ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .3
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 7
Особенности футбола как вида спорта 7
Психологические особенности футбола 12
Основные психологические характеристики футболистов………..…..23
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
1.1. Исследование личностных характеристик………………….………..26
1.2. Исследование уровня устойчивости эмоций………………..……….26
1.3. Организация исследования ………………………………………..….30
РАЗДЕЛ 2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ …….……..31
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ …………………….…..38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Футбол – самый популярный вид спорта на планете, игроки – публичные личности. Принятые этические нормы в спортивной игре предполагают наличие определенной спортивной воспитанности, которая проявляется во внешнем облике, поведении, личностных качествах. Собственная высокая оценка, реализация качеств личности позволяет обрести уверенность и проявить целеустремленность в спортивной деятельности. Мотивационная сфера является определяющим фактором достижения побед футбольной команды, мотивация определяет стремления, активизирует способности и осуществляет деятельность, позволяющую добиться результата. Именно поэтому вопрос связи мотивации и самооценки является актуальным в психологии спорта.
Актуальность данной темы диктуется сложностью социальной и культурной среды, в которой происходит рост и развитие современных детей. Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов и ученых. В частности, Сократ считал, что человек бoлее всего нуждается в познании самoго себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности [39,с.56]. Следовательно, неслучаен пристальный интерес исследователей к проблемам личностных характеристик спортсменов.
Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира [29, с.120].
Психологи едины в том, что самооценка вызывается необходимостью в объективном знании себя и своих качеств в ходе трудовой деятельности и общения на базе оценочного отношения к предметному миру и напрямую влияет на формирование личности [29, с.98]. Самооценка участвует во всех механизмах адаптации человека к условиям жизни, в процессах активной перестройки, как своей жизни, так и самих условий среды, то есть является «внутренним двигателем» человека. Выступает как важнейшее средство для самоанализа, саморегуляции, самоконтроля.
Спортивная деятельность – это особая социально детерминированная форма психомоторной активности, развивающая и совершенствующая физические и психические качества человека в соответствии с целями и потребностями спорта. Спортивная деятельность имеет ряд специфических особенностей:
1) предмет этой деятельности – человек, увлеченный спортом;
2) ее социальный характер, который постоянно объективизируется спортивными результатами, координирующими цели субъекта и объекта этой деятельности;
3) она оказывает влияние на развитие моторных и психических процессов спортсменов, а также их личностных свойств;
4) формирование личности спортсмена как субъекта этого вида деятельности.
Одной из особенностей личности спортсмена является развитие спортивного характера как важного элемента успешного выступления в соревновании. Самооценка личности – одно из важнейших ее свойств, которая является основой и в то же время результатом самоутверждения.
Самооценка позволяет спортсмену, с одной стороны, оценить реальную действительность, на которую направлена его деятельность, а с другой стороны, свои собственные качества и возможности, обеспечивающие выполнение этой деятельности.
Для того, чтобы стать успешным профессиональным футболистом, игрок должен мужественно переносить как физическую боль, так и переживания на психологическом уровне, ведь игра в футбол требует устойчивой психики. Неуравновешенное состояние футболиста зачастую приводит к ухудшению его функционала. Именно поэтому, в учебно-тренировочном процессе должно занимать одно из важных мест решение вопросов в подготовке психологической устойчивости футболистов, т. е. тех качеств личности, которые отвечают за эмоциональный фон.
Общее формирование психологической устойчивости спортсменов должно находиться в одной связке с физической и тактико-технической подготовкой. Такой подход сможет обеспечить фактор стабильности и игровой устойчивости, проявление которой определяется игровой дисциплиной и единством командных действий для достижения положительного результата. Всевозможные действия игрока, несмотря на его возрастные особенности и опыт, могут инициировать различные психологические эмоции. Готовясь к выполнению важных элементов (к пробиванию пенальти или исполнению штрафных ударов), у него начинает проявляться повышенная ответственность и волнение.
Вот поэтому при выполнении таких футбольных «стандартов» тренерскому штабу необходимо иметь четкую и наглядную картину индивидуальной игровой психологической готовности по каждому игроку в отдельности на текущий матч и назначать на исполнение ответственных штрафных ударов самого устойчивого с точки зрения психики. В этом случае можно отметить, что психологическое состояние может являться результатом переживаний спортсменом итогового результата в процессе своей деятельности.
Объектом исследования является – учебно-тренировочный процесс юных футболистов.
Предмет исследования – формирование личностных характеристик юных футболистов
Цель исследования – изучить влияние спортивной деятельности на формирование самооценки личности юных футболистов.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что спортивная деятельности способствует формированию самооценки личности детей.
В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать состояние вопроса в научной и учебно-методической литературе.
2. Определить уровень физической подготовленности юных футболистов.
3. Выявить эмоциально-психологические дефекты юных футболистов.
4. Выявить влияние физической подготовленности на формирование самооценки личности юных футболистов.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Контрольные испытания.
3. Беседа.
4. Тестирование.
5. Педагогическое наблюдение.
6. Методы математической статистики.
