботович Е.Ф.- М., Классик Стиль, 2003. - 23-27 с.
64. Современный русский язык/ Под ред. П.А. Леканта [Текст] / - М.: Дрофа, 2001-. 560с.
65. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции об¬щего недоразвития речи у детей 5 лет. [Текст] / Ткаченко Т. А. - М.: Гном и Д, 2001.-25 с.
66. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 85с.
67. Уфимцева, A.A. Слово в лексико-семантической системе языка. [Текст] / Уфимцева. A.A. М.: Наука, 1968.-61с.
68. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду. [Текст] Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1989. - 42 с.
69. Чиркина, Г.В., Филичева Т.Б. Обучение и воспитание детей с об¬щим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада. [Текст] / Чиркина Г.В Дефектология. -1987. -№ 4. - 71 -76 с.
70. Чистякова, И.А. 33 игры для развития глагольного словаря до-школьников. [Текст] / Чистякова И.А. - М.: Каро, 2005. 37с.
71. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи// Психолингвистика и современная логопедия/ Под ред. Л.Б. Халиловой. [Текст] / Шаховская С.Н. М.: Экономика, 1997. - 240-250 с.
72. Шахнарович, A.M. Психолингвистические проблемы общения в он¬тогенезе// Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. [Текст] / Шахнарович A.M. - М. Просвещение, 1979. - С. 148-233.
73. Шахматов, A.A. Синтаксис русского языка, изд. 2, [Текст] / Шахма¬тов A.A. -М.: Учпедгиз, - л., 1941. - 50 с.
74. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. [Текст] / Д.Б.Эльконин. М.: Педагогика, 1989.-380с. 


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.