Научная новизна исследования – заключается в изучении влияния тренировочного процесса на формирование самооценки личности юных футболистов в начале спортивной карьеры.
Практическая значимость – проведенные исследования дают возможность вносить необходимые изменения в процесс спортивной тренировки, а также позволяют в дальнейшей практической работе учителей школ, тренеров, инструкторов, наиболее полно использовать физические упражнения для формирования самооценки личности.
ВЫВОДЫ
1. Научно и учебно-методическая литература дает нам множество определений к термину самооценка. В настоящее время многими учеными выявлены типы самооценки (адекватная, неадекватная, завышенная, заниженная, устойчивая, неустойчивая). По мнению некоторых авторов, самооценка напрямую влияет на формирование личности.
2. Результаты исследований показали, что в конце эксперимента у группы ТЭ-1 высокий уровень подготовленности увеличился на 12,5%. Низкий уровень снизился на 5% и составил 10%. В группе ТЭ-3 показала значительную разницу. Высокий уровень увеличился на 17%. С низким уровнем подготовленности не стало.
3. В ходе исследования было выявлено, что у большинства детей имеются психоэмоциональные отклонения: выраженная фрустрация, ригидность, тревожность и агрессивность. У некоторых наблюдалась низкая самооценка и общительность.
4. Проведенное исследование свидетельствует о том, что спортивная тренировка оказывает целостное, интегративное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние юных футболистов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Организованная учеба становится ведущей формой деятельности школьника. В связи с этим самооценка характеризуется расширением объема оцениваемых качеств, которые необходимы для учебной деятельности и взаимоотношений в группе сверстников. В формировании самооценки школьника огромная роль отводится оценочным воздействиям учителя, тренера. В процессе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других.
Проведенные нами исследования показывают необходимость вносить изменения в процесс спортивной тренировки юных футболистов, а так же рекомендуют учителям школ, тренерам, инструкторам в дальнейшей практической работе, наиболее полно использовать физические упражнения для формирования самооценки личности.
СПИ СО К ЛИ ТЕ РА ТУ РЫ
1. А де ква тно сть са мо о це нки спо со бно сте й и у спе шно сть в спо рте // И зве сти я РГПУ и м.А .И Ге рце на : А спи ра нтски е те тра ди : на у чны й жу рна л №30 (67) . – Спб.2008.
2. Айзенк Г. Стру кту ра ли чно сти «Ювента» Са нкт – Пе те рбу рг 1999.
3. А на нье в Б.Г. Че ло ве к ка к пре дме т по зна ни я . – Спб: Пи те р, 2001
4. Ашмарин Б.А . Те о ри я и ме то ди ка пе да го ги че ски х и ссле до ва ни й в фи зи че ско м во спи та ни и .- М.: Фи зку льту ра и спо рт, 1978.-223с.
5. Басина Е .З. Ста но вле ни е са мо о це нки и о бра за «Я ». О со бе нно сти пси хи че ско го ра зви ти я де те й 6-7 ле тне го во зра ста . – М.,1988.
6. В.М.Смирнов Фи зи о ло ги я че ло ве ка /У че бни к для ву зо в И зда те льство : Ме ди ци на ISBN: 2002.
7. Во лко в Д.Н. к во про су о са мо о це нке спо рти вны х спо со бно сте й//те о ри я и пра кти ка фи зи че ско й ку льту ры .-2008.-№2.-с.30-33.
8. Вы го тски й Л.С. про бле ма во зра стно й пе ри о ди за ци и де тско го ра зви ти я //во про сы пси хо ло ги и . №2. М.,1972
9. Го рно ста й П.П. Ти та ре нко Т.М. Пси хо ло ги я ли чно сти «Сло ва рь спра во чни к» Ки е в «Ру та » 2001.
10. Дже мс У . Пси хо ло ги я .- М.1991
11. Динер, В.Л. Те о ри я и ме то ди ка фи зи че ско й ку льту ры . – Краснодар, 2001.
12. Ду бро ви на Л.А , Забавнов М.В, До бры ни на А .О . Формирование са мо о це нки мла дши х шко льни ко в - Вла ди ми р. Вла ди ми рски й го су да рстве нны й у ни ве рси те т и м.А .Г и Н.Г Сто ле то вы х
13. Дья че нко М.И . Кандыбович Л.А . Пси хо ло ги я «Сло ва рь спра во чни к» О О О «Хелсон» 1998
14. Е рмо ла е в Ю.А . Во зра стна я фи зи о ло ги я . У че бно е по со би е для сту де нто в пе да го ги че ски х ву зо в. – М.: Про све ще ни е , 2009.
15. Желе зня к Ю .Д., Клещев Ю .Н, Че хо в О .С По дго то вка ю ны х фу тбо ли сто в / Фи зку льту ра и спо рт 2007.
16. Жолдак В. И . Ме то ды со ве рше нство ва ни я фи зи че ско го во спи та ни я в ВУ Зе . – М., 2003.
17. За ха ро ва А .В. Что та ко е са мо о це нка //се мья и шко ла №8. – М.,1979
18. За ха ро ва А .В. И ссле до ва ни е са мо о це нки мла дше го шко льно го во зра ста //во про сы пси хо ло ги и . - 2000ю-№4. -с.24-28
19. Зимкин Н.В. Фи зи о ло ги я че ло ве к. - Фи зку льту ра и спо рт 2005.
20. Ки се лё в, Ю .Я . Вли я ни е спо рта на фо рми ро ва ни е ли чно сти / Ю .Я .Ки се ле в. – М.: Зна ни е , 2007.
21. Ко н И .С О ткры ти е «Я ».-М.,По ли ти зда т,1987.
22. Кра сно ва Е .Г., Пья но ва Е .Н. И зу че ни е са мо о це нки по дро стко в за ни ма ю щи хся спо рто м. – Ка за нски й Фе де ра льны й У ни ве рси те т, Е ла бу га (э ле ктро нны й жу рна л)
23. Ле о нтье в А .Н. И збра нно е пси хо ло ги че ско е про и зве де ни е : М., 2003
24. Ли пи ри ди И .Н. Са мо о це нка спо ртсме но в и е е ко рре кци я сре дства ми са мо по зна ни я : дис.кон. пе д.на у к. - СПб. Го с.ака де ми я ФК и ме ни П.В. Ле сга фта .
25. Ли пки на А .И . са мо о це нка шко льни ка . – М.,2006.
26. Лях В.И ., Мейксон Г.Б. Про гра ммы о бще о бра зо ва те льны х у че бны х за ве де ни й. Фи зи че ско е во спи та ни е у ча щи хся 1-11 кла ссо в с на пра вле нны м ра зви ти е м дви га те льны х спо со бно сте й. Мо сква «про све ще ни е » 2013г.
27. Ме то ди ки пси хо -ди а гно сти ки в спо рте / В.Л Марищук, Ю .М Блу до в, В.А Плахтиенко, Л.К Се ро ва М., «Про све ще ни е » 2004.-с.30
28. Ни фо нто в, М.Ю . Вли я ни е за ня ти й фу тбо ло м на ра зви ти е спо рти вно ва жны х ка че ств и гро ко в // У че ны е за пи ски у ни ве рси те та и ме ни П.Ф. Ле сга фта . – 2009. – Вып. 11 (57). – С. 61-65.
29. Пе тро в П.К. Ма те ма ти ко -ста ти сти че ска я о бра бо тка и гра фи че ско е пре до ста вле ни е ре зу льта то в пе да го ги че ски х и ссле до ва ни й с и спо льзо ва ни е м и нфо рма ци о нны х те хно ло ги й. И же вск: у че бно е по со би е . «У дму ртски й го су да рстве нны й у ни ве рси те т» 2013. - 140 с.
30. Пе тро вски й А .В Пси хо ло ги я : у че бни к для студ.вы сш.пе д.у че б.за ве де ни й. -2-е и зд. Сте ре о ти п/ - М., И зда те льски й це нтр «А ка де ми я »; Вы сша я шко ла ,2000. - 512с
31. Пу ни , А .Ц. Пре дме т пси хо ло ги и фи зи че ско го во спи та ни я и спо рта . – М.: Фи зку льту ра и спо рт, 2004.
32. Са фи н В.Ф. Пси хо ло ги я са мо о пре де ле ни я ли чно сти : у че б.по со би е .-2000. -142с.
33. Се ро ва Л.К. Пси хо ло ги я ли чно сти спо ртсме на . - учеб.пособие.-М., 2000
34. Спи рки н А .Г. Со зна ни е и са мо со зна ни е . –М., 2012.
35. Сто ля ро в В.И ., Пе тле ва ны й Г.Ф. "Спартианская" про ¬гра мма о ли мпи йско го во спи та ни я , о бра зо ва ни я и о бу че ни я // О ли мпи йско е о бра зо ва ни е в шко ле : У че б. по со би е для сту ¬де нто в вы сши х у че бны х за ве де ни й фи зи че ско й ку льту ры . - Смо ле нск, 2007. - С. 57-138.
36. Фа ту лла е ва А .Т. са мо о це нка ка к о сно ва ли чно стно го ста но вле ни я мла дше го шко льни ка //сре дне е про фе сси о на льно е о бра зо ва ни е . - 2009.-прил., №6.- С.69-70
37. Фельдштейн Д.И Пси хо ло ги че ски е о сно вы о бще стве нно по ле зно й де я те льно сти по дро стко в. М., 2002
38. Фельдштейн Д.И Психология со вре ме нно го по дро стка : М., 2008.
39. Фомин H.A., Ва ви ло в Ю .Н Физиологически е основы дви га те льно й акти вно сти .М.:Фи С, 2009. - С. 95-103.
40. Ши бу та ни Т.Я . Ко нце пци я и чу вство со бстве нно го до сто и нства //са мо со зна ни е и за щи тны е ме ха ни змы ли чно сти . – Са ма ра : Бахрах –М, 2003
ПРИЛОЖЕНИЯ